ГРНТИ 71.37 Туристско-экскурсионное обслуживание
В статье рассматриваются сущность и основное назначение адаптивного туризма, его роль в социализации, интеграции, реабилитации и адаптации детей с ограничением жизнедеятельности, перечисляются основные барьеры на пути создания благоприятных адаптивных туристских услуг. Поднимается вопрос необходимости разработки адап-туров для детей с инвалидностью, их позитивное влияние на психологическое состояние ребенка и его взаимоотношения в обществе. Авторами статьи разработана «карта» доступности туристского маршрута, составлена классификация адаптивных маршрутов по назначению, где выделены основные виды туристско-экскурсионных программ, являющиеся наиболее интересными, комфортными, полезными для ребенка с ограничением жизнедеятельности, и применяемым техникам, помогающим создать для ребенка комфортную и позитивную социальную среду во время поездки. Предложены рекомендации по организации адаптуров для детей с инвалидностью, представлена технологическая карта примерного туристского маршрута для детей с особыми потребностями в Калужской области. При организации туров подобные рекомендации очень важны. Они помогут успешно обеспечить все условия для полноценного и комфортного путешествия детей с инвалидностью. Разработанные авторами предложения и рекомендации подтверждают тот факт, что организация адап-туров для туристов с особыми потребностями – достаточно ответственный и сложный процесс, требующий взаимодействия семьи, туроператоров, руководителей туристской дестинации и туробъектов. Адаптивный туризм вносит огромный вклад в процесс развития, социальную реабилитацию ребенка, а потом уже взрослого человека, помогает полноценно сосуществовать в окружающем мире, реализовать себя в этой жизни, удовлетворить свои основные потребности, побывать в интересных местах, посмотреть различные культурные и туристские объекты, получить полезную информацию.
инвалиды, инвалидность, социализация, интеграция, адаптация, адаптивный туризм, туристская дестинация, адаптур, «карта» доступности
Вопрос социализации детей с ограниче- нием жизнедеятельности средствами туризма в последнее время является достаточно акту- альным. По официальным статистическим данным, в 2016 г. в России насчитывается свыше 600 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет 1 . Адаптивный туризм является новым направлением в туристской индустрии и пред- назначен для более эффективной социализа-ции, интеграции, реабилитации, адаптации людей с ограничением жизнедеятельности к окружающей среде
1. Сигида Е.А., Лукьянова И. Е. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 106 с.
2. Кузнецов С. А. Социально-психологическая подготовка специалистов сферы социального туризма к работе с инвалидам // Мир психологии. 2013. № С. 177–182.
3. Кунцевич Е. А., Морозов В. В. Кемпинги как основа развития караванинга в России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № С. 83–88.
4. Бавельский А. Д. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма // Социальное партнерство учреждений социального обслуживания населения с общественными организациями по работе с детьми-инвалидами: сб. материалов международной научно-практической конференции. М.: ИПК ДСЗН, 201103 с.
5. Педосюк Ю. Ф. Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 29–34.
6. Радыгина Е. Г. Обслуживание гостей с ограниченными возможностями в гостиницах // Социокультурная среда и её развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. С. 213–218.
7. Кунцевич Е. А., Морозов В. В. К вопросу о формировании караван-туров в рамках адаптивного туризма//Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. № 1 (62). DOI: 10.12737/19176.
8. Смирнов А. В. Безбарьерный туризм как актуальное направление развития индустрии сервиса в Санкт-Петербурге // Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. СПб., 2015. С. 357–359.
9. Трескова С. Г. Универсальный городской дизайн и доступная среда жизнедеятельности для инвалидов//Вопросы социально-гуманитарного знания. 2015. С. 161–166.
10. Федулин А.А. Профессионализм — требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 2–13.
11. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Мифы о сервисе // Сервис plus. 2010. № 1. С. 3–13.
12. Федулин А.А. Инвестиции в человеческий капитал – путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 79–82.
13. Kortunov V., Fedulin A. A critical analysis of the impact of telecommunications on the worldview of Russian society // Middle East Journal of Scientific Research. 20Т. 15. № 10. С. 1389–1395.
14. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис в историческом и философском осмыслении. М.: ФБГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.
15. Nature-based tourism in Russia. Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., Vetitnev A., Apukhtin A., Kruzhkov D., Kurbanov E., Pecheritsa E., Sakharchuk E., Sharafanova E., Romanova G., Alexanyanc G., Tatarskikh Iu., Belosluttseva L., Smit N., Kryukova O., Vapnyarskaya O., Ilkevich S., Kharitonova T. etс. TEMPUS Project «NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia» / Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.
16. Федулин А.А., Сахарчук Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 49–55.