Калининград, Калининградская область, Россия
Калининград, Калининградская область, Россия
Посредством анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего требования к рекламе медицинских услуг, а также законодательства, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг, были выявлены некоторые проблемы, связанные с практикой применения норм законодательства Российской Федерации о рекламе в данной сфере. Отмечается, что несогласованность законов одного уровня позволяет недобросовестным рекламодателям «уходить» от исполнения установленных требований, тем самым избегать привлечения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Обосновывается предложение о внесении дополнения в Закон об охране здоровья, регламентировав понятие «методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».
реклама медицинских услуг, ненадлежащая реклама, противоречия закона, административное правонарушение, методы лечения, жизнь и здоровье.
Непременным спутником рыночной экономики и конкуренции является реклама. Основным стимулом развития рекламной индустрии в России стали потребности бизнеса в эффективном информационном ресурсе для информирования потребителей [1, с. 61].
Значение рекламы для потребителей заключается в получении информации об имеющихся услугах и составлении собственного мнения о рынке услуг. Чем более потребитель медицинских услуг осведомлен о доступных способах, методиках проведения необходимых ему процедур и квалификации специалистов разных организаций, способных предоставить желаемую услугу, тем больше у него возможностей для реализации права выбора специалиста и организации, сравнения качества услуг и цен.
Реклама стремится убедить потребителя в надежности, качестве, доступности товара, а значит, она должна обеспечить потребителя необходимой ему информацией, соответствовать действительности и не вводить его в заблуждение. В случае неправильной трактовки рекламы потребителями рекламы, в том числе при предоставлении неполной информации или недостоверной, которая может ввести в заблуждение потребителей, высока вероятность причинения вреда жизни и здоровью неограниченному кругу лиц [2, с. 34].
Основополагающим правовым актом, содержащим понятия и требования к рекламе медицинских услуг, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) [3]. Данный закон постоянно претерпевает изменения, в том числе и по поводу рекламы медицинских услуг. Несмотря на это, в нем остаются неопределенности, способствующие неоднозначному толкованию. Например, если медицинская организация Н. публикует в неспециализированном журнале объявление о том, что она осуществляет широкий спектр медицинских услуг, в том числе прием врача-кардиолога, врача-терапевта, исследование биохимического анализа крови (биохимия), велоэргометрию (ВЭМ), то возникает вопрос о соответствии данного объявления Закону о рекламе.
Исследование биохимического анализа крови и ВЭМ – это методы диагностики, которые позволяют оценить работу внутренних органов, получить информацию о метаболизме, выяснить потребность в микроэлементах [4]. В процессе велоэргометрии у пациента выявляют скрытую коронарную недостаточность и нарушения сердечного ритма [5].
Следовательно, можно предположить, что указание на методы диагностики (биохимия и ВЭМ) в объявлении немедицинского журнала является нарушением ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.
Однако в соответствии со ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламы может быть как сама медицинская услуга, так и медицинская организация, предоставляющая данную медицинскую услугу, а реклама – это информация, которая может распространяться любым способом, в любой форме, в том числе при использовании любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В нашем случае медицинская организация Н. не нарушила норм Закона о рекламе, так как объектом рекламы была сама медицинская организация в качестве лица, оказывающего медицинскую услугу. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что при объявлении перечня предоставляемых видов услуг, методы диагностики (биохимия и ВЭМ) просто перечислялись, а не конкретизировались по показаниям, противопоказаниям, методике проведения, тем самым способствуя проявлению интереса неопределенного круга лиц к продавцу медицинской услуги.
Достаточно часто в последнее время организации, предоставляющие платные медицинские услуги, прибегают к использованию интернета в качестве способа рекламирования. При этом в интернете имеются различные возможности для продвижения услуг: размещение информации на официальном сайте, реклама в социальных сетях (Facebook, Instagram, Одноклассники), блогах, форумах, контекстная реклама и т.д. Тем не менее независимо от способов распространения интернет-рекламы, она должна соответствовать требованиям законодательства РФ.
Действие законодательства о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в силу закона [3]. Медицинская организация может использовать этот факт и обязательную информацию преподнести максимально привлекательно для возможных потребителей услуг, «обойдя» при этом запреты и ограничения, установленные в Законе о рекламе.
В соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, в отличие от рекламы самой медицинской услуги, в настоящее время возможна лишь для профессионального сообщества в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций, медицинских и фармацевтических печатных изданиях и т.д. Однако организация с целью «обойти» данный запрет может повествовать обычному потребителю о методах, применяемых при лечении различных заболеваний, делая ссылку на Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), согласно которому медицинская организация обязана предоставлять пациентам информацию об эффективности методов лечения [6].
Согласно ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные примеры излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания услуги, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с оказанными им услугами.
Однако ст. 79.1 Закона об охране здоровья предусматривает независимую оценку качества оказания услуг. Для возможности проведения данной оценки, приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н [7], было установлено, какая информация должна быть размещена медицинской организацией в интернете, в том числе «отзывы пациентов», что также подтверждается и в письме Минздрава России от 15 марта 2017 г. № 21-5/10/2-1757 [8]. При этом п. 7 ч. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья обязывает медицинскую организацию предоставлять такую информацию в доступной форме, а также при использовании интернет-версии.
Нарушение законодательства о рекламе является административным правонарушением, которое регламентируется ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [9]. В части 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение общих требований, предъявляемых к рекламе, независимо от объекта рекламирования.
Так как данная реклама непосредственно затрагивает право граждан в сфере здравоохранения, в целях обеспечения указанных прав граждан ст. 14.3 КоАП РФ была дополнена ч. 5, предусматривающей ответственности за правонарушения в сфере медицинских услуг [10].
Конструкция ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ вызывает вопросы в связи с тем, что диспозиция данной статьи, кроме понятия «медицинские услуги», указывает на методы лечения. Во-первых в Законе об основах охраны здоровья понятие «методы лечения» отсутствуют. Во-вторых, на наш взгляд, не представляется возможным классифицировать по значимости для жизни и здоровья пациента медицинскую услугу, включающую медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию. Таким образом, ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ не в полной мере учитывает нормы ст. 2 Закона об основах охраны здоровья.
Понятие «медицинская услуга» определяется Законом о рекламе как более широкое по отношению к ее составляющим – методам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Такой вывод можно сделать из п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, где указано, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства (положительное влияние на течение болезни) объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств; медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации; медицинских изделий.
Однако если провести сравнительный анализ норм Закона о рекламе (п. 6 ч. 5 ст. 5 и п. 4 ч. 5 ст. 5), то можно констатировать, что в п. 4 ч. 5 ст. 5 при запрете использования образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, не уточняется о таких элементах, входящих в медицинскую услугу, как методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. При этом в п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе понятие «медицинские услуги» содержит в себе данные элементы [11].
Представляется, так как медицинская услуга является более широким понятием, то по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ к административной ответственности должны привлекаться лица и за нарушения рекламы методов профилактики, лечения, диагностики, медицинской реабилитации, но при условии, что соответствующие понятия будут включены в ст. 2 Закона об основах охраны здоровья. Поэтому, на наш взгляд, необходимо исключить из ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ указания на методы лечения.
Сегодня ни указанные законы, ни какой-либо другой нормативный акт не содержит определений таких понятий, как метод профилактики, метод диагностики, метод лечения, метод медицинской реабилитации [11]. Однако от толкования норм закона в отношении действий – методов будет зависеть привлечение субъекта к административной ответственности за нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе. Поэтому необходимо внести изменения в Закон об основах охраны здоровья.
Изложенные проблемы находят свое отражение в судебной практике. Так, в 2015 г. ФАС России в письме от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе"» была предпринята попытка определить значение данных терминов.
В абзаце 10 п. 1 письма ФАС России отмечает, что законодательство не содержит определения данных понятий, вместе с тем, согласно толковым словарям русского языка, слово «метод» определяется как путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; прием, способ действовать, поступать каким-либо образом. На основании этого специалисты ФАС России пришли к выводу, что «…под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации» [12]. Но 18 августа 2016 г. Верховный Суд РФ принял решение по делу № АКПИ16-546, в котором фактически признал не действующими обозначенные выше положения письма ФАС. Суд посчитал, что понятия методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации относятся к сфере охраны здоровья, определение этих понятий не относится к компетенции ФАС России, а, следовательно, оспариваемое разъяснение дано с превышением полномочий и не соответствует требованиям закона [13].
По нашему мнению, с позицией ВС РФ нельзя полностью согласиться, поскольку при отсутствии единообразного понятия «методы профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации» привлечение к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ Федеральной антимонопольной службой России будет сопровождаться значительными трудностями.
Таким образом, полагаем, что с целью единства системы правоприменения в сфере рекламы медицинских услуг, а также недопущения распространения ненадлежащей рекламы необходимо дополнить ст. 2 Закона об охране здоровья, четко регламентировав в ней такие понятия, как методы профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
1. Грибок Н.Н. Деятельность государственных, общественных организаций и бизнеса по развитию рекламной индустрии в России (1991–2006 гг.) [Текст]: автореф. дис. ...канд. ист. наук / Н.Н. Грибок. – М., 2011. – С. 3.
2. Аксенова-Сорохтей Ю.Н. Реклама услуг эстетической медицины [Текст] / Ю.Н. Аксенова-Сорохтей, Ю.П. Высоцкая, А.Р. Гильмуллина // Научный обозреватель. – 2016. – № 6. – С. 34–36.
3. О рекламе: Федер. закон Рос. Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 февр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 3 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
4. Биохимический анализ крови. Медэнциклопедия. Медпортал. [Электронный ресурс] // URL: http://medportal.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).
5. Велоэргометрия. Инновационный медицинский сервер. [Электронный ресурс] // URL: http://diagnos.ru/procedures/manipulation/veloergometria (дата обращения: 01.05.2017).
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 ноября 2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
7. Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
8. О рекомендациях по предоставлению информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: письмо Минздрава России от 15 марта 2017 г. № 21-5/10/2-1757 [Электронный ресурс] // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/ (дата обращения: 01.05.2017).
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон Рос. Федерации от 23.07.2013 № 200-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 2013г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2013 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
11. Петречук А.С. Правовое регулирование рекламы медицинских услуг в Российской Федерации [Текст] /А.С. Петречук // Проблемы права. – 2015. – № 6 [Электронный ресурс] // URL: http://problemyprava.ru/Pp_6(2015)/Petrechuk.pdf (дата обращения: 28.04.2017).
12. О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»: письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.05.2015 № АД/26584/15 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
13. Решение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 по делу № АКПИ16-546 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).