Волгоград, Россия
Статья посвящена изучению интерактивных технологий обучения с целью выявления качественно новых характеристик современной образовательной среды. В статье рассмотрены процессы трансформации современных методов обучения с учетом развития цифровых технологий, определяющих мировоззрение, потребности и жизненные запросы современного молодого поколения. С учетом последнего фактора предложена типология интерактивных технологий, которые могут быть использованы преподавателем на лекции или студентами в качестве подготовки к лекции по гуманитарным дисциплинам. Активная интеграция образования в интернет-пространство ставит перед современным педагогом ряд задач: 1) сам педагог, помимо профессионализма, должен обладать высокой мобильностью, коммуникативностью, способностью к самообучению и переобучению, взаимодействию со студентами на равных; 2) преподаватель должен занимать позицию модератора по отношению к студентам, давая им право выбора и возможность самостоятельно проявлять себя не только на практических, но и на лекционных занятиях. Сам студент становится активным транслятором знаний, поскольку главной ценностью для современного поколения является знание, причем полученное собственным опытным путем, а не данное преподавателем извне. Современную модель обучения, построенную на интерактивных методах обучения как на самих занятиях, так и в интернет-пространстве, можно условно назвать «синхронной», то есть мобильной и конструируемой настолько, чтобы каждый студент мог проявить себя и свои знания с учетом собственных потребностей и жизненных запросов.
технологии обучения, интерактивные методы преподавания, общекультурные ком- петенции
1. Атаджанов М. Переходное поколение в современном социуме: от поколения икс к интернет-поколению // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Вып. 4 (8). С. 69–73.
2. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 2. С. 59–67.
3. Плужникова Н.Н., Падурец С.А. Проблема преподавания философии с учетом трансформации потребностей студентов в современном социуме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 1. С. 51–59.
4. Раисова А.М. Особенности управления поколением «Y» // Новая наука: От идеи к результату. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 декабря 2016 г, г. Сургут). / в 4 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2016. С. 228–230.
5. Саенко Н.Р., Щеглов И.В. Процедуры «вживления» экрана в бытие современного человека // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4 (33). С. 275–282.
6. Шатунова Т.М. Мы же постлюди, обойдемся без лекций // Философия, наука, культура. Сборник научных статей, посвященных 60-летию профессора А.А. Шестакова. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. 319 с.
7. Шурбе В.З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социс. 2013. № 14. С. 100–106.
8. Щеглова Л.В., Саенко Н.Р. Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 4. С. 39–48.
9. Herring S. Slouching Toward the Ordinary: Current Trends in Computer-Mediated Communication – New Media & Society 6, no. 1. P. 26–36 (2004).
10. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it’s your job to help them gain experience [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-its-your-job-to-help-them-gain-experience (дата обращения: 05.09.2015).
11. Watkins R. Making Online Learning Interactive. San Francisco, Pfeiffer (2005).