Россия
В статье поднимаются проблемы воздействия компьютерных технологий на развитие взрослеющей личности. Особое внимание уделяется вопросам влияния информационного взрыва на человеческую психику, этическим аспектам научных разработок в области искусственного интеллекта. Представлен перечень и охарактеризованы гуманитарные вызовы информационной эпохи в области воспитания.
информация, искусственный интеллект, информационная безопасность, этика, гуманитарные вызовы.
XXI в. называют веком информации и компьютерных технологий. Как известно, у современной цивилизации существует множество вариантов развития. В 70-80-е годы прошлого столетия человечеством был сделан очередной выбор: началась новая информационная революция, в массовую практику вошли компьютеры, стали разрабатываться машинные языки, появились небывалые вычислительные мощности, средства записи и хранения информации на магнитных носителях, автоматизируются производственные процессы, моделируются природные и социальные явления, научные и образовательные концепции, физические и когнитивные человеческие функции.
В 90-е годы прошлого столетия компьютеры соединяются в сети, развивается глобальная сеть Интернет, которая охватывает весь мир. Начинается информационный взрыв. Создаются и накапливаются огромные массивы информации, сосредоточенные в отдельных узлах сети – центрах обработки данных. Происходит материальное воплощение античной концепции Платона – создается мир идей, к которому может получить доступ любой пользователь Интернета, т.е. фактически произвольный человек цивилизованного общества. Начинается новое переустройство системы образования, воспитания, человеческой психики, коммуникации людей, промышленного производства, сферы услуг, культуры, мира в целом.
В области человеческой коммуникации создаются все более широкие возможности для дистанционного общения людей, причем, по различным информационным каналам: аудио-, видео-, текстовая информация. Открывается множество новых возможностей, однако, становятся очевидными и негативные последствия – реальное человеческое общение заменяется виртуальным.
В аспекте трансляции культуры возникают новые средства и постепенно канут в лету старые. Обычная почта, телеграф, проводной телефон постепенно уходят в прошлое. Радио, телевидение теряют массовость и популярность. Кинопродукция создается и реализуется в основном посредством компьютерных технологий. Театр становится местом для избранных. Печатные книги все менее популярны. Досуг молодежи в основном – общение в социальных сетях, компьютерные игры, фильмы и музыка посредством различного рода гаджетов. Социальные группы также нередко формируются через Интернет-взаимодействие.
В системе образования возникают далеко не очевидные вопросы:
- Имеет ли смысл загружать память человека информацией, которую он в любой момент с помощью доступных устройств может получить из Интернет, в особенности, речь идет о знаниях конкретных фактов, дат, формул, имен и т.д.?
- Нужно ли тратить значительные усилия на обучение детей навыкам счета, письма, чтения, когда все эти процедуры без особых проблем можно освоить на компьютере (поручить компьютеру)?
- В связи с новейшими достижениями в области информационных технологий, как следует модифицировать формы, методы и средства обучения, содержание и систему образования в целом?
- Есть ли необходимость использовать мультимедиа-технологии на каждом уроке и произвольной учебной дисциплине или, напротив, нужно, по возможности, ограждать учащихся от постоянного взаимодействия с компьютерами, оберегать детскую психику от давления информационных технологий.
В области воспитания актуальным представляется целый ряд вопросов и проблем:
- Основным источником информации для ребенка становится Интернет, соответственно, роль родителей и педагогов в реализации одной из своих важнейших функций – трансляции опыта, знаний и культурных ценностей от старшего поколения младшему – значительно снижается.
- Как научить ребенка ориентироваться в океане информации, отсеивать зерна от плевел, отличать достоверную от ложной, не попадаться в сети рекламы, вербовщиков кого угодно и куда угодно?
- Как оградить детей от страниц, явно наносящих вред ранимой психике ребенка?
- Каким образом предупредить возникновение у детей, подростков, молодежи различного рода зависимостей, связанных с новыми информационными технологиями – игры на компьютере, Интернет-зависимость или в более общем случае – информационная зависимость [1, 2, 4]?
Влияние информационного взрыва на человеческую психику
Наиболее острыми представляются следующие проблемы.
С развитием компьютерных технологий человек все больше своих когнитивных функций передает машине.
Во-первых, это функция памяти – сохранение информации. Кроме огромных массивов научной информации, мы сохраняем в памяти миникомпьютеров – телефонов, планшетов, электронных записных книжках и т.д. – обычную повседневную информацию, касающуюся встреч, покупок в магазине, перечня текущих дел и т.п. Таким образом, наша собственная память оказывается все менее занятой, нагруженной, меньше тренируется, т.е. постепенно слабеет.
Устный счет, который, как известно, тренирует ум, оперативную память, фактически сходит на нет, благодаря «поддержке» различного вида калькуляторов.
Письменная речь, письменные буквы заменяются печатными шрифтами и набором текстов на клавиатуре. Меняются ранее сформированные связи: буква-рука-мозг, что, несомненно, отражается на изменении нейронных связей и мозговых структур. Не будем сейчас оценивать эти процессы со знаком «+» или «-», можно лишь говорить о явных изменениях в функционировании психики.
Существует еще один значимый аспект, на который обычно не обращают внимания: в современном обществе любой человек без особого труда найдет в Интернете ответ практически на любой, возникший у него в данный момент вопрос. Таким образом, он фактически не прилагает интеллектуальных усилий для размышления над вопросом и самостоятельного поиска ответа. Следовательно, развитие его когнитивных способностей в этом аспекте явно ограничено.
Искусственный интеллект
Разработки в области искусственного интеллекта продолжаются уже около полувека. К настоящему времени машины способны не только управлять механическими движениями (роботов, различных видов экзоскелета, работой каких-либо инструментов, станков и др.), но и выполнять чисто человеческие функции: способности к созиданию, к примеру, сочинять тексты, музыку, рисовать или играть в качестве примерно равного соперника гроссмейстера в шахматы. Более того современные разработки в области искусственного интеллекта могут позволить электронному мозгу самостоятельно принимать решения в определенной области [3].
Этические проблемы:
Внедрение в мозг и сознание другого человека: запись и стирание информации; считывание мыслей с помощью технических устройств; исправление врожденных или приобретенных психических патологий, технологии записи, просмотра и управления сновидениями, возможности изменения личностных патологий (характера, способностей, эмоциональной сферы) и др.
Информационная безопасность (потребность в конфиденциальности, сохранность личностных границ, потребность в личностном пространстве).
У каждого индивидуума есть свое личностное пространство, вторжение в которое вызывает у него неприятие, чувства дискомфорта, тревоги, страха. Кроме физических границ личного пространства, существуют и информационные границы, за пределами которых человек стремится сохранить в тайне какие-либо свои чувства, переживания, мечты, мысли, образы. Технологии сканирования мозга и считывания конфиденциальной информации, которые могут появиться в обозримом будущем, нарушают эти личностные барьеры. Происходит размывание личностных границ, что грозит в целом сохранности индивидуальности, личной неприкосновенности. В реалити-шоу внешняя жизнь человека проходит под постоянным внешним контролем, массово тиражируется посредством видеокамер. В случае нарушения личностных барьеров уже внутренняя жизнь человека точно так же выносится на всеобщее обозрение. А это уже ставит под вопрос сохранность самого человека как индивида!
Менее глобальный, но также весьма ощутимый материальный ущерб может нанести считывание с мозга индивидуума паролей, кодов личных кабинетов, платежных карт и т.д.
Гуманитарные вызовы
Тупиковый путь развития цивилизации. Инверсия: человек все свои психические функции выносит вовне, наружу, передает техническим устройствам. Что остается у него? Как он развивает свою собственную психику, интеллект? Искусственные тренировки ума, так же, как физкультура для тела? А мотивация? А применение полученных знаний, результатов интеллектуальных тренингов на практике? А цели и смыслы?
Причем, с физической оболочкой тоже возникают проблемы: с помощью роботов и машин человек освобождается от физического труда, механические помощники по дому выполняют все бытовые утилитарные функции. Техника дошла до того уровня, когда силой мысли можно передать устройству любое распоряжение: достать из холодильника продукты, подогреть в печке, положить на тарелку и поднести ко рту…
Реальны ли в обозримом будущем страшные сказки фантастов? Самосовершенствующиеся роботы, способные также и к самовоспроизводству, к самокоррекции, к принятию решений, которые подавляют человеческую волю, обгоняют по интеллекту, целеустремленности несовершенных и не стремящихся к собственному развитию людей и берут под свой контроль все происходящее на нашей планете Земля.
Но не есть ли это путь к физической и психической несостоятельности человека, к появлению нового вида Homo Amissum (человек потерянный)?
И в заключение несколько оптимистических предположений, альтернативных возможностей и прогнозов:
У Человечества есть шанс. Важно подчеркнуть два существенных отличия человека.
Во-первых, от животных: человек способен составлять долговременные прогнозы, конструировать будущее и его осуществлять. Значит, он может увидеть, что его ждет завтра, задуматься над этим, и если представленная им картина будущего окажется мрачной, удручающей и крайне нежелательной, то человек в состоянии изменить его, найти другую перспективу и иной путь развития.
Во-вторых, от роботов с искусственным интеллектом. Представляется, что человек, человеческий мозг, использующий максимум своих возможностей – это предел, идеал, грань возможного (примерно, также как в физике скорость света является предельной в соответствии с теорией относительности А. Эйнштейна). На языке религии, можно высказать ту же идею: человек – вершина творения. Таким образом, робот как дело рук человеческих по своим интеллектуальным и творческим возможностям никогда не сможет достичь вершин человеческого разума. Поэтому главная гуманитарная опасность человека состоит не в биологических (приматах) или механических конкурентах (машинах, роботах), а в опасности за техническим прогрессом в эпоху информационного бума потерять самого себя!
1. Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности [Текст] / А. Г. Асмолов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. – N 7. – С. 5–7.
2. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в совре-менной психологии [Текст] / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № – С. 189–193.
3. Каку М. Будущее разума [Текст]: пер. с англ. / М. Каку. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 500 с.
4. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика [Текст] / В. Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с.