Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Для анализа и проектирования логистических систем основным принципом является системный подход. Технология его применения представлена в виде блок-схемы и основана на принципах системного анализа. Представлена схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо¬вания и последовательность выполнения заключительных этапов системного анализа. Определенны задачи этапа описания и анализа объектов исследования.

Ключевые слова:
логистическая система, материальный поток, системный анализ, системный подход, строительно-монтажные работы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Логистическая система в строительстве –это самоорганизующаяся адаптивная, сложная динамическая и стохастическая структура, состоящая из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных многоуровневых иерархических элементов относительно стабильного целевого и функционального назначения, функционирование которой направлено на своевременное  и качественное обеспечение строительного производства необходимыми материальными ресурсами с максимальной полезностью для потребителей [1, 2].

Ло­гистика строительного производства – это раздел науки об управлении и ав­томатизации материальных потоков, потоков услуг по производству строительно-монтажных работ (СМР) и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе строительно-монтажной организации (СМО) для достижения поставленных перед ней це­лей по выполнению строительных процессов и возведению объектов [3].

С позиций строительного бизнеса: «Логистика строительного производ­ства – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей  организации бизнеса (строительства) за счет эффективности от снижения  общих затрат и удовлетворения требований  конечных потребителей (заказчиков) к качеству строительной продукции при производстве СМР от управления материаль­ными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками  информации и финансовых средств» [3].

Основной объект исследований логистики строительного производства – это материальный поток, определяемый проектами поточного строительства (ППС) объектов и комплексов или ППС на годовые программы СМО.

Для анализа и проектирования логистических систем (ЛС), методов и приёмов логистического менеджмента разработаны и апробированы многие методо­логические принципы, основным из которых применительно к строи­тельному производству (СП) является системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов ЛС СП как взаимосвязанных и взаимосодействующих достижению конечной цели (результата) – сдаче объекта.

При формировании ЛС СП необходимо применение методологии систем­ного анализа.

Системный подход нашёл успешное применение к синтезу логистических систем управления, объектами которых являются предприятия и организации различных видов транспорта [3, 4]. Применительно к проблеме построения ЛС СП необходимо подчеркнуть принципиальную новизну постановки за­дачи, заключающуюся в следующем:

- новом рыночном экономическом окружении (внешней среде);

- необходимости учета международного разделения труда и кооперации, координации исследований с международными программами в области логи­стики, торговли и транспорта;

- новом интегральном характере взаимодействия логистических посред­ников для достижения главной цели ЛС СП;

- оптимизации всех видов ресурсов в процессах проектирования, разра­ботки и внедрения ЛС СП.

Основываясь на принципах системного подхода, изложенных выше, тех­нологию его применения к проблеме формирования ЛС СП можно предста­вить в виде блок-схемы (рис. 1) [3, 4].

При системном анализе необходимо выявить состав и содержание транс­портных и сопутствующих логистических услуг, где они создаются и как проявляются, как оценивается их качество и какие существуют недостатки транспортно-логистического сервиса, каков рынок этих услуг; оценить фак­торы влияющие на проблему.

 

 

 

Проблемы функционирования  и управления

 

 

Задачи

 

Функции

 

Структура

Постановка проблемы исследования

Объект управления

Субъект управления

Конкретизация целей и задач исследования

Разработка и анализ альтернатив

 

- организационно-функциональной структуры

- комплекса обеспечивающих систем

Выбор альтернатив по структуре и обеспечивающему комплексу

 

 

Рис. 1. Блок схема проведения системного анализа проблемы формирования логистической системы

 

 

Задачи этапа описания и анализа объектов исследования (ЛС СП) состоят в его системном описании, удобном для дальнейшего формирования ЛС. На этом этапе определяются:

-    цели функционирования ЛС СП;

-    основные задачи, конкретизирующие эти цели;

-    предварительные организационно-функциональные структуры объекта и субъекта управления в ЛС;

-    критерии и показатели функционирования;

-    проблемы взаимодействия видов транспорта на рынке транспортно-ло­гистических услуг и др.

Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо­вания представлена на рис. 2 [3, 4].

Заключительные этапы системного анализа проблемы формирования ЛС СП состоят в анализе и выборе альтернатив по организационно-функцио­нальной структуре ЛС и комплексу обеспечивающих подсистем. Последова­тельность выполнения этих этапов приведена на рис. 3

Согласно алгоритма (рис. 3) до начала проектирования ЛС СП необхо­димо провести качественный и количественный анализ имеющихся альтер­натив, оценить их влияние на эффективность ЛС и качество логистического сервиса. Необходимо определить целесообразность каждого мероприятия в соответствии с поставленными задачами, возможность его реализации и по­требные ресурсы.

Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо­вания представлена на рис. 2 [3, 4].

Задачи для разработки и внедрения ЛС СП ставятся в ППС объектов и комплексов, а также в ППС на годовые программы СМО.

Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудо­вых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная це­лостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточ­ных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эф­фективность логистической цепи достигается регулированием и выполне­нием логистических процессов теми участниками, которые СП выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей  сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.

Логистика в строительстве рассматривается в отдельной строительной ор­ганизации на микроуровне и (или) в региональном комплектовочно-транс­портно-строительном комплексе (КТСК) на макроуровне [1].

Логистика СМО ориентируется на показатели:

-    запасы материалов и изделий;

-    загрузка мощностей строительных подразделений;

-    комплектность поставок и величина партий;

-    время укладки материалов и изделий при производстве СМР на строи­тельстве объектов [1].

Основным компонентом логистики СМО является материалопоток, являющийся предметом труда логистических служб. Главной задачей логи­стики СП является организация потоков материально-технических ресурсов прямо на стройплощадку к рабочему месту строителей в соответствии с ор­ганизационно-техническими решениями проектов поточного строительства.

Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудо­вых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная це­лостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточ­ных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эф­фективность логистической цепи достигается регулированием и выполне­нием логистических процессов теми участниками, которые выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей  сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.

Сложность и динамичность производственно-хозяйственных свя­зей строительства в рыночных условиях вызвали необходимость рас­смотрения потоков  в их логистической взаимосвязи.

При формировании логистических систем строительного производ­ства необходимо применение методологии системного анализа.

Резервы повышения эффективности в строительном производстве заключаются в комплексном подходе к управлению трудовыми, матери­альными, финансовыми, информационными и другими потоками.

 

 

 

Цель и объект исследования

Описание объекта исследования

Цели и задачи ЛС  СП

Объект управления

Описание внешней среды

Требования внешней среды к ЛС

Субъект управления

Модель технического процесса взаимодействия в ЛС  СП

Показатели оценки качества функционирования объектов

Функции и организационные проблемы управления взаимодействием

Ситуации при взаимодействии материальных, информационных и финансовых потоков

Оценка ситуации

Технология логистического менеджмента

Предварительная модель

 

Рис. 2. Схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернатива

Оценка полезности (эффективности) альтернативы

Анализ причин

неудовлетворения

Альтернатива приемлема?

Влияние

альтернативы на другие ситуации

и внешнюю среду

Сравнение с другими альтернативами по проблеме

Анализ влияния

альтернативы на

состояние всей ЛС

Оценка затрат на

реализацию

альтернативы

Альтернатива

Координация

с другими

программами

и проектами

Разработка проекта ЛС    СП

нет

да

нет

да

Рис. 3. Алгоритм оценки и выбора альтернатив в процессе формирования ЛС СП

 

 

 

 

 

Информационные потоки, циркулирующие внутри логистической системы между ее элементами, а также связанные с внешней средой, об­разуют логистическую информационную систему, определяемую как интерактивная структура из персонала, оборудования и технологий, объ­единенных связанной информацией.

Список литературы

1. Жаворонков Е.П. «Эффективность логистики в строительстве». М.: КИАцентр, 2002 136с.

2. Жаворонков Е.П., Пермякова Л.В. Ме-неджмент в строительстве. ООО «Издательство Элит», 2005. 416с.

3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: М.: ИНФРА – М, 2001. 608с.

4. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: СПб: «Союз», 2003 544 с.

5. Лебедев В.М. Моделирование системоквантов строительного производства: Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. 244 с.

6. Лебедев В.М. Системотехника строи-тельства и формирования функциональных систем зданий. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 165с.

7. Сивохина Н.П., Родинов В.Б., Горбунов Н.М. Логистика. М.: ООО «Издательство ACT», ЗАО «РИК Русанова», 2000. 224 с.

8. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве. М.: «Издательство Приор», 2001. 176 с.

9. Лебедев В.М. Системокванты строи-тельно-монтажной функциональной системы производства. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 266с.

10. Лебедев В.М. Системотехника и системокванты строительного производства. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 239 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?