Данная статья посвящена выявлению и оценке ключевых факторов управления проектами на ранней стадии реализации. В научной и практической литературе, зачастую, такой тип проектов безусловно причисляют к венчурным проектам. Однако, венчурный проект является лишь одной из «ступеней» проекта на ранней стадии реализации. Вопросы, рассмотренные в данной статье охватывает широкий круг проблем, связанный с отсутствием методологического единства в данной тематике. Большее внимание в исследовании уделено таким факторам, как: особенности взаимовлияния доходности проектов и выбранной бизнес-модели; факторы, влияющие на реализацию проектов, такие, как команда, финансирование и рост рынка; оценено влияние лидерских качеств руководителя проекта на успешность его реализации. Статья представляет результаты качественного и количественного исследования проектов на ранней стадии реализации в Российской федерации и может служить основой для последующих, более глубоких исследований в данном направлении.
проекты на ранней стадии реализации, венчурные проекты, ключевые факторы успеха проектов.
Введение
Основы управления проектом на ранней стадии реализации были заложены Р.С. Епстейном (1931), Й.А. Шумпетером (1942), Дж.С. Баином (1956), Е.Т. Пенроузом (1959), М. Холлом и Л. Вайссом (1967), У. Шефердом (1972, 1975), У. Велсом (1974), С. Пелтзманом (1977) и др. Интерес исследователей к управлению проектами на ранней стадии реализации резко повысился с 80-х гг. прошлого века и продолжает расти. В настоящее время теоретический базис по управлению проектами на ранней стадии реализации содержит исследования из различных областей. В первую очередь присутствуют как прикладные исследования, так и монографии в сфере управления проектами, маркетинга, управления знаниями. В подобных исследованиях закладываются основы управления командой проекта, управления ресурсами, раскрываются административные функции, лидерство, описываются методы и инструменты анализа рынка, выявляются особенности применительно к отдельным отраслям, к примеру, в сфере информационных технологий, машиностроении, биотехнологии и др. Исследования в сфере инвестиционного анализа и финансового менеджмента закладывают базу для анализа проекта, адаптации экономических показателей, описывают методику анализа эффективности проекта.
С. Манигарт и др. [20] обнаружили, что при оценке проектов на ранней стадии реализации используется метод дисконтированных денежных потоков и др., а также производится расчет таких показателей, как внутренняя норма доходности, чистая приведенная стоимость, что позволяет сделать вывод относительно финансового состояния проекта. Особую роль стоит отвести исследованиям в сфере развития предпринимательства, так как они рассматривают вопросы, связанные с отношением инвесторов к продуктам и описывают этапы развития компаний: от проекта на ранней стадии до корпорации. Литературный обзор исследований и монографий по управлению проектами на ранней стадии реализации позволил сделать вывод о том, что это достаточно новое направление, по которому еще продолжает формироваться теоретический базис.
1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Пер. с англ. Е.В. Мамонтова; под ред. А.Д. Баженова, А.О. Арефьева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004.
2. Барыкин А.Н., Икрянников В.О. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. 2010. № 3. С. 202–213.
3. Галашова Д.Н. Как привлекать целевых посетителей в интернет-стартап без инвестиций // Интернет-маркетинг. 2011. № 3. С. 168–178.
4. Калабин А.А. «Стартап»: топ-команде вход воспрещен // Стратегический менеджмент. 2008. № 1. С. 66–74.
5. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. М.: Журнал «Управление персоналом», 2004.
6. Романова М.В. Маркетинговое управление инновационными проектами: Монография. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2003.
7. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). 4-е изд., М.: Project Management Institute, 2008.
8. Храмов Е.И. Интернет-маркетинг. Возможна ли стратегия в сети? // Маркетинговые коммуникации. 2011. № 2. С. 70–77.
9. Ципес Г.Л., Товб А.С. Менеджмент проектов в практике современной компании. М.: Олимп-бизнес, 2006.
10. Acs Z.J., Szerb L. Global Entrepreneurship and Development. Edward Elgar Publishing Ltd, 2010. P. 266–269.
11. Allen T.J. Organization and Architecture for Product Development, unpublished manuscript, MIT, Sloan School of Management, Cambridge, MA, 1996.
12. Chesbrough H. Business model innovation: it’s not just about technology anymore // Strategy&Leadership. 2007. № 6. P. 12–17.
13. Cooper A.C., Willard G.E., Woo C.Y. Strategies of highperforming new and small firms: a reexamination of the niche concept // Journal of Business Venturing. 1986. P. 247–260.
14. Dubini P., Aldrich H. Personal and extended networks are central to the entrepreneurial process // Journal of Business Venturing. 1991. V. 6. № 5. P. 305–313.
15. Ge D. Startup valuation by venture capitalists: A strategic management approach. Dissertations and Theses, 2003.
16. Hall J., Hofer C. Venture capitalists´ decision criteria in new venture evaluation // Journal of Business Venturing. 1993. V. 8. № 1. Р. 25–42.
17. Hall M., Weiss L.W. Firm size and profitability // The Review of Economics and Statistics. 1967. № 49. Р. 319–331.
18. Henderson R. Prediction of plant startup progress, duration, and lost capacity // International Journal of Operations & Production Management. 1981. V. 2, i. 1. P. 14–29.
19. Huber G.P. Facilitating Project Team Learning and Contributions to Organizational Knowledge // Creativity and Innovation Management. 1999. V. 8. Issue 2. Р. 70–76.
20. Manigart S., Wright M., Robbie K., Desbrieres P., De Waele K. Venture capitalists appraisal of investment projects: An empirical European study // Entrepreneurship: Theory & Practice. 1998. V. 25. Issue 5/6. Р. 521–570.
21. Milliman J., Von Glinow M.A., Nathan M. Organizational life cycles and strategic International Human Resource Management in MNCs: Implications for Congruence Theory // Academy of Management Review. 1991. V. 16. Issue 2. P. 318–339.
22. Peltzman S. The gains and losses from industrial concentration // Journal of Law and Economics. 1977. V. 20. № 2. P. 229–263.
23. Porter M.E., Schwab K. The Global Competitiveness Report 2008–2009. Geneva, Switzerland: World Economic Forum, 2008.
24. Quinn R.E., Cameron K. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence // Management Science. 1983. V. 29. Issue 1. P. 33–51.
25. Rah J., Jung K., Lee J. Validation of the venture evaluation model in Korea // Journal of Business Venturing. 1994. V. 9. Issue 6. P. 509–524.
26. Shepherd W. The elements of market structure // The Review of Economics and Statistics. 1972. V. 54. Issue 1. P. 25–37.
27. Shumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy. 3ed ed. New York: Harper and Row, 1942.
28. Smith K.G., Mitchell T.R., Summer С.Е. Top management priorities in different stages of organizational life cycle // Academy of Management Journal. 1985. V. 28. Issue 4. P. 799–820.
29. Stuart T. Inter-organizational alliances and the performance of firms: a study of growth and innovation rates in a hightechnology industry // Strategic Management Journal. 2000. V. 21. Issue 8. P. 791–811.
30. Tyebjee Т., Bruno A. A model of venture capitalist investment activity // Management Science. 1984. V. 30. Issue 9. P. 1051–1066.
31. Verkhovskaya O., Dorokhina M. Global Entrepreneurship Monitor. Russia, 2010.
32. Wells W. Venture capital decision making, doctoral dissertation, Carnegie-Mellon University, 1984.
33. Zenger T.R. Crafting Internal Hybrids: Complementarities, Common Change Initiatives, and the Team-Based Organization // International Journal of the Economics of Business. 2002. V. 9. Issue 1. P. 79–95.