ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА РЕКЛАМЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья – это попытка анализа рекламы как культурологического феномена через осмысление идей великих философов ХХ в. В статье проводится сравнение различных философских концепций относительно феномена рекламы и ее места в современной цивилизации, а именно, теории М. Маклюена и его понимания рекламы в свете изучения медиаконцепции; французского мыслителя Р. Барта и его риторики визуального образа в контексте изучения рекламного воздействия; семиотики рекламы знаменитого итальянского философа и писателя У. Эко; симуляции рекламы в системе вещей французского мыслителя Ж. Бодрийара. При анализе выявлены онтологические, этические, гносеологические аспекты рекламной деятельности, отразившиеся в концепции М. Маклюэна, рассматривавшего рекламу в качестве составной части медиа-влияния; Р. Барта, который подошел к рекламе как к тексту, содержащему в себе определенные коды; У. Эко анализировавшего семиотику рекламы; и, наконец, Ж. Бодрийара, рассматривавшего рекламу в качестве побудительной причины в обществе потребления. Великие философы современности не случайно обращались к исследованию феномена рекламы, отмечая значимость рекламы для общества современного типа и признавая важность этого мощного коммуникационного канала, оказывающего влияние на все стороны жизни человека. Учитывая тот факт, что реклама в определенном смысле прекрасно воплощает современный идеал познавательной деятельности человека, мы пришли к выводу о том, что она продолжает оставаться в ряду социокультурных явлений общемирового значения, требующих постоянного осмысления. На наш взгляд, в целом анализ философского осмысления феномена рекламы, несмотря на его сложность и противоречивость, позволяет наиболее полно выявить ее глубинные предпосылки и сущность, способствуя лучшему пониманию проблем, стоящих перед обществом и человеком.

Ключевые слова:
философские концепции рекламы, реклама как социокультурный феномен, анализ рекламы, текст рекламы, феномен рекламы.
Текст

За последние годы реклама не только не утратила своего значения в культуре, но и значительно укрепила свои позиции в общественном сознании и общественной практике.

Список литературы

1. Барт Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт; пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 19 с.

2. Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийар; пер. А. Качалова. — М.: Рипол-классик, 2015. — C. 70–76.

3. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

4. Бурдье П. Социология социального пространства [Текст] / П. Бурдье; пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. — 288 с.

5. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. И.Д. Газиева; под ред. Н.А. Головина. — СПб.: Наука, 2007. — 648 c.

6. Макарова Е.А. Особенности рекламы в России [Текст] / Е.А. Макарова // Социальные преобразования и социальные проблемы: Сборник научных трудов. — Вып. 5. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. — С. 33–34.

7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man [Текст] / М. Маклюэн. — М.: Кучково поле, 2007. — 53 с.

8. Николаева М.А. История рекламы и средств массовой информации: курс лекций [Текст] / М.А. Николаева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2012. — 173 с.

9. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Г. Николайшвили. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 191 с.

10. Силантьева М.В. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации [Текст] / М.В. Силантьева [и др.] // Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. — М., 2010. — С. 6–34.

11. Силантьева М.В. Метаморфозы социальных организмов в свете трансформации культурных границ: глобальные следствия модернизационных процессов [Текст] / М.В. Силантьева // Вестник МГИМО (Университета). — 2012. — № 6. — С. 206–210.

12. Силантьева М.В. Проблемы логики и теории познания в современном гуманитарном знании [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов / М.В. Силантьева. — М., 2006. — 48 с.

13. Силантьева М.В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? [Текст] / М.В. Силантьева // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. — 2012. — С. 39–47.

14. Тимшин В.А. Феномен рекламы в контексте философии постмодернизма [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / В.А. Тимшин. — Киров, 2003. — 163 с.

15. Трушина Л.Е. Мифориторика рекламы Р. Барта [Текст] / Л.Е. Трушина // Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. — Вып. 8 / Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 65 с.

16. Ученова В.В. Философия рекламы [Текст] / В.В. Ученова. — М.: Гелла-принт, 2003. — 208 с.

17. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко; пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 544 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?