сотрудник с 01.10.2008 по настоящее время
Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
О значении геометрии писали такие великие ученые, как Н.А. Рынин, Г. Монж, М. Шаль, а также многие наши современники. Геометрия применяется для развития аналитической геометрии, компьютерной графики, в разработке технических изобретений, как изобразительное средство во всех видах искусства, применяется в тяжелой и легкой индустрии, в медицине и в архитектуре, в химии, географии и строительстве. Легче назвать ту область деятельности человека, где геометрия не применяется. То есть геометрия используется повсеместно. Поэтому очень велико значение настоящей Международной ежегодной интернет-конференции, где мы имеем возможность рассказать о проблемах геометрии, высказаться по поводу наболевших вопросов и, может быть, каких-нибудь вероятностных путей выхода из этих проблем.
геометрия, значение геометрии для науки, интернет-конференция.
Значение геометрии в жизни человека начали понимать еще наши пращуры, ютившиеся в пещерах, когда им надо было или расширять ее, или искать более просторную ввиду увеличения количества жителей.
Среди геометров о значении геометрии другого мнения, как первостепенное, нет и быть не может. Об этом писал один из столпов начертательной геометрии Н.А. Рынин [10], ее родоначальник Г. Монж [9], а также многие наши современники [2, 3, 5, 6, 9, 21, 23, 24]. Тем не менее, как известно, в технических вузах геометрия претерпевает значительные притеснения [11, 13, 18, 21], впрочем, как и другие фундаментальные дисциплины.
Вспомним, где же нужна геометрия.
1. Геометрия является базой для геометрии аналитической [15]. Сложно сказать, могла бы развиваться аналитика без соответствующей геометрической базы. Скорее всего – нет.
2. Она также является базой для компьютерной графики [16]. Если не изучать геометрию, то, в конце концов, будет некому участвовать в дальнейшем развитии графических систем. А это повлечет за собой стагнацию в области развития компьютерной графики.
3. Геометрия служит как изобразительное средство для всех видов искусства [9, 12, 20].
4. Геометрия является основой для технических изобретений [1]. Без геометрии невозможно было бы создать ни одно техническое изобретение.
5. Геометрия входит составной частью в медицину (рентгеновские аппараты, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, мини и микроразрезы в операциях с помощью визуализации на экранах мониторов). Все медицинские инструменты и аппараты также имеют определенные геометрические характеристики.
6. Архитектура полностью состоит из геометрии, особенно внешний вид зданий и сооружений. Без геометрии архитектура как искусство и не существовала бы.
7. География в очень значительной части представляет собой геометрию (недаром первые буквы одинаковые: принцип составления географических карт): проекции с числовыми отметками; способ получения развертки поверхности земли; способ определения координат точек земной поверхности, определение уклона земной поверхности: рек, гор и холмов и, наконец, определение объема земляных работ при строительстве дорог и других объектов.
8. Геометрия занимает немалое место в химии [10].
9. Геометрия «без дураков» служит в военном деле. И не только при расчетах попадания снарядом в «яблочко». Вспомним новейший российский танк. А как попасть ракетой, как говорили, в форточку – разве это не типично геометрическая задача?
10. Геометрия используется в тяжелом машиностроении, в сельском хозяйстве, в текстильной и обувной промышленности, в воздушно-космических силах, в кораблестроении, самолетостроении и т.д.
11. Геометрия служит и в искусстве – у художников [7, 12].
12. Геометрия используется в исследованиях фазовых пространств. То есть, при моделировании многофакторных процессов и явлений живой и неживой природы.
13. Геометрия находится на боевом посту в тяжелой и легкой промышленности, в самолето- и ракетостроении. В строительстве плотин и аэродромов, спортивных сооружений (треков, стадионов, трамплинов и т.д.).
14. Геометрия – это основа для формообразования, геометрического моделирования [14, 22].
Гораздо легче сказать, где геометрия не имеет места, хотя это будет сложно сделать, поскольку всегда можно найти удачный пример ее применения.
Таким образом, геометрия используется повсеместно, где бы человек ни создавал что-либо своим трудом.
Значение геометрии для науки, техники и искусства понимали как великие геометры [9, 10 25], так и великие инженеры: академик В.Г. Шухов, Н.В. Никитин, И.П. Кулибин и др.; авиаконструкторы: Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, В.М. Петляков, С.В. Ильюшин, П.О. Сухой, С.А. Лавочкин и мн. др.
Это может означать только одно – геометрия находится в основании технического обучения [17, 19].
И после этого геометрию убирают из многих направлений обучения! Что это, как не прямой подрыв будущего России?
Значение геометрии год от года постоянно возрастает. Это знают геометры, но не совсем понимают менеджеры из Минобрнауки. Поэтому очень велико значение Международной ежегодной интернет-конференции «Качество графической подготовки», проводимой Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, где все желающие и любящие геометрию имеют возможность рассказать о ее проблемах, высказаться по поводу наболевших вопросов преподавания и, может быть, каких-нибудь вероятностных путей выхода из имеющихся проблем. В конце концов, возможность просто побеседовать друг с другом в обстановке взаимного уважения и, надеемся, согласия, тоже является очень значимым фактом в связи с большими расстояниями и иногда невозможностью преодолеть Российские дороги. Значение интернет-конференции, ежегодно проводимой кафедрой дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета в лице бессменных Ирины Дмитриевны Столбовой и Алевтины Бруновны Шаховой переоценить просто невозможно.
Рис. 1.
Именно по причине увеличения интереса к геометрии и к графическому образованию, с каждым годом увеличивается и интерес к интернет-конференции. Так, в 2014 г. участников было 103, в 2015 г. – 120, в 2016 г. – 131. В представленной на рис. 1 диаграмме показано постоянно увеличивающееся количество участников конференций. На рис. 2 дана диаграмма, показывающая количество принявших участие в выступлениях с докладами и участвовавших в дискуссии. При этом не приведено количество самих докладов и количество реплик по ним – это все есть на сайте по адресу: http://dgng.pstu.ru/conf2016/news/21/ .
Рис. 2.
Небольшое снижение количества наших коллег, активно участвовавших в конференции, можно, может быть, объяснить тем, что многие из них были чрезвычайно загружены на работе (как раз в это время внедрялось так называемое «эффективное» использование преподавателей вуза), а может быть, потеряли надежду на то, что что-либо может измениться в высшем образовании в плане появления у руководства интереса к геометрии.
Так или иначе, но для людей знающих, связанных с конструированием, значение геометрии не вызывает сомнений.
1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике [Текст] / И.И. Артоболевский. – М.: Наука, 1979.
2. Волкова М.Ю. Графическая грамотность инженера как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 2. – № 1 – С. 53–57. – DOI: 10.12737/3849.
3. Волошинов Д.В. Конструктивное геометрическое моделирование как перспектива преподавания графических дисциплин [Текст] / Д.В. Волошинов, К.Н. Соломонов // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2 – С. 10–13. – DOI: 10.12737/778.
4. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 8–9. – DOI: 10.12737/777.
5. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины [Текст] / Г.С. Иванов // Геометрия и графика. – М. – 2013. – T.1. – № 1 – С. 26–27.
6. Ищенко А.А. К вопросу о необходимости преподавания начертательной геометрии и графики для химиков и химиков-технологов [Текст] / А.А. Ищенко // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1 – № 2 – С. 6–7. – DOI: 10.12737/776.
7. Константинов А.В. Технический рисунок в изучении основ изобразительной грамоты ) [Текст] / А.В. Константинов // Геометрия и графика. – 2017. – Т. 5. – № 1 – С. 51–63. – DOI: 10.12373/25124.
8. Лепаров М.Н. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов // Геометрия и графика. – 2013. М. – Т. 2. – Вып. 1 – С. 22–29. – DOI: 10.12737/3845.
9. Монж Г. Начертательная геометрия [Текст] / Г. Монж. – Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1947. – 292 с.
10. Рынин Н.А. Значение начертательной геометрии и сравнительная оценка главнейших ее методов [Текст] / Н.А. Рынин. – Петроград: Издательство Ю.Н. Эрлих, 1907. – 96 с.
11. Сальков Н.А. Анализ ФГОСов нового поколения [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – №. 1. – C. 28–31. – DOI: 10.12737/2082.
12. Сальков Н.А. Искусство и начертательная геометрия [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – №. 3/4. – C. 3–7. – DOI: 10.12737/2123.
13. Сальков Н.А. Курс начертательной геометрии Гаспара Монжа [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 3–4 – С. 52–56. – DOI: 10.12737/2135.
14. Сальков Н.А. Моделирование автомобильных дорог [Электронный ресурс] / Н.А. Сальков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 120 с. – URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=465538
15. Сальков Н.А. Начертательная геометрия — база для геометрии аналитической [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2016. – Т. 4. – № 1. – С. 44–54. – DOI: 10.12737/18057.
16. Сальков Н.А. Начертательная геометрия — база для компьютерной графики [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2016. – Т. 4. – № 2. – С. 37–47. – DOI: 10.12737/19832.
17. Сальков Н.А. Начертательная геометрия: базовый курс: Учеб. пособие [Текст] / Н.А. Сальков. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 184 с.
18. Сальков Н.А. Начертательная геометрия до 1917 года [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – №. 2. – C. 18–20. – DOI: 10.12737/780.
19. Сальков Н.А. Начертательная геометрия: Основной курс: Учеб. пособие [Текст] / Н.А. Сальков. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 235 с.
20. Сальков Н.А. Начертательная геометрия — теория изображений [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2016. – Т. 4. – № 4. – С. 41–47. – DOI: 10.12737/22842.
21. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. – 2014. – Т.1. – С.38–46.
22. Сальков Н.А. Циклида Дюпена и ее приложение: монография [Текст] / Н.А. Сальков. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 145 с. – ISBN 978-5-16-011910-6.
23. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 1 – С. 30–41. – DOI: 10.12737/3846.
24. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 2. – № 1 – С. 46–53. – DOI: 10.12373/3848.
25. Шаль М. Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов [Текст] / М. Шаль. – М., 1883.