Статья посвящена теоретическим аспектам развития музея как уникального социокультурного феномена, и освещает основные направления и предпосылки, которые привели к изменениям в музейной среде на современном этапе. Музей рассматривается как важный и действенный общественный институт, назначение которого определяется глубоким социокультурным смыслом как некого символа культуры, в котором сосуществуют различные мнения, позиции и точки зрения. Современный музей функционирует в рамках коммуникационной модели, раскрывающей полифункциональные возможности, заложенные в самой сути музея. В статье рассматриваются исторические истоки современного представления о музее, заявленные русским мыслителем Н.Ф. Фёдоровым, как о механизме ревитализации социальной памяти и органической части современной культурной жизни. Автор также затрагивает волнующие музейное сообщество вопросы о специфике коммуникации в музейном пространстве, определению социокультурных функций музея, переосмыслению способов их выделения, и необходимости формирования таких экспозиционных «невербальных высказываний», которые могут быть усвоены посетителями через «присоединение» к личным потребностям и жизненному опыту. В статье также обозначены предпосылки для включения специалистов по сервису в музейную деятельность, связанные с необходимостью повышения уровня функционирования музея. Межпрофессиональное взаимодействие музейных специалистов необходимо для удовлетворения общественных запросов к музею, и разработки качественных музейных продуктов – выставочных проектов, адекватных языковых текстов и разнообразных культурно-досуговых программ, учитывающих уникальный социальный контекст и культурные особенности музейной аудитории.
социокультурный феномен, невербальное высказывание, «собор лиц», музейный текст, музейная коммуникация
1. Ravelli L.J. Museum Texts: Communication Frameworks. London: Routledge, 2006. 182 p.
2. Skramstad H. The Mission of the Industrial Museum in the Postindustrial Age // The Public Historian. Vol. 22(3). Pp. 25-38. DOI: 10.2307/3379576.
3. Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. 2006. №5. С. 17-21.
4. Ватаман В.П. Мемориальный музей в культурном пространстве региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т.8. №4. С. 68-74. DOI: 10.12737/6576.
5. Воротникова Е.Ю. Возможности специалиста по социокультурному сервису в музейно-экспозиционной деятельности // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. Вып. 3. С. 21-25.
6. Воротникова Е.Ю. Теоретические аспекты экспозиционной деятельности // Сервисные технологии: теория и практика: сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. Вып. 4. С. 38-44.
7. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб, 1995.
8. Сорокин В.Г. Супраморализм как «сверхэтика» в учении Фёдорова Н.Ф. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. №4(13). C. 209.
9. Мастеница Е.Н. Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Фёдорова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. №3. C. 137-142.
10. Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Фёдоров: Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008.
11. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.
12. Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1989. С. 56-99.
13. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус. слово, 2003. 532 с.