сотрудник
Необходимость совершенствования регулирования региональных рынков труда обусловлена задачами построения социально ориентированной экономики инновационного типа, что сопровождается ее модернизацией, изменением структуры с одновременным сохранением и усилением социальной направленности для повышения качества и уровня жизни населения. Рынок труда неоднороден, имеет территориальные особенности, поэтому для разработки эффективных мер по его регулированию необходимо многоаспектное изучение факторов, определяющих состояние и направления развития региональных рынков труда. Известно, что регулирование рынка труда относится к одной из приоритетных задач государства (от его эффективного функционирования зависит успешное социально-экономическое развитие страны в целом) и представляет собой процесс, направленный на сокращение безработицы, достижение полной и эффективной занятости населения, рост конкурентоспособности на рынке труда. В системе факторов, определяющих детерминанты развития рынка труда, важная роль принадлежит косвенным (экономическим) инструментам государственного воздействия. В условиях развивающихся рыночных отношений в Казахстане они приобретают доминирующее значение по сравнению с прямыми (административными) мерами государственного воздействия. Экономические рычаги и стимулы развития рынка труда включают финансирование занятости, социальную защиту безработных, профессиональную подготовку и государственную поддержку малого бизнеса. При этом их эффективное сочетание определяет в конечном итоге эффективность экономического механизма. Организационные меры должны быть направлены на совершенствование политики занятости, создание рабочих мест, стимулирование развития предпринимательства и самозанятости. Все методы взаимоувязаны и взаимоподдерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов на практике не противоречило друг другу.
механизм регулирования, региональный рынок труда, социально-ориентированная экономика, организационный механизм, экономически механизм, административные методы, социально-трудовые отношения.
Вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда сегодня является дискуссионным. Одни исследователи считают, что необходимость государственного регулирования регионального рынка труда обусловлена наличием ситуаций и факторов, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективным [1, С. 141-144; 2, с. 319; 3, с. 217; 4, С. 65-75 и др.] отмечают, что участие государства в регулировании рынка труда обязательным.
Существует и другая точка зрения: постоянное вмешательство государства в функционирование регионального рынка труда не всегда приводит к положительным результатам [5, с. 13; 6, с. 137; 7, 18 с.]. Подобная ситуация, по мнению И.Е.Золина, порождена недостаточной изученностью ряда методологических вопросов государственного регулирования экономики и, как следствие этого, несовершенством ее организационной структуры на различных уровнях (государственном, региональном, местном) [8].
По мнению автора, наиболее аргументированной является точка зрения экономистов-исследователей, свидетельствующих о необходимости совмещения государственного регулирования и рыночного саморегулирования рынка труда [9; 10, с. 293].
Так как важнейшей задачей государственного регулирования рынка труда является эффективная занятость населения, достигаемая на основе повышения и улучшения уровня и качества жизни, роста конкурентоспособности институциональных единиц рынка труда, стимулирования рационального распределения трудовых ресурсов по видам экономической деятельности, а также обеспечения гарантий в сфере трудовых отношений. Осуществление данной цели, конечно же, не означает, что государство вмешивается в развитие экономических процессов. Его влияние сосредоточено главным образом на содействии занятости населения, предупреждения или сокращения безработицы через основные государственные механизмы и инструменты регулирования.
В условиях социально-ориентированный экономики в Казахстане регулирование рынка труда, на наш взгляд, следует осуществлять в рамках проводимой политики занятости, которая должна быть дополнена соответствующим механизмом её реализации. Несомненно, необходимо обратить внимание на совершенствование механизмов регулирования рынка труда с учетом региональных особенностей и потребностей, оптимизировать расходы и определить ожидаемый экономический эффект.
1. Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения //Вестник Московского университета МВД РФ. –2007. – № 6. – С. 141-144.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - 4-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 495 с.
3. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник для вузов. - Ростов на Дону: Феникс. – 2008.
4. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. –2008. – № 7. – С. 65-75.
5. Байгелова А.Н. Экономика рынка труда: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям (переизданное) / Байгелова А.Н. – Алматы: Академия экономики и права, 2012. – 85 с.
6. Мырзалиев Б.С. М 94 Государственное регулирование экономики: Учебник. –Алматы: «Нұр-Пресс», 2007. – 522 с.
7. Мусаева Г.И., Умирзакова М.А., Сегизбаева Д.У. Обеспечение занятости население и ее регулирование. Учебное пособие. – ТОО «Қызылорда – Қанағаты». Кызылорда, 2016.– 140 с.
8. Золин И.Е. Совершенствование форм и методов государственного регулирования рынка труда в современной России // Вестник ПАГС. 2013. – С. 76-83. [Электронный ресурс] cyberleninka.ru.
9. Горбачева Г.П. Организационно-методические аспекты регулирования регионального рынка труда / Дисс. … канд. эконом. наук. – 08.00.05. – М. 2016. – 197 с.
10. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник для вузов. В 2 т. Т 2. / Ю.Г.Одегов, Г.Г.Руденко, Л.С.Бабыкина / под общ. ред. Ю.Г.Одегова. - М.: Альфа - Пресс, 2007. – 921 с.
11. Абдразакова-Леглиз М.К. Эффективность государственного регулирования рынка труда в Казахстане (на материалах Карагандинской области) / Автореферат дисс. … канд. эконом. наук. – 08.00.05. Республика Казахстан. – Караганда, 2006. – 30 с.
12. Чкан А.С. Консалтинговый анализ механизма государственного регулирования занятости населения // Экономика Крыма. – 2013. – № 4 (45). – С. 18-25.
13. Мельдаханова М.К. Занятость населения и экономический рост: методология, стратегия и механизм регулирования. – Алматы: 1999. -296 с.
14. Горбачева Г.П. Государственный механизм регулирования рынка труда // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVII междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8536-2013-07-26-23-57-38 (дата обращения: 01.05.2015).
15. Полищук Е.А. Систематизация методов регулирования рынка труда.eoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2015/12/economics /polishchuk.pdf.
16. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан. (Одобрена постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года N 886).
17. Рекомендация МОТ №195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» //Труд в Казахстане. – 2006. – № 5. – С. 35-39.
18. Сабден О. Экономика: Избранные труды. - ИЭ КН МОН РК, 2011. Том ІІ. Инновационная экономика. Монография. – 336 с.
19. Программа "Дорожная карта занятости 2020". Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 42(№ 162) от 31 марта 2015 года. – 38 с.
20. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (с изменениями по состоянию на 03.07.2013 г.). http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30526983.
21. Азиатский банк развития. Республика Казахстан. Гендерная оценка по стране. Филиппины: Азиатский банк развития, 2013. – 71 с.
22. Лайкам К.Э. Структурный анализ занятости и безработицы. //Человек и труд. – 2010. – № 8. – С. 14-16.
23. Сабенова Б. Повышение занятости как фактор борьбы с бедностью // Экономика и статистика.– 2006. – № 3. – С. 52-54.
24. Тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РК Дуйсеновой Т.К. на республиканском семинаре по обсуждению Послания Главы государства к народу Казахстана от 30 ноября 2015 года. Доклады и выступления. Данные МЗСР РК. [Электронный ресурс] https://www.mzsr.gov.kz/ru /node/333198.
25. Жолдасбаев С. Три уровня социальной защиты при наступлении случаев социального риска // Экономика и статистика.– 2006. – № 2. – С. 100.
26. Ленькина О.Б. Трансформация государственной политики занятости в условиях экономической нестабильности. / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт экономики РАН. Автореферат диссертация канд. эконом. наук – 08.00.05. – М. 2012. – 26 с.