Россия
Россия
Россия
Россия
В условиях всеобщей информатизации общества, когда работа по созданию программных учебных средств переведена в ранг приоритетных задач модернизации образования Российской Федерации фактически каждому высшему учебному заведению необходимо разрабатывать собственные электронные средства обучения, которые соответствовали бы не только федеральным государственным образовательным стандартам, но и рабочим программам учебных дисциплин, утвержденным высшим учебным заведением, его отраслевой специфики и устоявшимся традициям вуза. Целью статьи является представление опыта разработки электронных средств обучения по геометро-графическим дисциплинам кафедры «Начертательная геометрия и графика» Санкт-Петербургского горного университета. В статье проведен обзор электронных средств обучения, используемых при подготовке студентов по геометро-графическим дисциплинам. Определена и проанализирована посещаемость различных сайтов геометро-графического профиля и их контент. Осуществлен патентный поиск и произведен анализ имеющейся информации на официальном сайте Федерального института промышленной собственности. Проанализированы современные требования к электронным обучающим системам, на базе которых разработан программный комплекс для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» и 11.03.04 «Электроника и наноэлектроника». Рассмотрены вопросы создания электронных средств обучения средствами Borland Delphi и их особенности. Описан интерфейс программы для ЭВМ и представлены примеры моделирования типовых задач, решаемых студентами перечисленных направлений подготовки на кафедре начертательной геометрии и графики горного университета. Разработана структура и наполнение базы данных тестовых вопросов с использованием системы управления базами данных Microsoft Access. Представлены выводы и дальнейшие перспективные пути развития и совершенствования программного комплекса.
электронные средства обучения, информационные технологии, геометро-графическая подготовка, требования к электронным обучающим системам, тестирующие системы.
В условиях всеобщей информатизации общества, когда работа по созданию программных учебных средств переведена в ранг приоритетных задач модернизации образования Российской Федерации, кроме классических подходов к обучению студентов
[9; 14], фактически каждому высшему учебному заведению необходимо разрабатывать собственные электронные средства обучения, которые соответствовали бы не только федеральным государственным образовательным стандартам, но и рабочим программам учебных дисциплин, утвержденным высшим учебным заведением, его отраслевой специфике и устоявшимся традициям вуза.
1. Александрова Е.П., Крайнова М.Н., Столбова И.Д., Корнилкова Е.В. Вопросы содержания и реализации графической подготовки в вузе при переходе на образовательные стандарты нового поколения [Электронный ресурс] // Проблемы качества графической подготовки в условиях ФГОС ВПО: материалы международной научно-практической интернет-конференции. — URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011 (дата обращения: 13.10.2016).
2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.А. Андреев. — М., 1999. — 41 с.
3. Бобин Н.Е. Инженерная графика. Начертательная геометрия [Текст]: учеб. пособие по решению контрольных задач // Н.Е. Бобин, П.Г. Талалай, Ю.А. Эйст. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. горного ин-та, 2008.
4. Бочков А.Л., Голдобина Л.А. Начертательная геометрия [Текст]: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. — URL: cadinstructor.org/eg/ (дата обращения: 10.10.2016).
5. Бощенко Т.В. Поиск эффективной методической системы обучения студентов компьютерной графике [Текст] / Т.В. Бощенко, Н.И. Фокина // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — C. 68–69. — DOI: 10.12737/480.
6. Бурлов В.В. Организация учебного процесса по начертательной геометрии в Пензенской технологической академии [Текст] / В.В. Бурлов, Л.А. Нестеренко, Е.Ю. Юдина // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — C. 14–17. — DOI: 10.12737/779.
7. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария [Электронный ресурс] // IV междунар. интернет-конф. КГП-2014. — URL: http://dgng.pstu.ru/ conf2012 papers /67 (дата обращения: 10.10.2016).
8. Волошинов Д.В. Теория автоматизации проектирования объектов и процессов на основе методов конструктивного геометрического моделирования [Текст]: автореф. дис. … д-ра техн. наук / Д.В. Волошинов. — СПб.: Изд- во Санкт-Петербургского гос. политех. ин-та, 2010. — 33 с.
9. Гордон В.О. Курс начертательной геометрии [Текст]: учеб. пособие для студентов втузов / В.О. Гордон, М.А. Семенцов-Огиевский; под ред. В.О. Гордона. — 26-е изд., стереотип. — М.: Высшая школа, 2004 . — 270 с.
10. Грошева Т.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в процессе графической подготовки [Текст] / Т.В. Грошева, Л.В. Кочурова, И.А. Турицына // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 2. — C. 43–48. — DOI: 10.12737/5592.
11. Гузненков В.Н. Применение информационных технологий в графических дисциплинах технического университета [Текст] / В.Н. Гузненков // Информационные и телекоммуникационные технологии. — 2013. — № 17. — С. 37–40.
12. Орехов В.Б. Методология и программное обеспечение компьютерного обучения инженерной графике [Текст] / В.Б. Орехов // «Проблемы методологии и методики применения компьютерных технологий в графических дисциплинах», 3-я Российская конф. 25–27 января 1995. Тез. докл. — М., 1995. — С. 37–39.
13. Рукавишников В.А. Вопросы технологизации базовой графической подготовки [Текст] / В.А. Рукавишников, Е.В. Усанова // Информатизация инженерного образования: тр. Междунар. науч.-метод. конф. (г. Москва, 15–16 апр. 2014 г.). — М.: Изд-во МЭИ, 2014. — С. 125–128.
14. Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — C. 8–9. — DOI: 10.12737/777.
15. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели [Текст] / Н.В. Соснин // Высшее образование в России. — 2013. — № 1.
16. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016620952 «База данных тестовых вопросов к электронному обучающему комплексу по начертательной геометрии» [Текст] / А.И. Фоломкин, О.Н. Мороз, З.О. Третьякова. — Заявка № 2016620701. Дата поступления 25 мая 2016 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 14 июня 2016.
17. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015660716 «Виртуальный токарный станок» [Текст] / А.И. Фоломкин, Ю.С. Дмитревская, С.А. Игнатьев. — Заявка № 2015617577. Дата поступления 18 июля 2015 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 6 октября 2015.
18. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2014620084 «Контрольные работы по начертательной геометрии» [Текст] / С.Г. Кочубей, Г.В. Серга, А.А. Буряк. — Заявка № 2013621515. Дата поступления 18 ноября 2013 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 15 января 2014.
19. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2014620257 «Контрольная работа по начертательной геометрии. Часть 3» [Текст] / Е.А. Горячева, Г.В. Серга, Д.Ю. Воробьев. — Заявка № 2013621729. Дата поступления 19 января 2013 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 11 февраля 2014.
20. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014620778 «Построение земляного сооружения в проекциях с числовыми отметками» [Текст] / С.Г. Кочубей, Г.В. Серга, М.П. Бугриев. — Заявка № 2014620373. Дата поступления 31 марта 2014 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 29 мая 2014.
21. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016614114 «Электронный обучающий комплекс по начертательной геометрии» [Текст] / А.И. Фоломкин, С.А. Игнатьев, Е.В. Сименко, О.Н. Мороз. — Заявка № 2016611472. Дата поступления 25 февраля 2016 г. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 14 апреля 2016.
22. Соломонов К.Н. Конструктивное геометрическое моделировавние как перспектива преподавания графических дисциплин [Текст] / Д.В. Волошинов, К.Н. Соломонов // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — C. 10–13. — DOI: 10.12737/778.
23. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. — 2014. — Т. 2. — № 1. — C. 30–41. — DOI: 10.12737/3846.
24. Столбова И.Д. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, М.Н. Крайнова // Университетское управление: практика и анализ. — 2012. — № 5. — С. 88–95.
25. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход [Текст] / И.Д. Столбова // Высшее образование в России. — 2012. — № 7. — С. 10–20.
26. Столбова И.Д. Организация системы контроля качества графической подготовки [Текст] / Е.П. Александрова [и др.] // Геометрия и графика. — 2016. — Т. 4. — № 3. — C. 73–82. — DOI: 10.12737/21536.
27. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода [Текст] // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 3. — С. 55–61.
28. Тозик В.Т. Электронный учебник по начертательной геометрии. Кафедра инженерной и компьютерной графики Санкт-Петербургского государственного университета ИТМО [Электронный ресурс]. — URL: http:// kikg.ifmo.ru/geom3/menu.html (дата обращения: )
29. Тюкачёв Н.А. Программирование графики в Delphi [Текст] / Н.А. Тюкачёв . — СПб.: БХВ-Петербург, 2008. — 766 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
30. Усанова Е.В. Формирование базового уровня геометро-графической компетентности в электронном обучении [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. — 2016. — Т. 4. — № 1. — C. 64–72. — DOI: 10.12737/18059.
31. Хейфец А.Л. Реорганизация курса начертательной геометрии как актуальная задача развития кафедр графики [Текст] / А.Л. Хейфец // Геометрия и графика. — 2013. — Т. 1. — № 2. — C. 21–23. — DOI: 10.12737/781.