Москва, г. Москва и Московская область, Россия
На современном этапе развития образовательного учреждения, совершенствования качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Естественно, что уровень его подготовки должен постоянно повышаться, в том числе путем самообразования.
самообразование; самосовершенствование; самовоспитание.
Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.
Джим Рон
На современном этапе развитие образовательного учреждения совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Неоспоримо, что уровень его подготовки должен постоянно повышаться, в том числе и через самообразование. Педагогический словарь определяет понятие «самообразование» — как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» [1, с. 1329].
Самообразование — деятельность постижения культуры, приобщения к ней. В диалоге с культурой человек совершенствует свой интеллект, память,
меняет всю структуру своей личности. Собственно, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе. Здесь соединяются две задачи и две деятельности. Без одной из них неполна, а зачастую и невозможна другая: без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития — самообразования [4, с. 266].
В системе подготовки педагога большое значение приобретает изменение индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями: анализе условий образовательной среды, предвидении последствий изменения образовательной среды, оценке собственных интеллектуальных ресурсов, прогнозе результатов своей деятельности, выявлении потребностей общества в данный период его развития и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества. Кроме того, выделяют групповой стиль работы. Так, если в индивидуальной форме инициатором является сам педагог, то в групповом стиле работы усматривается методическая деятельность семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др., где обеспечивается обратная связь между результатами индивидуального самообразования и коллективным мышлением.
Однако как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно побудить педагога к самосовершенствованию, стать потребностью к саморазвитию и как эту потребность развить?
1. Большой энциклопедический словарь. — М., 1993.
2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. — 1997. — № 10.
3. Словарь русского языка: В 4 т. — Т. 4. — М., 1988. — С. 364.
4. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. — М., 1975.
5. Электронный педагогический словарь. URL: http://www.dictionary.fio.ru/
6. Юлина Г.Н. Самомаркетинг как средство успешного трудоустройства. Теоретические исследования 2008 г.: Материалы ежегодной конференции / под ред. В.А. Мясникова. — М.: УРАО ИТИП, 2008. — С. 302—310.