В статье рассмотрены международные тенденции в инновационном развитии образования, раскрыты ключевые понятия инновационного развития и «глобальное образование».
инновации; инновационное образование; глобальное образование; современная педагогическая наука.
Международная конференция «Мосты в будущее», состоявшаяся под эгидой ЮНЕСКО в апреле 1995 г. в Нью-Йорке, определила роль и основные направления развития глобального образования в XXI в. Оно было признано важнейшим направлением развития современной педагогической науки и практики, целью которого является подготовка человека к жизни в быстроменяющемся и взаимозависимом мире, к решению нарастающих глобальных проблем.
Понятие «глобальное образование» используется на разных уровнях:
- на уровне глобальной мегасистемы (планетарный), т.е. на уровне взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, международных, межрегиональных связей и международного сотрудничества,
- на уровне конкретных образовательных систем (школы и классы, образовательные центры, университеты и т.д.), а именно, на уровне содержания (международного) образования, развивающего планетарное мышление и сознание, и организации процесса обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями.
Содержание глобального образования, по мнению исследователей, состоит из следующих основных направлений: изучение систем (экономические, политические, экологические, технологические); изучение гуманитарных ценностей (общие и различные); изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда); изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей).
Термин «инновация» вошел в обиход в 1930-е гг. в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии. В первой половине XX в. инновацией считалось то, что выходило за рамки традиции и обычая. В середине 1980-х г. проводились широкие исследования инноваций в педагогике и в системе образования. Под инновацией в тот момент понимали любую новую идею, новый метод или новый продукт, который намеренно вводится в систему традиционного образования. Таким образом, первоначально в социологии образования инновации противопоставляли традициям. В настоящее время выдвинута новая концептуальная схема: «традиции — инновации — институции», которая позволит понять инновационные процессы и в контексте тех традиций, которые уже существуют в культуре и обществе, и в контексте социального признания инноваций, в качестве базы для осуществления нововведений в системе образования.
Инновационное образование сегодня — это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. Новый образ образования требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нем.
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Монография. — М.: Эгвес, 2008.
2. Рытов А.И., Крутова О.Э., Светенко Т.В. и др. Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: АПКиППРО, 2009.
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки РФ, протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).