Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
В статье анализируется употребление понятия invidia в сочинениях Цицерона. Данное понятие чаще всего подразумевает ненависть, реже – зависть, неприязнь, осуждение, недоброжелательность, злобу. Цицерон отличает invidia от invidentia: первое для него означает сильное чувство зависти или ненависти, а второе подразумевает завистливость. В статье делаются выводы о сочетаемости понятия с другими словами: invidia используется Цицероном в паре со словами odium, misericordia, iracundia, а также противопоставляется слову gloria.
Цицерон, invidia, invidentia, ненависть, зависть, odium, gloria.
Статья посвящена употреблению понятия invidia в сочинениях Цицерона. Надо отметить, что данный вопрос недостаточно освещен как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Например, Г. де ла Мора в своем исследовании о зависти лишь бегло упоминает о цицероновском понятии invidia [1, с. 14–15], Р. Кастер вносит уточнения по поводу разновидностей invidia [2, с. 100, 102], Д. Констан анализирует следы аристотелевского влияния в рассуждениях Цицерона об эмоциях и чувствах, в частности, об invidia [3, с. 149], М. Зерба упоминает о влиянии аристотелевского этического учения на становление цицероновских взглядов на зависть и ненависть, а также пишет о связи чувства любви и зависти и о том, что для Цицерона зависть была неотъемлемой частью ораторского образования, одним из многочисленных испытаний на пути к становлению человека как оратора [4, с. 300, 305].
1. de la Mora G.F., transl. de Nicolas A.T. Egalitarian Envy: The Political Foundations of Social Justice. San Jose, New York, Lincoln, Shanghai: iUniverse, 2000. 224 p.
2. Kaster R.A. Emotion, Restraint, and Community in Ancient Rome. Oxford: Oxford University Press, 2005. 258 p.
3. Konstan D. The concept of “emotion” from Aristotle to Cicero //Méthexis. 2006. Vol. 19. Pp. 139–151.
4. Zerba M. Love, Envy, and Pantomimic Morality in Cicero’s “De oratore” // Classical Philology. Vol. 97. No. 4 (Oct., 2002). Pp. 299–321.