ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМНОЙ СРЕДЫ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ КАК СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена проблематика развития бакалавриата направления подготовки «Туризм», определение основного вектора развития которого является в настоящее время полемичным. Прикладной бакалавриат является, по определению управляющих органов в российском образовании, приоритетной формой образовательной деятельности, так как туризм, в первую очередь, испытывает кадровый голод в отношении конкретных исполнителей, способных исполнять функции «здесь» и «сейчас» в соответствии с имеющимся квалификационными и компетентностными потребностями предприятий туризма; и, в основном, речь идёт о невысоких квалификационных уровнях линейного персонала. По мнению отраслевой общественности (РСТ, АТОР, РГА), в меньшей степени востребованы специалисты «академической» направленности, подготовленные для решения задач развития отрасли и проектирования инноваций. Таким образом, возникает противоречие между академическим содержанием и направленностью образовательной деятельности вузов на развитие обучающихся, воспитание в них самостоятельного и критического мышления, инновативного подхода, а также академическими показателями результативности вузов, основанными на их научной и инновационной активности, и сформировавшимся стереотипом о туристском образовании как о подготовке исполнителей конкретного функционала. Данное противоречие обозначено в статье как проблема. Для её решения приводится аргументация, основанная на анализе актуальных нормативно-правовых актов в сфере образования, данных и фактов профессионального туристского образования, теоретических источников. В частности, в статье делается попытка доказать наличие у туристских вузов достаточных организационно-педагогических оснований для развития в экосистемную среду формирования и продвижения инноваций и развития инновационного мышления студентов. Под экосистемной средой понимается самоорганизующаяся и саморазвивающаяся специфическая вузовская среда, беспрерывно производящая инновации для общества в самых разных областях.

Ключевые слова:
экосистемная среда, инновационное мышление студентов, профессиональное туристское образование
Текст

Основные направления развития российского высшего образования на современном этапе определены с учётом актуальных задач социально-экономического развития страны и изложены в рядепрограммных документов: государственных программах: «Развитие образования», «Развитие науки и технологий» (2013–2020 гг.), ФЦП «Развитие образования на 2016–2020 годы», в «Майских» Указах Президента РФ (2012), в «Дорожной карте» – «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные повышение эффективности образования и науки» (2014), вУказе Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ» от 1.12.2016 г.№642, в приоритетных проектах «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда» (2016).

Основными стратегическими ориентирами, в соответствии с государственной политикой в сфере образования, являются: инновационная и проектная активность, конкурентоспособность российских вузов, интеграция вузов в региональной бизнес-среде, выполнение проектов по заказу и совместно с реальным сектором экономики,коммерциализация научной деятельности, развитие института инжиниринга на их базе, превращение вузов в локомотивы технологического и социального развития регионов, формирование самоорганизующейся и саморазвивающейся специфической вузовской экосистемной среды, беспрерывно производящей инновации для общества в самых разных областях их применения и вовлекающей в постоянную инновационную и предпринимательскую деятельность студентов и преподавателей. Ведущие российские вузы призваны занять устойчивые конкурентные позиции в глобальной конкурентной образовательной среде; успех в мировых рейтингах означает высокие показатели по параметрам: академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение ППС к числу обучающихся, индекс цитируемости, доля иностранных студентов и др. (QS World University Rankings, Times Higher Education World University Rankings идр.).

Целевые показатели результативности деятельности вузов в ближайшие годы включают следующие ключевые позиции: эффективное взаимодействие вузов с работодателями, сетевое взаимодействие вузов, реализация программ прикладного бакалавриата, повышение доли иностранных обучающихся в вузах иностранных граждан, повышение качества образование (уменьшение количества студентов в расчёте на одного преподавателя, стимулирование практикоориентированной подготовки студентов и др.).

Для вузов, ориентированных на подготовку специалистов для сферы обслуживания и, прежде всего, для туризма, целевые показатели результативности являются понятными и очевидными ориентирами укрепления своих позиций за счёт повышения качества образовательной деятельности; специфичные для туристской сферы различные виды деятельности органичны в системе прикладного бакалавриата, направленного наподготовку практико-ориентированных специалистов, готовых реализовывать и оптимизировать технологии и технологические процессы при выполнении трудовых функций.

Мы намерены показать, что туристские вузы имеют достаточные организационно-педагогические основанияразвиться в экосистемную среду формирования и продвижения инноваций и развития инновационного мышления студентов, стать крупным центром развития современных технологий, активизатором социально-экономического развития территории (туристский вуз как центр инновационной деятельности – в центре инновационного развития туризма в регионах и на местном уровне).

Инновационное мышление трактуется современными исследователями как «мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально позитивное, конструктивное, преобразующее, практичное»[4]; «Мышление, выходящее за рамки оперирования дедуктивными формами при разрешении проблемных ситуаций, допускающее логические переходы типа индуктивных выводов и правдоподобных заключений, не укладывающихся в стройную логику системы постулатов и правил вывода» [5];«Высокий уровень познавательных способностей индивида, который заключается в способности к постоянному обновлению теоретических знаний, умению применить их в практической профессиональной деятельности, выработке навыков использования конкретных знаний и приобретаемого опыта в той или иной сфере профессиональной деятельности»[3]. Имеются также и другие определения, дискурсивный анализ которых позволяет выделить следующие основные смысловые доминанты понятия:

  1. творческое мышление вне имеющихся образцов;
  2. абстрактное мышление;
  3. созидающее, создающее полезное новое;
  4. конструктивное;
  5. реализуемые идеи, улучшающие мир.

Инновативнаяэкосистемная среда, таким образом, призвана стимулировать активность по созданию новых образцов, абстрактных конструктов, моделей новых «объектов», «процессов», «явлений»; а также развитие инструментария реализации теоретических разработок в конкретных прикладных формах, преобразующих внешний мир. Объектом преобразований в туризме, относящемуся к многовидовым сферам деятельности, является совокупность экономических и социокультурных связей, возникающих в связи с путешествиями людей, целями которых, по определению ФЗ «Об основах туристской деятельности», являются познание, оздоровление, спорт, религиозные обряды и другая деятельность в «месте временного пребывания».

Таким образом, первым основанием формирования экосистемной вузовской среды в сфере туризма является имманентно присущая туризму способность генерировать новые связи и отношения, связанные с путешествиями, и, как следствие, потребность в моделировании как форм, так и содержания этих связей, их социально-экономического эффекта и социокультурных (экологических и др.) последствий.

Основание второе: развивающие технологии обучения в контексте актуального содержания профессионального туристского образования как катализатор экосистемной интеграции.Проект Федерального государственного образовательного стандарта 43.03.02 «Туризм» включает следующие универсальные и общепрофессиональные компетенции:

- критический анализ и применение системного анализа при решении поставленных задач;

- способность к проектным методам решения задач;

- способность к применению технологической документации и к расчётам экономической эффективности деятельности и др.

Педагогической практикой накоплен достаточный опыт реализации развивающих обучающих технологий при подготовке студентов-бакалавров туризма. Особое место большинство исследователей отводят проектному обучению. М.В. Войтенко[1], рассматривая проектную деятельность как технологию, выделяет следующие принципы проектной деятельности: проблемности, паритетности, деятельности, разносторонности, конкретности (материальности) результатов. Автор обращает внимание на необходимость применения проектной деятельности в контексте личностного становления студента и развития его профессионально значимых качеств: инициативности, желания «служить» и др.

Основание третье: предприятия и организации в сфере туризма как инжиниринговые площадки. По данным Росстата за 2015 г., в РФ функционируют 20136 коллективных средств размещения; согласно информации ЮНВТО, в 2015 г. по России было совершено более 50 млн.турпоездок, и статистика 2016 г. должна показать рост этого показателя на приблизительно 15%; доля туризма в ВВП страны составляет 1,5%, при том, что в среднем в разных странах (по данным Ростуризма) эта доля составляет 10%, из чего делается логичный вывод, что в России имеется потенциал для роста туризма. Основные направления развития туризма связываются (по информации Ростуризма) с инновационной активностью: по формированию новых, обладающих улучшенными потребительскими свойствами пакетных туров; по формированию современной туристской инфраструктуры; по диверсификации имеющегося турпредложения и формированию новых туристских маршрутов; по повышению качества туристского сервиса; по внедрению различных современных информационно-коммуника- ционных технологий, позволяющих повысить уровень прозрачности рынка и качество информации о нём. Таким образом, очевиден имеющийся стратегический задел и перспективный потенциал внедрения инноваций, а также субъекты их внедрения – многочисленные предприятия туризма.

Основание четвёртое: потребности в инновациях, подтверждённые программными документами в отраслевой сфере. Разработка и внедрение инновационных технологий, направленных, с одной стороны, на совершенствование качественных характеристик обслуживания потребителей, с другой – на расширение сервисных возможностей, во многом определяют развитие современного туризма. К основным видам инноваций относят: новые виды туристских продуктов, использование новых видов туристских ресурсов, использование новых инструментов маркетинга, электронный туризм и др. Программные документы в отраслевой сфере включают в этой связи соответствующие меры инновационного развития. В Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, например, в качестве результатов реализации Программы указано: «перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий». В рамках Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 годапоставлены следующие задачи: закрепление и удержание достигнутых результатов; переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм и др. В ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» включены мероприятия, связанные с внедрением инновационных технологий в области:

- управления качеством туристских услуг,

- продвижения туристского продукта России на мировом и внутреннем туррынках,

- разработки механизмов повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта и др.

Основание пятое: потребность в подготовке будущих предпринимателей. Одним из важнейших показателей результативности вуза является трудоустройство выпускников у работодателя, открытие выпускниками собственного бизнеса или ихсамозанятость. Специфика туризма как сферы занятости заключается в многообразии видов деятельности, разнообразии форм собственности предприятий, существенная доля микро-, малых и средних бизнесов. Подготовка предпринимателей в сфере профессионального туристского образования может внести существенный вклад в обеспечение выпускников занятостью, приносящей доход. В настоящее время данные статистики указывают на невысокий в среднем уровне самозанятости выпускников вузов туризма – 2-3% (по данным Портала трудоустройства выпускников[1]), при этом по данным того же ресурса до 20% бакалавров туризма и гостиничного дела не трудоустраиваются в течение 3-х месяцев после завершения учёбы.Член-корреспондент Российской академии образования Ю.Б. Рубин привёл следующие результаты опросов предпринимателей, определявших наиболее значимые для ведения бизнеса знания, умения и владения: наивысший показатели получили компетенции «Мониторинг, прогнозирование с учётом издержек и инвестиций, оценка конкурентоспособности»; «Проектирование оргструктур, стратегическое управление человеческими ресурсами», «Оптимизация бизнес-процессов при соблюдении корпоративной и социальной ответственности»[2].Как видно из приведённых данных опроса, компетентностную основу предпринимательской подготовки составляет проектирование и его научно-практическое обоснование. Таким образом, очевидно, что проектная направленность образовательной деятельности в вузе туристского профиля является, в том числе, основой подготовки будущих предпринимателей туризма. Префигуративный тип развития современной культуры предполагает передачу знаний от молодого поколения старшему, что органично для сферы туристской деятельности, в которой стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии. При префигуративном типе развития культуры молодые предприниматели становятся носителями инноваций, а вуз, готовящий инноваторов, становитсяактивизатором социально-экономического развития территории как центр инновационной деятельности – в центре инновационного развития туризма.

Основание шестое: проекты полного жизненного цикла в туризме. Относительно новым понятием в профессиональной педагогике являются образовательные программы, сформированные на основе проектов полного жизненного цикла. Разработка подобных проектов предполагает структуру образовательной программы, представляющую собой логичную последовательность образовательных модулей, в каждый из которых входят в дисциплины/практики/выполнение этапов проектных работ прикладного характера, каждый этап которых завершается определённым объёмом подготовленных проектных документов. В направлении подготовки «Туризм» данная последовательность может быть представлена следующим образом: информационное обеспечение проекта (паспортизация туристских объектов) – технологическое обеспечение проекта (проект организации обслуживания) – маркетинговое обеспечение (проект продвижения туристских услуг) – управленческое обеспечение (проект ассортимента туристского предложения) – бизнес-планирование в туризме (бизнес-план предприятия) – бизнес-проектирование (проект туристской дестинации) – проектирование инноваций (проект инновационного развития туристской дестинации). Имеются примеры, когда проекты полного жизненного цикла (как продукты исследовательской деятельности студентов) в туризме реализуется совместно с предприятиями реального сектора экономики: с предприятиями, оказывающими услуги экскурсионного сервиса, деловых мероприятий, развлечений и т.п. В связи с приоритетностью в развитии внутреннего и въездного туризма, а также в контексте сложившихся геополитических условий, в последнее время отраслевая общественность активно обсуждает проблему импортозамещения. Решающее значение в процессе импортозамещения также отводится новым, более совершенным технологиям, основанным на научно-прикладных разработках и так называемым «культуроёмким» услугам.

Основание седьмое: уровень развития научных исследований. Развитие научно-исследовательского потенциала вузов в соответствии с программными документами по развитию российского образования обусловливает инновационную активность, имеющую сущностное значение в эпоху преобразований и качественных структурных перемен в экономике. В настоящее время Россия показывает положительную динамику в соответствии с Глобальным инновационным индексом (ГИИ), однако сравнение со странами – лидерами рейтинга демонстрирует масштабное отставание по многим его измерениям, что подтверждает необходимость совершенствования национальной инновационной системы России. Инновационная деятельность в туризме, как было показано выше, имеет конкретные цели, задачи и объекты; выражается в результатах качественных преобразований в организации, технологиях и продуктах туризма. Поступательное развитие инновационной активности связано с наращиванием исследовательского потенциала вузов, во многом связанного с инновационной проектной деятельностью студентов под руководством преподавателей; недооценка её значимости может привести к существенному отставанию российских технологий от передовых зарубежных, что отчасти уже наблюдается в настоящее время, если принять во внимание, например, информационно-коммуникацион- ные технологии туризма, широко применяемые сегодня на Западе (такие как, например, глобальные системы бронирования).

Резюмируем: прикладная подготовка в сфере туризма – важна. Туризм нуждается в агентах, продавцах туристских услуг и продуктов, сопровождающих туристских групп, менеджерах по работе с агентствами и др. Однако, как показало наше теоретическое исследование, имеются как минимум семь весомых аргументов в пользу развития академического наукоёмкого бакалавриата, определяющего, по сути, инновативный путь развития отечественного туризма посредством проектной деятельности, осуществляемой в тесном сотрудничестве с реальным сектором экономики, по преобразованию и совершенствованию продуктов и технологий туризма, имеющих возможность в силу сложившихся обстоятельств заместить на российском рынке зарубежные продукты, услуги и технологии. Проектно-нацеленная наукоёмкая образовательная деятельность вузов в большей степени, чем прикладная подготовка, способна развить предпринимательские компетенции будущих генераторов идей и созидателей нового в туризме. Направленная инновационная проектная деятельность вузов, в конечном итоге, формирует экосистемную среду вуза, постоянно стимулирующую активность по созданию «нового» в туризме, а также развивающую инструментарий для реализации теоретических разработок в конкретных прикладных формах, преобразующих российский туризм.

 

[1]ПорталeGraduate. URL: http://egraduate.ru (Дата обращения: 16.01.2017).

Список литературы

1. Войтенко М.В.Развитие творческого потенциала студентов на основе применения со-временных технологий обучения в профессиональном туристском образовании // Со-временные проблемы науки и образования. 2016. №2.URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24305 (Дата обращения: 16.01.2017).

2. Рубин Ю.Б. Компетентностный подход в обучении российской молодёжи предпринимательству // Формирование профессиональных предпринимательских кометенций молодёжи в процессе обучения предпринимательству: Сб. тезисов докладов. М.: Московский финансово-промышленый ун-т «Синергия», 2014. С.5-15.

3. Свидан Н.М. Инновационное мышление: особенности и пути формирования // Модер-низация России: ключевые проблемы и решения. Сб. тезисов докладов. Москва: ИНИОН РАН, 2012.

4. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое об-разование в России. 2014. №1. С.94-98.

5. Утемов В.В. Задачи открытого типа как инструмент формирования инновационного мышления // Молодой учёный. 2011. №1.С. 237-240.

Войти или Создать
* Забыли пароль?