ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
.В работе рассматриваются вопросы перспективного развития «Единого окна» в сфе- ре внешней торговли Кыргызской Республики. Рассмотрены основные направления и методы совершенствования системы и ориентировоч- ные результаты внедрения. Успешное внедрение данной системы расширит масштабы внешней торговли Кыргызской Республики, что является текущей задачей адаптации в Евразийском эко- номическом союзе, а также взаимодействия с проектом «Экономический пояс великого шел- кового пути».

Ключевые слова:
Кыргызская Республика, упро- щение процедур внешней торговли, система «Единого окна» в сфере внешней торговли, внешняя торговля, Евразийский экономиче- ский союз, концепция «Экономический пояс Великого шелкового пути», экономическое сотрудничество государств.
Текст

Динамичное развитие «единого окна» в Киргизской Республике требует квалифицированного и компетентного участия специалистов, которые могут определить слабые звенья в работе окна и предложить основные направления дальнейшей реформирования и развития данной системы. Следует отметить, что большую поддержку в развитии «единого окна» в Киргизской Республике оказывают международные донорские организации – «Немецкое общество развития» (GIZ) и Азиатский банк развития (АБР). В настоящее время реализуется проект Азиатского банка развития «Региональное улучшение приграничных служб», где одним из компонентов является совершенствование деятельности «единого окна» в Киргизской Республике.

Государственное предприятие «Единое Окно» в сфере внешней торговли (далее – НЕО) при Министерстве экономики Киргизской Республики разработало и внедрило информационную систему «единого окна» при финансовой поддержке АБР. Система единого окна установлена в центральном офисе ЕО. Система имеет веб-интерфейс с доступом для государственных органов, брокеров и трейдеров. Система официально функционирует c 2012 г. Она установлена в помещении государственного предприятия и доступна 24 часа в сутки. Для получения доступа и для работы в системе пользователи должны использовать цифровую подпись. В настоящее время персонал ЕО предоставляет техническую поддержку для государственных учреждений, брокеров и трейдеров. Несмотря на то, что система в настоящее время официально функционирует, некоторые государственные учреждения, органы не используют ее активно. Причины такого не активного использования механизмов «единого окна» участниками внешнеэкономической деятельности следующие:

  • практически во всех государственных органах, вовлеченных в системы «единого окна», рабочие процессы не оптимизированы в соответствии с государственной концепцией «единого окна» и международными рекомендациями;
  • большинство государственных органов не имеют нормативных актов и внутренних положений, которые регулируют применение системы ЕО и обмен электронной информацией между государственными органами;
  • в некоторых государственных органах отсутствует внутренняя автоматизированная информационная система;
  • имеет место дублирование электронных процессов с бумажным форматом;
  • имеются технические, юридические и финансовые сложности при использовании цифровой подписи в системе ЕО;
  • техническое ядро компьютеризированной системы сложное в поддержке,  нестабильное и неустойчивое;
  • функциональные свойства и возможности системы в текущем состоянии ограничены и требуют серьезных доработок;
  • отсутствует подробная документация по архитектуре системы, описание модулей системы и подробной документации по программированию и развитию системы;
  • для устойчивого использования системы ЕО технический персонал должен иметь знания по развитию системы и внесения в нее изменений;
  • необходимо обновление существующего аппаратного и программного обеспечения для улучшения функциональности, устойчивости, безопасности и бесперебойности системы ЕО;
  • формат электронных данных XML не легализирован и не утвержден.

 

Для определения проблем системы «единого окна» проведен анализ работы  государственных органов, вовлеченных в  систему, дан обзор текущих рабочих процессов, нормативных актов и проблем компьютеризированной системы Единого окна. Определенные проблемы позволят обосновать направления развития и реформирования системы в целом.

Успешная реализация концепции на пространстве Евроазиатского экономического союза должна предполагать формирование гармонизированного или унифицированного законодательства в области стимулирования в сфере внешнеэкономической деятельности  стран-участниц. Собственно, данный вопрос  ключевой в  перспективе существования ЕАЭС. Вступление Киргизской Республики в ЕАЭС значительно повлияет на формирование системы, так как комиссия Евразийского Экономического Союза[1] (ЕАЭС) рассматривает в качестве фундаментальных требований для перспективного развития ЕО рекомендации ЕЭК ООН (№33, 34, 35), стандарты ЭДИФАКТ (электронный обмен данными для управления, торговли и перевозок) и модель данных ВТО для реализации процессов интеграции систем Единого окна.  Таким образом, перспективная модель развития ЕО Киргизской Республики будет максимально соответствовать международным стандартам и требованиям.  

 

 

Институциональная и техническая поддержка единого окна (ИТПЕО)

Основная цель реформирования «единого окна» в Киргизской Республике – разработка программного обеспечения, автоматизация процессов получения предпринимателем необходимых разрешительных документов в государственных органах. Для этого необходимо сформулировать требования к программному обеспечению. Данные требования готовятся специалистами-экспертами на основании предварительно проведенного анализа методов реорганизации – реинжиниринга бизнес-процессов и анализа требований к программному обеспечению. Кроме того, необходимо учесть анализ последствий присоединения Киргизской Республики к ЕАЭС.

 

Анализ бизнес-процессов

Анализ бизнес-процессов (АБП) является первым шагом в  автоматизации процессов и документооборота. Данная фаза в основном затрагивает две основные области:

• процесс «Как есть» – понимание и документирование текущего состояния всех основных областей состояния вопроса;

• процесс «Как надо» – рассмотрение существующего состояния и подготовка комплекса рекомендаций, позволяющих создать полностью оптимизированный и гармонизированный набор процессов и документов, включая правовые и управленческие рекомендации.

В ходе этого процесса будут составлены основной план РБП, а также полностью гармонизированная общая модель данных. План включает систематический анализ процедур и потоков информации при трансграничной торговле, анализ их слабых мест и задержек, рекомендации по совершенствованию и описание рабочих процессов и потоков информации после совершенствования. Предложенные процедуры в этом компоненте должны быть хорошо документированы, упрощены, ускорены и оптимизированы. Это  предпосылка внедрения электронных транзакций с подачей электронных документов, автоматизированным обменом информацией и управлением информацией посредством системы «единого окна». Унифицированный язык моделирования процессов будет использоваться для обеспечения стандартного способа визуализации разработки моделирования рабочего процесса.

 

 

 

Гармонизация – упорядочение данных

Модель данных ВТО версия 3 является стандартизированной библиотекой требований к данным для обмена информацией от модели систем типа Бизнес к Правительству (B2G) и от Правительства к Правительству (G2G). Она организована как библиотека с наборами данных для импорта, экспорта, транзита и перевозки. Модель данных ВТО версия 3 будет полностью реализована в системе единого окна.

Правительство Киргизской Республики должно инициировать процесс упорядочения и стандартизации данных с использованием международных стандартов передачи данных по экспорту, транзитным сделкам и импорту с возможностью подачи и обмена данных и сообщений среди всех государственных органов и частных лиц.  Использование модели данных основывается на среде системы «Единого окна», позволяя передавать данные сообщения внутри систем и среди зарубежных систем «единого окна», создавая основание для региональной системы «единого окна». Чтобы получить выгоду от использования модели данных ВТО версия 3 в полном объеме, необходимо выполнить мероприятия по систематизации данных с целью гармонизации всех элементов данных, используемых в системе «единого окна», среди участвующих заинтересованных сторон по сравнению с моделью данных ВТО, которая устраняет избыточное количество требуемых данных и дублирование подачи коммерческих данных в систему единого окна.

В модели данных ВТО потоки информации от государственных органов должны быть разбиты по категориям и выделены в «диаграммы классов» и смоделированы, используя язык UML. Результатом задач по упорядочению данных должен быть набор стандартизированных требований к данным и стандартизированных сообщений, которые полностью соответствуют модели данных ВТО версия 3. Результаты упрощения документооборота и компонент упорядочения данных обеспечивают стабильную платформу для развития ИТ-решений.

 

Совершенствование нормативно-правовой базы

Другой предпосылкой успешности системы единого окна является пересмотр необходимой нормативной базы. Необходимо определить и внимательно проанализировать соответствующие законы и правовые ограничения. Для успешного развития системы единого окна необходим тщательный обзор утвержденных нормативных актов и положений, которые регулируют поток информации, связанной с торговлей, также потребуется внести изменения в нормативные документы.

Для обеспечения эффективного использования системы единого окна согласно рекомендации СЕФАКТ ООН №35 должен быть проведен правовой анализ, включая соответствие международным нормам[2]. В ходе проведения правового анализа было определено состояние текущего законодательства Киргизской Республики, способствующего или препятствующего работе НЕО, в какой степени нормативно-правовая база предлагает достаточные гарантии для пользователей системы ЕО. В сравнительном правовом анализе для выявления пробелов, упущений и недостатков в законах и нормативных актах была использована передовая международная практика (рекомендации 33 и 35 ЕЭК ООН/СЕФАКТ), а также три принципа ЮНСИТРАЛ по электронной торговле: отсутствие дискриминации между бумажными и электронными документами;  технический нейтралитет;  функциональная эквивалентность. Проведено сравнение Закона Киргизской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»  от 17 июля 2004 г. N 92 с международными типовыми законами, рассмотрены текущие подходы к использованию электронных документов в Сингапуре и соответствие нормативно-правовых актов положениям и актам ЕАЭС.

Процесс согласования использования электронных документов в ЕАЭС был проверен для будущей совместимости систем НЕО, а также было исследовано предложенное регулирование сектора электронной торговли в соответствии с нормами Европейского Союза. Проект Таможенного кодекса для стран ЕАЭС содержит важные положения, которые влияют на работу НЕО, поэтому государственное предприятие должно быть осведомлено об этих предложенных изменениях.

Закон Киргизской Республики «Об аудите» был изучен для того, чтобы гарантировать, что электронные документы, используемые в работе ЕО,  приемлемы в общественном аудите; кодексы, имеющие дело с доказательствами, были проверены, чтобы гарантировать признание электронных документов в качестве доказательств в судебных процедурах. Исследованы законы, связанные с использованием электронных документов в качестве доказательств для других государственных органов, а также поддержания системы документооборота, архивации и хранения данных. При этом должны быть предусмотрены: допустимость доказательств в судопроизводстве электронных документов; принятие электронных документов аудиторами в качестве аудиторских доказательств; способность государственных нотариусов принимать и признавать электронные документы.

Важно, чтобы государственные органы, которые вовлечены в систему НЕО, были уверены в том, что закон признает, регулирует и защищает регистрацию и архивирование электронных документов. Также это отражает, что документы используются в качестве доказательств в ходе судебных разбирательств или аудита.

Дополнения и изменения также будут внесены в следующие законодательные акты:

• Гражданский процессуальный кодекс Киргизской Республики;

• Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики;

• Закон Киргизской Республики «Об электронных документах и ЭЦП»;

• Закон Киргизской Республики «О Счетной палате»;

• Закон Киргизской Республики «О нотариате»;

• Закон Киргизской Республики «О Национальном архивном фонде»;

• Типовая инструкция о документообороте в Киргизской Республике;

• Закон Киргизской Республики «Об органах местного самоуправления»;

• Закон Киргизской Республики «Об информатизации»;

• Различные правовые положения Торговой палаты;

• Положение о Национальной системе аккредитации;

• Положение о Киргизском центре аккредитации;

• Закон Киргизской Республики «Об основах технического регулирования» и пр.

В дальнейшем могут понадобиться устранение ограничений, касающихся распространения и обмена информацией среди государственных органов и учреждений, а также организационные изменения  для успешного использования единого окна. Также необходимо провести анализ и принять соответствующее решение по правовым вопросам, связанным с делегированием полномочий в адрес «единого окна». Необходимо легализовать электронные документы и электронный обмен данных.

 

 

Разработка программного обеспечения и развитие национального «единого окна»

Ключевым этапом жизненного цикла разработки системы «единого окна» является осуществление  работ по анализу технологических требований, включая требования платформы системы «единого окна» в отношении программного и аппаратного обеспечения. В результате проведенного структурного анализа разработана матрица критериев, которая обеспечивает конкретизацию по всем результатам проекта, в частности по новым возможностям программного обеспечения. По результатам анализа будут выработаны требования к новой архитектуре программного обеспечения, включая следующие аспекты: требования пользователей; функциональные требования; технические требования; требования системы управления базами данных;  требования производительности системы; требований к аппаратному обеспечению; функциональная и техническая интеграция существующих систем; требования к документам конечных пользователей;  методология разработки программного обеспечения; требования к технической документации; требования к поддержке пользователей по программному обеспечению; требования к гарантийному и постгарантийному техническому обслуживанию программного обеспечения; структура сети и требования протоколов обмена данных; требования к пропускной способности систем; требования к оборудованию серверов; требования к автоматизированному рабочему месту;  другие требования, связанные с аппаратным обеспечением; требования к количеству и распределению оборудования;  требования к аппаратной поддержке пользователей; требования к гарантийному и послегарантийному техническому обслуживанию оборудования; Требования к обучению. Данный перечень требований может детализироваться, уточняться и разрабатываться с учетом национальных требований к информационным системам и международных рекомендаций.

В  итоге, детальный пакет требований к системе НЕО, результаты анализа бизнес-процессов и гармонизация данных будут частью пакета документации в процессе закупки разработки системы НЕО, который включает стандартные процедуры Азиатского банка развития.

 

[1]                     www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&print=1&ID=6009

[2]                      Сравнительно-правовой анализ был проведен с учетом международных источников: Рекомендация ЕЭК ООН №35;        Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли;  Исследование ВТамО и ЮНСИТРАЛ по скоординированному управлению границами, включая международное единое окно; Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной подписи (2001);  Конвенция ООН по использованию электронных коммуникаций в международных договорах;  Наиболее успешные практики ЕС по региональному взаимодействию, электронным документам и их взаимном признании;

                 Инструкция об электронных документах и цифровых подписях на Едином рынке ЕС согласно Постановлению (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета от 23 июля 2014;  ЮНСИТРАЛ - модель Сингапура.

Для эффективного внедрения механизма единого окна проведены работы по реинжинирингу (оптимизации) бизнес-процессов, по выдаче разрешительных документов в сфере внешней торговли всем ведомствам, участвующим в системе единого окна,  включая  анализ рабочих процессов и поиск путей решения задач по улучшению качества, удешевлению, упрощению и ускорению бизнес-процессов ведомств. Обследование бизнес-процессов показало, что наибольшее упрощение  получения разрешительных документов возможно за счет использования информационных систем и электронного документооборота, в том числе для оплаты услуг по выдаче разрешительных документов, сборов, налогов и пошлин. Также одним из значительных препятствий для осуществления внешних торговых операций является неразвитость законодательства. По результатам анализа бизнес- процессов были определены основные рекомендации для решения задач оптимизации работы ведомств.

            Внедрение электронного документооборота внутри ведомств и электронного обмена документами между всеми ведомствами.

            Использованием электронных средств оплаты услуг по выдаче разрешительных документов.

            Усиление мониторинга и контроля за действиями вовлеченных ведомств.

            Создание информационно-справочного портала, содержащего детальное описание процедур выдачи и получения разрешительных документов, включая базу данных с функциями поиска и структурой информации, удобной для представителей бизнеса и ведомств.

            Отказ от дублирования электронных документов бумажными документами. Электронные документы должны быть эквивалентны бумажным. Все государственные органы должны признавать  электронные документы.

Для реализации всех вышеперечисленных рекомендаций планируется  подготовить соответствующие изменения в законодательство.

Хотя использование электронных документов в КР регламентируется в основном Законом КР «Об электронных документах и электронно-цифровой подписи», большинство ведомств отказываются признавать электронные документы. Положения, регламентирующие использование электронных документов, есть также в типовой инструкции по делопроизводству, в законе о национальном архивном фонде КР, в кодексах Киргизской Республики.  Несмотря на то, что использование электронных документов и информационных систем вносит наибольший вклад в ускорение и удешевление получения разрешительных документов и внедрение механизма единого окна, на данный момент использование электронных документов практически заблокировано действиями надзорных и контролирующих органов. Последние требуют предъявления бумажных документов, что не только отменяют преимущества электронного документооборота, но и делают его  бесполезным звеном.

За счет реализации вышеперечисленным рекомендаций по реинжинирингу достигается существенное сокращение времени и трудозатрат сотрудниками ведомств на выдачу разрешительного документа. Кроме того, сокращается  время заявителей – участников внешнеэкономической деятельности. В табл. 2 приведены индикаторы сокращения затрат  в результате внедрения единого окна.

Каждый бизнес-процесс ведомства содержит шаги, которые необходимо выполнить.  На выполнение каждого шага необходимо время и затраты соответствующего сотрудника ведомства. Были проведены подсчеты сокращения количества шагов и времени на выполнение процессов. При этом сравнивались существующий бизнес-процесс  "как есть" с оптимизированным процессом "как должно быть", при котором все вовлеченные ведомства полностью участвуют в системе единого окна и выполняют все рекомендации по его внедрению, а участники внешнеэкономической деятельности активно используют систему единого окна. Кроме того, оптимизированный процесс  "как должно быть" предполагает, что Государственная таможенная служба, надзорные и контролирующие органы признают электронные документы и также используют систему единого окна в своей деятельности. Необходимо отметить, что при подсчете количества шагов и затрачиваемого времени исключалось время на лабораторные исследования, так как методика лабораторных исследований определяется требованиями технических регламентов.

Развитие внешней торговли является одним из ключевых вопросов макроэкономического регулирования экономики страны. Это тем более важно в период кризисных процессов. Ускоренное развитие системы единого окна соответствует современным требованиям по упрощению процедур внешней торговли, выступает одним из основных факторов успешной интеграции экономики Киргизской Республики в ЕАЭС и проект «Экономический пояс великого шелкового пути».   

Список литературы

1. О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» Режим тдоступа: www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&print=1&ID=6009

2. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» // Рекомендация № 33 Организация Объединенных Наций, Нью Йорк и Женева, 2005. Режим доступа: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf


Войти или Создать
* Забыли пароль?