Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются актуальные аспекты современного высшего профессионального образования: пути реализации компетентностого подхода в процессе подготовки специалистов, требования к организации и содержанию самостоятельной работы студентов, проблемы методологической подготовки выпускников вуза.
Болонский процесс; компетентностный подход; качество образования; методология образования.
Общеизвестные процессы развития человеческой цивилизации на рубеже XX—XXI вв. — интернационализация, плавно перешедшая в глобализацию, безутешные поиски «устойчивого равновесия», попытки осмысления нового понятия «глокализация», затяжной кризис, весьма условно именуемый «экономическим», — все это находит отражение в перманентных попытках адаптации системы образования к трансформациям в стране и мировом сообществе.
Это важно и оправданно. На современном витке научно-технической революции интеллектуальный потенциал страны — составляющая экономического и социального развития страны — определяется качеством образования в стране в целом и высшего образования в частности. Тревожная тенденция снижения качества образования и его фундаментальности, неумолимо ведущая в условиях рыночной экономики к утрате конкурентных преимуществ, не оставлена без внимания. На протяжении десятилетий мы перманентно реформируем, разрабатываем, проектируем…
В 2003 г. Россия присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Суть его заключается в формировании Зоны европейского высшего образования, основанной на общности фундаментальных принципов его функционирования. Это предполагало скоротечную (3—5 лет) переориентацию отечественной системы на построение новой модели двухуровневого профессионального образования. Скоротечную, по сравнению с процессом формирования общеевропейской системы высшего образования, уже прошедшей три периода в развитии общеевропейских тенденций в высшей школе во второй половине XX века (с Римского договора 1957 г.). С сожалением приходится констатировать, что на первый взгляд мы продолжаем удерживать за собой характеристики «догоняющей» и «мобилизационной» цивилизации, руководящая элита которой стремится подражать форме, запаздывая в понимании содержания. С другой стороны, мы не можем не нести ответственности за подготовку той самой «элиты».
Проблемы направленности университетского образования «в долгой истории европейских университетов» проанализировал в 1993 г. Н.С. Розов в своей книге «Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и онцепция базового гуманитарного образования в высшей школе». Он пишет: «…несмотря на многократные колебания, постоянно восстанавливался баланс ориентации на общество (социоцентризм образовательных ценностей — обеспечение потребностей общества в специалистах требуемой квалификации), культуру (культуроцентризм — воспроизводство и развитие интеллектуальных и духовных традиций) и человека (антропоцентризм — предоставление образовательных услуг индивиду).
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. URL: http://old.vvsu.ru/dap/development_program/files/zimnyaya.pdf
3. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. — М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.
4. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. — 1988. — № 3.
5. Материалы дискуссии о компетентностном подходе. URL: http://www.eidos.ru/journal/(2002—2009 гг.).
6. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвес, 2006.
7. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. — 2007. — № 10. — С. 71—75.
8. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. — М.: Изд-во НЦСиМО, 2008.