Статья посвящена анализу взаимодействия различных организаций, органов власти на основе развития социального партнерства в области защиты граждан – в контексте проведенной в городе Воронеже конференции.
социальная функция государства, финансовое обеспечение прав граждан, предупреждение преступности, взаимодействие органов власти.
В апреле 2017 г. в городе Воронеже на базе Центра профилактики правонарушений, трудных жизненных ситуаций «ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ», Управы Левобережного района городского округа город Воронеж состоялась научно-практическая конференция, посвященная тематике перспектив развития механизма взаимодействия институтов гражданского общества в Левобережном районе городского округа город Воронеж. Цель проведения мероприятия: обсуждение современных проблем и направлений развития концепции – модели межсекторного взаимодействия в районе городского округа по созданию системы ранней профилактики правонарушений, обеспечению правовой защиты прав и свобод граждан; обсуждение современных проблем взаимодействия гражданского общества с полицией и другими организациями, профилактика трудных жизненных ситуаций, виктимности среди жителей района.
В рамках мероприятия были обсуждены следующие основные вопросы:
1) аспекты развития ранней профилактической деятельности по выявлению и устранения причин и условий, порождающих правонарушения, особенно среди несовершеннолетних;
2) поддержка развития гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;
3) взаимодействие и сотрудничество (Центр профилактики правонарушений, трудных жизненных ситуаций «ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ», Управа – в пределах полномочий органов местного самоуправления [2]).
Настоящая публикация включает основные тезисы выступления на мероприятии общественного помощника уполномоченного по правам человека в Воронежской области Романенко Людмилы Николаевны. Тема выступления: «Гражданское общество Левобережного района городского округа город Воронеж, его участие в решении сегодняшних проблемы профилактики правонарушений, особенно среди молодежи, и пути их решения».
Как отмечается, взаимодействие всех структур общества в борьбе с правонарушениями, особенно среди несовершеннолетних, – одна из основных составляющих конституционного права граждан на безопасность, комфортное проживание. В связи с этим тематика настоящего мероприятия посвящена обобщению опыта работы, проблем и перспектив консолидации органов местного самоуправления всех структур района, жителей Левобережного района г. Воронежа с учетом требований Конституции Российской Федерации (в том числе в части конституционных гарантий улучшения качества жизни населения) [1].
К единству всех структур власти, гражданского общества и их взаимодействию в декабре призвал наш глубокоуважаемый Президент Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Он процитировал слова, сказанные 100 лет назад ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым, что …разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.
Взаимодействие Управы Левобережного района г. Воронежа и Автономной некоммерческой организации «Центр социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации «Наш район – наш дом» как института гражданского общества за период с 2012 г. по настоящее время представляет собой отлаженную волонтерскую модель, которая нашла свое отражение в проведенной работе по ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРУППАХ РИСКА.
В основу разработанной модели взаимодействия положены научные исследования отечественных ученых, практический опыт работы других некоммерческих организаций России и исторический опыт Воронежского земского самоуправления с учетом современных реалий-условий развития самоорганизации гражданского общества.
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАЗВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОСУЩЕСТВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ (НАПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
1. НА БАЗЕ ОТДЕЛА ПОЛИЦИИ № 7 УМВД РОССИИ ПО Г. ВОРОНЕЖУ СОЗДАН КООРДИНАЦИОННЫЙ ШТАБ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА.
2. ЕЩЕ РАНЕЕ, 26 МАРТА 2015 ГОДА, ПОД РУКОВОДСТВОМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Т.Д ЗРАЖЕВСКОЙ И Ю.Н. БАВЫКИНА ПРОВЕДЕН КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РАЙОНЕ. ПОСЛЕДНИЙ РЕКОМЕНДОВАЛ СОЗДАНИЕ В ЛЕВОБЕРЕЖНОМ РАЙОНЕ Г. ВОРОНЕЖА ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, КОТОРЫЙ И БЫЛ СОЗДАН НА БАЗЕ АНО «ЦЕНТР «НАШ РАЙОН – НАШ ДОМ».
Целью и предметом деятельности данного центра являются: решение общественно значимых задач на уровне района города – организация и осуществление многопрофильного интерактивного взаимодействия уполномоченных органов и организаций, проведение совместных проектов, в том числе и по разработке, внедрению инновационных методик, отвечающих современным требованиям, направленным на профилактику асоциального поведения различных групп населения, находящегося в группах риска, предупреждение сложных жизненных ситуаций граждан, профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних. Одна из самых актуальных социально значимых задач центра – это поиск путей снижения роста правонарушений, повышение эффективности проведения профилактических мер девиантного поведения лиц, склонных к асоциальным проявлениям, устранение причин, их порождающих, в том числе и силами самого общества.
Следует осознавать, что залог профилактики асоциальных поступков, правонарушений и взрослыми, и молодежью по преодолению стоящих проблем – это духовная безопасность каждого жителя города. Своими трудами и наставлениями священнослужители укрепляют единство духа и уверенность в возрождении традиционных духовно-нравственных устоев народа. В связи с этим надеемся на дальнейшее сотрудничество с Левобережным церковным округом РПЦ Московского патриархата.
Проблемы общества. Гражданская активность в Левобережном районе г. Воронежа в настоящее время говорит о том, что ей необходима поддержка в лице Управы Левобережного района г. Воронежа, чтобы у жителей Левобережного района была реальная (де факто) возможность принимать участие в решении повседневных вопросов, которые определяют качество их жизни, что лежит в основе залога профилактики трудных жизненных ситуаций населения, профилактики правонарушений и экстремизма.
Проблема (направление работы центра) роста детской жестокости и агрессии и ее профилактики. В этом направлении ученые кафедры общей психологии ВГПУ дали согласие помогать центу профилактики «ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ».
На базе Управы Левобережного района г. Воронежа для жителей района работает общественная приемная уполномоченного по правам человека в Воронежской области, которая активно помогает решению возникающих проблем у населения района по вопросам правового просвещения, профилактики конфликтных ситуаций в отдельных группах жителей, а также ранней профилактики правонарушений, виктимности.
В рамках обмена опытом работы ветеранского движения Воронежской области по взаимодействию с институтами гражданского общества по проблемам профилактики правонарушений среди населения в 2016 г. была проведена презентация по дальнейшему развитию ветеранского движения и совершенствованию форм и методов практической деятельности общественных организаций ветеранов внутренних дел и внутренних войск России.
Предлагаем вспомнить отдельные моменты нашего скромного опыта работы по проблемам профилактики правонарушений, трудных жизненных ситуаций среди населения Воронежской области.
В рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 10) с октября 2012 г. и по настоящее время на территории Воронежской области проходит эксперимент – проект «ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГРУППАХ РИСКА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2012–2018 г.». На площадке отдела полиции № 7 УМВД России по г. Воронежу функционирует Автономная некоммерческая организация «Центр социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации «Наш район – наш дом» (учредитель – пенсионер МВД).
Актуальность проблемы профилактики правонарушений, правового, гражданского воспитания, социально-правовой помощи слабо защищенному населению на безвозмездной основе в Воронежской области была и остается востребованной. В связи с этим создана инновационная модель функционирования – Центр профилактики правонарушений, трудных жизненных ситуаций «ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ».
За истекший период результаты работы комплексного взаимодействия всех заинтересованных сторон общественных отношений на базе Центра профилактики правонарушений, трудных жизненных ситуаций «ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ» получили положительную оценку руководства городского управления полиции УМВД России по городу Воронежу, его общественного совета местного самоуправления (в пределах полномочий органов местного самоуправления [2]), положительную оценку ведущих ученых воронежских вузов, Воронежской Митрополии РПЦ Московского Патриархата, Уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
В настоящее время основная цель сотрудничества названных организаций – реализация в полном объеме созданных и апробированных в течение 2012–2016 гг. социально значимых проектов, направленных на профилактику правонарушений, асоциального поведения различных групп населения, находящихся в группах риска, предупреждение сложных жизненных ситуаций жителей Воронежской области, в том числе профилактику безнадзорности среди несовершеннолетних. Весьма важное направление сотрудничества – ранняя профилактика правонарушений среди подрастающей молодежи, воспитание у нее любви к Отечеству на основе традиционной культурной и духовной нравственности, воспитание умения противостоять аморальности, ведущей к правонарушениям и преступлениям.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., поправки внесены Законами РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 января 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г., с изменениями от 25 ноября 2013 г.) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40, ст. 3822; 2007. – № 43, ст. 5084; 2012. – № 53. – Ч. 1, ст. 7614; 2013. – № 19, ст. 2329, 2331; № 44, ст. 5642.