Волгоград, Волгоградская область, Россия
Статья посвящена теоретическим вопросам педагогики высшего образования. Автор обосновал проблему подготовки педагогических кадров в условиях социально-экономических инноваций, которые дик- туют новые подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов. В статье рассматриваются качества современного индивида, которые могут стать фундаментом успешного формирования компетентности будущего специалиста в его профессиональной сфере. Выводы автора подтверждаются статистическим исследованием, направленным на выявление проблем профессиональной под- готовки будущих специалистов сферы образования. Из полученных данных следует, что выпускники вуза и специалисты сферы образования испытывают затруднения в сфере профессионального общения, построения своей педагогической системы, оценивания своей роли в образовательном процессе и т. д. В представленном материале интегративные свойства профессионально-педагогической компетентности расцениваются, по мнению автора, как целостная система в структуре личности, с опорой на современные психолого-педагогические исследования. В соответствии с результатами теоретического анализа в статье указаны причины сложившегося положения в образовательной практике высшей школы и определены направления преодоления означенных трудностей. На основе анализа ряда исследований в работе разделены понятия компетентности, профессиональной компетентности, педагогической компетентности, психолого-педагогической компетентности и профессионально-педагогической компетентности. Установлено, что профессионально-педагогическая компетентность является многоаспектным явлением современного педагогического образования и представлено его авторское определение, в котором отражена специфика подготовки будущих специалистов педагогического труда с учетом современных социально-экономических инноваций. Кроме того, выявлены основные функции изучаемого феномена, которые наиболее полно отражают сущность и специфику профессионально-педагогической компетентности, и представлена их иерархия. В представленной статье предложены перспективные направления дальнейших исследований в области подготовки педагогических кадров, формирования профессионально-педагогической компетентности.
педагогика высшей школы, подготовка учителя (педагога), профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность, функции, системообразующая функция, иерархия функций
В последние десятилетия общество претерпевает всевозможные трансформации в различ- ных сферах своей жизнедеятельности, процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования должно быть направлено на создание условий для самоопределения личности, качественной самореализации. Современное образование представляет собой общественно значимое благо, а образовательное учреждение призвано развивать у подрастающего поколения ценностные установки, опыт продуктивной деятельности, с целью удовлетворения образовательных интересов. В связи с этим Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков и др. высказывают мнение о том, что профессиональная компетентность педагога, готового соответствовать меняющимся требова- ниям к личности, является условием эффективности образования [9, 10, 18]
1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис. … д-ра пед. наук. М., 1998. 357 с.
2. Белов С.Н., Ветров Ю.П. Современные требования к подготовке педагогов профессионального обучения // Глобальный научный потенциал. 2013. № 9 (30). С. 20–23.
3. Галустов Р.А. Формирование проектной культуры будущего учителя технологии и предпринимательства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 41–45.
4. Глебов А.А. Ценностные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 90 с.
5. Годник С.М., Козберг Г.А. Становление профессиональной компетенции учителя: учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. 346 с.
6. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. С. 33–37.
7. Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www. science-education.ru/ 121-18305 (дата обращения: 04.07.2015).
8. Кузьмин В.К. Формирование профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 152 с.
9. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
10. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.
11. Мироненко И.В. Проблема подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в условиях модернизации современного педагогического образования // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Ч. II: материалы междунар. заоч. науч. – практ. конф. Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. 136 с.
12. Мироненко И.В. Системообразующие компоненты профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 144–147.
13. Мироненко И.В. Условия и средства формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства // Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С. 174–176.
14. Мироненко И.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства в условиях социально-экономических инноваций: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 249 с.
15. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
17. Селевко Г. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3. С. 102–116.
18. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 342 с.
19. Тельтевская Н.В. Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов // Известия Волгоградского технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания». 2013. Вып. 14. № 3 (119). С. 74–78.