КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены проблемы построения классификаций технологий учебного процесса. Показано, что в настоящее время отсутствует логически непротиворечивая полная классификация технологий учебного процесса. Для ее построения предлагается выделить внешние и внутренние признаки технологии. К внешним относятся условия функционирования технологии, знание которых необходимо для ее проектирования. Внутренние признаки определяются психолого-педагогическими теориями, используемыми при проектирования технологии в процессе моделирования педагогических явлений. Выделены три группы внешних признаков: цели образования; содержание обучения; контингент обучающихся. Рассмотрены возможные значения данных признаков. Описаны различные таксономии целей, виды содержания обучения и типы обучающихся в соответствии со ступенями обучения и уровнем развития. Построена ортогональная трехмерная модель классификационных признаков, выполняющая роль морфологической матрицы, описывающей множество технологий учебного процесса, необходимых для реализации государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова:
технологии учебного процесса, классификации технологий, цели образования, содержание обучения, контингент обучающихся, морфологическая матрица технологий.
Текст

В настоящее время существуют различные подходы к построению классификаций технологий учебного процесса, основанные на выделении разных комплексов их характеристических признаков. Для В.В. Гузеева системообразующим признаком являются цели образования, которые он делит на три группы: информационно-перцептивные; деятельностные; ценностные. Выделяя два уровня интериоризации содержания образования — усвоение и присвоение, — В.В. Гузеев [3] получает девять типов образовательных технологий

  1. информационно-перцептивные;
  2. информационно-деятельностные;
  3. информационно-ценностные;
  4. деятельностные;
  5. деятельностно-информационные;
  6. деятельностно-ценностные;
  7. ценностные;
  8. ценностно-информационные;
  9. ценностно-деятельностные.

В.В. Юдин предлагает трехмерную классификационную схему. В ней основными факторами являются: элементы содержания обучения (знания о мире и о способах деятельности; опыт деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности); этапы познавательной деятельности ученика (мотивация, целеполагание, понимание информации, оперирование информацией, моделирование, формирование теоретических абстракций, конкретизация, планирование, контроль деятельности, контроль результата, оценивание); элементы, характеризующие действия учителя (метод, форма, «клеточка» образовательного процесса) [12, с. 97].

Г.Ю. Ксензова выделила три группы технологий:

  1. технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  2. личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;
  3. технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей» [4, с. 8]. Нетрудно видеть, что классификация Г.Ю. Ксензовой построена на таксономии целей образования.
Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. — 240 с.

3. Гузеев В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С.3-10.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.‒ 512 с.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., Когито-Центр, 2002. — 396 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — С. 25–31.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (Дата обращения 28.12. 2013).

10. Чошанов М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. — 2000. — № 4. — С. 86–91. — с. 87.

11. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с. — с. 247

12. Юдин В.В. Общепедагогические технологии: Монография / В.В. Юдин; Международный университет бизнеса и новых технологий. — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 207. — 179 с. — с. 97.

13. Anderson, L.W. (Ed.), Krathwohl, D.R. (Ed.), Airasian, P.W., Cruikshank, K.A., Mayer, R.E., Pintrich, P.R., Raths, J., & Wittrock, M.C. (2001). A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives (Complete edition). New York: Longman.

14. Biggs, J.B. and Collis, K. (1982). Evaluating the Quality of Learning: the SOLO taxonomy. New York, Academic Press.

15. Biggs, J.B. (2003). Teaching for quality learning at university (2nd ed.). Buckingham: Society for Research into Higher Education & Open University Press.

16. Bloom B.S. (1956). Taxonomy of Educational Objectives, Handbook I: The Cognitive Domain. New York: David McKay Co Inc., pp. 62–200.

17. Dave, R.H. (1975). Developing and Writing Behavioral Objectives. (R.J. Armstrong, ed.). Tucson, Arizona: Educational Innovators Press.

18. Harrow, A. (1972). A Taxonomy of Psychomotor Domain: A Guide for Developing Behavioral Objectives. New York: David McKay.

19. Key competences for lifelong learning. European Reference Framework. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007 — 12 pp.

20. Krathwohl, D.R., Bloom, B.S., & Masia, B.B. (1964). Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals. Handbook II: Affective Domain. New York: David McKay Co., Inc.

21. Simpson, E.J. (1972). The classification of educational objectives in the psychomotor domain. Vol. 3. Washington, DC: Gryphon House.

Войти или Создать
* Забыли пароль?