Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В данной статье предпринимается попытка сформулировать строгое экзистенциальное определение оседлости и номадизма. Предлагается последовательный, взвешенный подход к проблемам духовного выбора, отсутствие которого в наше время приводит к тому, что перед лицом фундаментальных нравственных дилемм человек либо оказывается растерян и безразличен, либо принимает неверное решение, неверно понимая сам выбор. Автор предлагает руководствоваться семантикой образов дома и дороги, чтобы заново определить оседлость и номадизм, которые рассматриваются в этой работе как экзистенциальные противоположности. Работа в выбранном направлении позволяет устранить размытость границы между ними, но шаг за шагом становится заметно, что даже бесконечное усугубление атрибутов оседлости и номадизма не приводит к подлинно человечному, совершенному экзистенциальному состоянию. Когда выясняются также теоретические сложности, связанные с предположением о том, что экзистенция может всецело пребывать в одном из обозначенных состояний, предлагается снять противоположение оседлости и номадизма, переключив внимание на область их диалектического совпадения. Делаются соответствующие поправки онтологического (уточнение определения «перехода»; концептуализация первоначального состояния) и этического («середина» как по-прежнему актуальный способ тематизировать нравственное совершенство) характера, и наконец, обосновывается правильность принятия одного из решений рассматриваемой духовной проблемы.
оседлость, номадизм, образ дома, образ дороги, образ пути, переход, прыжок, свобода, тайна, безопасность, неудовлетворенность, бессмысленность, экзистенциальное время, гармония.
Актуальность тем оседлости и номадизма в жизни и современной философии.
Утверждение дальнейшего метода
Чтобы установить границу между номадностью и оседлостью при помощи метафор дороги и дома, надо допустить, что душа находится в настоящем времени в одном из двух состояний: она номадна или же оседла. Из противоположности оседлости и номадизма вытекает следствие, что два противоположных состояния должны быть полностью несовместимы, поэтому всякому атрибуту одного состояния должен соответствовать противоположный атрибут во втором. Для нас это значит, что? как только мы выводим, что номад, к примеру, легкомысленный, надо убедиться, что оседлый, будучи ему по необходимости противоположным, задумчивый. Так мы сможем контролировать рассуждение. Кроме этого, обратим внимание на то, что противоположны два экзистенциальных состояния, а это значит, что вместе они должны заключать в себе все конкретное многообразие духовной жизни человека.
1. Бауман З. От паломника к туристу [Текст] / З. Бауман // Социологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 133–154.
2. Бекарев А.М. Современный номадизм: проблемы организации и дезорганизации [Текст] / А.М. Бекарев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». — 2009. — № 4. — С. 25–29.
3. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов [Текст]: I. Хоз-во, семья, общество. II. Власть, право, религия / Э. Бенвенист. — М.: Прогресс, 1995.
4. Виноградов А.Д. «Странствующие святыни» и современное русское православие [Текст] / А.Д. Виноградов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 12. — С. 41–47.
5. Головнёв А.В. Кочевье, путешествие и неономадизм [Текст] / А.В. Головнёв // Уральский исторический вестник. — 2014. — № 45. — С. 121–126.
6. Кормина Ж. Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России [Текст] / Ж. Кормина // Ab Imperia. — 2012. — № 2. — С. 195–227.
7. Секацкий А.К. Книга номада [Электронный ресурс]. — URL: http://royallib.com/book/sekatskiy_aleksandr/kniga_nomada.html (дата обращения: 09.09.2016).
8. Семенюк К.А. Номадическая сингулярность и бунт блудного сына: рефлексия о метафорах культуры [Текст] / К.А. Семенюк // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 338. — С. 64–67.
9. Трубина Е.Г. Мобильность и седентаризм в социально-теоретическом дискурсе [Текст] / Е.Г. Трубина // Известия Уральского федерального университета. — 2012. — Сер. 3. — № 2. — С. 22–34.
10. Урри Дж. Мобильности [Текст] / Дж. Урри. — М.: Праксис, 2012. — 576 с.
11. Шляков А.В. Бродяжничество: социокультурный анализ [Текст] / А.В. Шляков. — Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2013. — 140 с.
12. Шляков А.В. Нарратив дома в пространстве культуры оседлости и номадности [Текст] / А.В. Шляков // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 58. — С. 219–222.
13. Шляков А.В. Номадизм постмодерна: классификации моделей номадности [Текст] / А.В. Шляков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 54. — С. 204–207.