К ВОПРОСУ О ФИСКАЛЬНОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется понятие «фискальный суверенитет», раскрывается сущность фискального суверенитета государства, его внутренняя и внешняя составляющие, а также рассматриваются вопросы практического подхода к теоретическому понятию «государственный суверенитет» о проявлении его в бюджетном праве и в области налогообложения. Исследуются формы проявления государственного суверенитета, фискального суверенитета. Раскрывается различное отраслевое содержание суверенитета государства, делается вывод о ключевой роли позитивного обязывания в реализации фискального суверенитета.

Ключевые слова:
государство, налоги, фискальный суверенитет, государственный суверенитет, права и обязанности, субъекты финансового права.
Текст

Сведения о руководителе студента при написании статьи:

Бобкова Л.Л.

Канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового права, Воронежский государственный университет

 

Понятие суверенитета – важнейшее, кардинальное понятие государственного и международного права. Если рассматривать в классическом значении, то под суверенитетом государства понимают его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах, т.е. на своей территории (в рамках своей юрисдикции), и независимость в международных отношениях [1, c. 65].

В юридической литературе суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание. Так, из государственного суверенитета можно выделить экономический суверенитет. Его составной частью является фискальный суверенитет государства в области налогообложения, который основывается на том, что у государства есть право устанавливать, а также вводить и взимать налоги и сборы с юридических и физических лиц в пределах своей территории [2, c. 56]. Вместе с тем, когда мы формулируем определение фискального суверенитета, нельзя переносить содержание понятия «суверенитет» в сферу фискальной политики государства, потому что фискальный суверенитет – это что-то большее, чем просто верховенство государственной власти в вопросах определения источников собственных финансовых ресурсов. Слово «фиск» (от лат. fiscus – казна) обозначает властные, т.е. не требующие согласования с иными участниками отношений, имущественные права государства как субъекта права налогообложения. Например, А.И. Погорлецкий говорит о том, что налоговый (или фискальный) суверенитет – это право государства действовать как субъект публичного права по введению на своей фискальной территории любых налогов и контролировать их сбор [3, c. 13]. Существует суверенитет и в бюджетном праве.

Так, с позиции Л.Л. Бобковой необходимо различать проявление государственного суверенитета в области бюджета. Например, суверенными правами Российской Федерации являются право на утверждение бюджета, взимание и взыскание налогов и сборов. Данные права не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества [4, c. 10, 13].

Однако фискальный суверенитет – это атрибут государственной власти и является проявлением единого суверенитета, назначением которого является формирование материальной базы государства [5, c. 67]. Фискальный суверенитет можно подразделить на de jure и de facto. Первый можно рассмотреть в юридической литературе как ничем не ограниченное право государства устанавливать налоги; второй – как способность эффективного достижения целей налоговой политики.

Когда элементы социально-экономической системы выходят за пределы государственных границ, то тогда государство не может в полном объеме определять все аспекты налоговой политики, и для достижения налогового суверенитета de facto они могут быть заинтересованы либо в объединении или в ограничении de jure суверенитетов [6, c. 35].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фискальный суверенитет – это обладание верховной государственной властью, полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от проживающего на территории государства населения. Можно сказать, что реализация принципа «фискальный суверенитет» означает, что у государства есть абсолютная власть определять доходный источник казны.

Фискальный суверенитет государства может проявляться в:

• определении источников государственных доходов;

• осуществлении государственного контроля, который обеспечивает своевременное выявление нарушений имущественных интересов государства;

• определении мер принуждения для обеспечения защиты имущественных интересов государства.

Фискальный суверенитет государства реализуется в правах государства самостоятельно и в полном объеме принимать решение о взимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений, способы взимания налогов и т.п.

Итак, основная форма реализации фискального суверенитета – это право государства определять источники финансовых ресурсов. Государство – это некая политическая организация, которая обладает монопольным правом на применение силы и всегда находила способы централизации финансовых ресурсов. На самых ранних этапах развития государства централизация финансовых средств не отличалась системностью, да и процедура по сбору средств напоминала военную кампанию, когда имущество собиралось с подвластного населения, мнение которого о размере и порядке уплаты дани почти не интересовало победителя [7, c. 17].

Сегодняшний интерес к фискальному суверенитету государства вызван реализацией государством своих прав по формированию системы налогообложения на своей территории, а основным элементом системы является налог.

Налог – это основная категория налогового права и налогового законодательства. Специфика правовой природы названной категории во многом предопределяет особенности возникновения налоговых отношений и правового регулирования этих отношений. Французский ученый П.М. Годме хорошо подметил, когда говорил о том, что налог – это одно из проявлений суверенитета государства [8, c. 371]. Налоги могут существовать только в государствах. В иных социальных образованиях налогов быть не может, даже если какие-либо платежи являются обязательными для членов этих образований. Право устанавливать налоги было, есть и будет исключительным правом только государства. Тургенев считал налоги средством «…к достижению цели общества и государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства» [9, c. 129]. В России понятие фискального суверенитета получило свое нормативно-правовое закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. № 20-П [10, c. 67]. В этом постановлении понятие «фискальный суверенитет» полностью не раскрывается. Конституционный суд указал на то, что с фискальным суверенитетом государства в первую очередь связаны законодательная форма учреждения налога, а также принудительность и обязанность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. В указанном Постановлении есть некая попытка установления содержания фискального суверенитета с его внутренней стороны, а Конституционный суд оставил без внимания содержание его внешнего проявления.

Полагаем, что внешнее проявление фискального суверенитета можно определять как независимость государств в участии в международных отношениях и заключении международных договоров, объектом которых служат отношения, складывающиеся по разграничению налоговой компетенции государств, а также по поводу сотрудничества государств в фискальной сфере и других вопросах, которые регулируются международным налоговым правом.

В заключение отметим, что для существования государства и общества и для их развития необходимо наличие экономического базиса, который формируется посредством реализации государством своего фискального суверенитета. Последний представляет собой юридически не ограниченное право государства требовать от своих подданных активных действий по участию в деле формирования необходимых ресурсов. Этому праву противопоставляются соответствующие обязанности фискально-обязанных лиц. Реализация фискального суверенитета преимущественно связывается с такими формами позитивного обязывания, которые предусматривают в качестве необходимого и должного – отбытие различного рода публичных повинностей, сопровождаемое издержками личного неимущественного и имущественного характера фискально-обязанных лиц.

Позитивное обязывание в финансовой сфере изначально является одним из средств реализации фискального суверенитета государства.

В финансовом праве государственный суверенитет проявляется в двух ипостасях:

во-первых, в бюджетном праве, когда говорим о внутренних суверенных правах Российской Федерации, к числу которых относят право на собственный бюджет, право на получение бюджетных доходов и осуществление расходов, а также включение их в данный бюджет, право на использование бюджетных средств, право на распределение бюджетных доходов между бюджетами различных уровней, право на образование и использование в рамках бюджета целевых резервных фондов, право на установление федеральных налогов и сборов, а также взимание и взыскание федеральных налогов и сборов;

во-вторых, фискального суверенитета в области налогообложения.

Существование такой классификации государственного суверенитета в области финансов предопределено практикой, в том числе практикой Конституционного Суда Российской Федерации.

Список литературы

1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть [Текст]: учебник / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 51; Международное право [Текст] / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. – М.: Омега-Л, 2008. – C. 65.

2. Кучеров И.И. Международное налоговое право [Текст] / И.И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР, 2007. – 25 c.

3. Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности [Текст] / А.И. Погорлецкий. – СПб., 2006. – 13 c.

4. Бобкова Л.Л. Формирование финансово-правовых категорий в период проведения бюджетных реформ [Текст] / Л.Л. Бобкова // Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. Вып. 2: Бюджетные и налоговые реформы в странах Центральной и Восточной Европы; под ред. М.В. Карасёвой (Сенцовой). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – С. 23–28; Бобкова Л.Л. Теоретические проблемы определения государства как субъекта бюджетного права [Текст] / Л.Л. Бобкова // Финансовое право. – 2013. –C. 10, 13.

5. Лозгачева Е.Н. Оптимальный консерватизм и независимость центрального банка в условиях взаимодействия фискальной и монетарной политик [Текст] / Е.Н. Лозгачева [и др.]. – М., 2007. – 67 c.

6. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации [Текст] / И.И. Лукашук // Журнал российского права. – 2002. – № 3. – C. 35.

7. Толкушкин А.В. История налогов в России [Текст] / А.В.Толокушин. – М.: Юристъ,2001. – С. 17.

8. Годме П.М. Финансовое право [Текст] / П.М. Годме; пер. с фр. – М., 1978. – С. 371.

9. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов [Текст] / Н.И. Тургенев; под ред. А.Н. Козырина // У истоков финансового права. – М.: Статут, 1998. – С. 129.

10. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Войти или Создать
* Забыли пароль?