АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов в период обучения в российском медицинском вузе. Показано, что данный процесс представлен несколькими составляющими, среди которых лингвистическая адаптация, социокультурная адаптации, психолого-педагогическая адаптация. Приведены результаты исследования методом контент-анализа, позволяющие выяс- нить адаптационные возможности пребывающих на учёбу в российские вузы иностранных студентов. Авторы утверждают, что усвоение профессиональных ценностей становится первоочередной задачей для иностранного студента, обучающегося в российском вузе. Приобщение к культуре страны обучения повышает адаптивные возможности личности в профессиональном контексте. Поэто- му очевидным является, что процесс адаптации в инокультурной среде протекает успешно в случае профессиональной мотивации. Авторы отмечают, что адаптационный процесс в условиях иного на- ционального окружения необходимо рассматривать как усвоение культурных и профессиональных знаний. В результате анализа сделаны следующие выводы: 1) процесс адаптации не заканчивается в течение всего периода пребывания и обучения в России; 2) выделяются три качественных уровня адаптивности: высокий, средний и низкий; 3) под влиянием социокультурной или этнопсихологи- ческой неадаптивности у студента может измениться отношение к профессии врача как к общечеловеческой ценности. Преимущество медицинского вуза состоит в том, что студенты, получая профессиональные медицинские знания, способны применить их к анализу собственной ситуации, что помогает снимать дезадаптационное напряжение. Выводы, полученные при анализе специально организованного, целенаправленного процесса адаптации в инонациональном окружении, могут послужить основой для профилактики дезадаптации или ресоциализации личности.

Ключевые слова:
адаптация, иноэтничная среда, иностранные студенты, контент-анализ, уровни адаптивности, ресоциализация, дезадаптация
Текст

Обучение в инонациональном окружении предполагает приобщение к ценностям всех уровней, среди которых на первое место выдви- гаются культурные ценности. Тем не менее, если иностранный студент обучается в российском вузе, то первоочередной задачей для него стано- вится усвоение профессиональных ценностей. Вероятность положительного эффекта при- общения к культуре страны обучения повышает адаптивные возможности личности и в профес- сиональном контексте. Поэтому очевидно, что процесс адаптации в инокультурном окружении завершится успешно в случае профессиональ- ной мотивации. Следовательно, адаптацион- ный процесс в условиях другого национального окружения необходимо рассматривать как усво- ение культурных и профессиональных знаний [1–5, 8–11].

Список литературы

1. Гончаренко Н.В., Алтухова О.Н. Куратор землячества иностранных студентов как формальный агент социализа в инонациональной среде // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 126–130.

2. Дацишин П.Т., Николаенко О.А., Стельмощук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе // International Scientific Review. 2016. № 2 (февраль). С. 218–220.

3. Игнатенко О.П. Механизмы успешной социокультурной и лингвистической адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 38. С. 115–118.

4. Мамылова И.А. Адаптивная педагогическая система вуза в обучении иностранных студентов // Совет ректоров. 2015. № 4. C. 52–56.

5. Седова Н.Н., Навроцкий Б.А., Волчанский М.Е., Kobaлeba М.Д., Фомина Т.К., Чижова В.М., Шипунов Д.А. Теория и практика применения качественных методов социологии в медицине // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. Т. 10. № 3 (39). С. 327–331.

6. Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. 2013. № 3. С. 114–117.

7. Ушакова И.А. Особенности процесса адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1. С. 18–20.

8. Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Иностранные студенты в медицинском вузе России // European Social Science Journal. 2011. № 9 (12). С. 118–125.

9. Фатеева Ю.Г., Дегтяренко В.В. Культурная интеграция как гарант успешного обучения в иноязыковой среде медицинского вуза // Наука и современность. 2014. № 32–1. С. 95–99.

10. Фомина Т.К. Адаптация в инонациональной среде как психологическая проблема // Человек в современных философских концепциях: Материалы III Международной научной конференции: в 2-х томах. 2004. С. 196–200.

11. Фомина Т.К., Игнатенко О.П., Алтухова О.Н. Преподаватели медицинского вуза как агенты самоопределения личности будущего врача // «Современные концепции научных исследований»: XI международная научно- практическая конференция. 2015. С. 13–16.

12. Юдаева Ю.А. Проблема социально-культурной, психологической и академической адаптации иностранных студентов в российском вузе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8–1 (август), С. 101–103.

13. Худобина О.Ф. Психологические барьеры и факторы их преодоления в процессе билингвального обучения в вузе (на примере обучения иностранных студентов-медиков). Волгоград, 2013. 224 с.

14. Юрчук Г.В., Юрчук В.А., Менделеева Л.Я. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде медицинского вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 31–33.

15. Khudobina O.F., Fedulov I.N. Bilingual education is a trend of pedagogics of XXI century // The Second International conference on development of education and psychological science in Eurasia Proceedings of the Conference. 2015. С. 14–16.

16. Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Y., Korjova E.Y., Monakhova L.Y. Educational environment of university – A model of international students’ socio-psychological adaptation to the ethno-cultural characteristics of society // Journal of Environmental Management and Tourism, 7 (2016), 2, рр. 291–298.

17. Szabo A., Ward C., Jose P.E. Uprooting stress, coping, and anxiety: A longitudinal study of International students // International Journal of Stress Management, 23 (2016), 2, рр. 190–208.

Войти или Создать
* Забыли пароль?