Сургут, Россия
В статье рассматривается ряд противоречий, возникающих в процессе внедрения профессиональных стандартов в организации профессионального образования. Приведены вопросы, на которые следует ответить в процессе такой работы. Приводятся дискуссионные вопросы. Представлены фрагменты некоторых документов. Дан алгоритм внедрения стандартов в образовательной организации профессионального образования. Автор рассматривает ряд противоречий, возникающих в процессе применения стандартов. Рассматривается опыт СурГПУ по внедрению профессиональных стандартов. Дан фрагмент перечня применяемых стандартов. Алгоритм действий в процессе их внедрения. Особенности работы в процессе внедрения стандарта по педагогическим и непедагогическим должностям. Необходимые изменения в кадровой документации, трудовых договорах, должностных инструкциях, в штатном расписании и других документах. Указаны причины переноса внедрения стандартов по педагогическим профессиям.
профессиональный стандарт, требования к квалификации, противоречия, дискуссионные вопросы, стандарты по педагогическим и непедагогическим должностям, изменения в кадровой документации, изменения в оплате труда, алгоритм внедрения профессионального стандарта.
В сфере труда Российской Федерации с 1 июля 2016 г. начата работа по внедрению профессиональных стандартов. Следует признать, что дискуссии по поводу профессиональных стандартов продолжаются. Они разворачиваются вокруг следующих вопросов: содержание стандарта как нормативного акта и его качество; несоответствие персонала требованиям профессионального стандарта и отсутствие финансирования на обучение; механизм применения профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений с работником.
1. Олейникова О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, М. Коулз. – М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. – 115 с.
2. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников [Текст]: методическое пособие / М.В. Привезенцев [и др.]. – М.: Альфа-М, 2007. – 160 с.
3. Шкляева Н.А. Технология оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных организаций [Текст] / Н.А. Шкляева // Кадровик. – 2013. – № 6. – С. 100–109.
4. Шкляева Н.А. Разработка проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» [Текст] / Н.А. Шкляева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2013. – Т. 2. – № 3(6). – С. 18–23.
5. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: механизм применения в управлении персоналом [Текст] / Н.А. Шкляева // Транспортное дело России. – 2016. – № 1. – С. 67–70.
6. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: практика внедрения в образовательной организации [Текст] / Н.А. Шкляева // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие, 16–18 февраля 2017 г. – Ч. 1; под ред. д-ра экон. наук, проф. И.И. Антоновой. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2017. – С. 435–440.
7. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems // Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report / Ed. by CEDEFOP.Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008 (Cedefop Reference series).
8. Framework of actions for the Lifelong Development of Competences and Qualifications. Evaluation report. UNICE, 2006.
9. Qualifications Systems. Bridges to Lifelong Learning. OECD, 2006.
10. The European Qualifications Framework for Life-long Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.