Челябинск, Челябинская область, Россия
Статья посвящена анализу основных идей монографии «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» авторского коллектива (П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова, А.С. Великих, Л.В. Смирнова). Отмечается научная новизна теоретических положений авторов, практическая значимость разработанного учебно-методического обеспечения, реализуемого при обучении различным разделам и дисциплинам школьного и вузовского курсов математики и информатики, достоверность и обоснованность полученных авторами результатов, полученных в процессе лонгитюдного педагогического эксперимента.
исследовательская деятельность, исследовательские умения, методологические подходы, принципы и педагогические условия формирова-ния исследовательских умений, творческие задачи, ориентировочная основа деятельности, управление формированием исследовательскими умениями.
В настоящее время существует достаточно большое число работ, посвященных отдельным аспектам организации исследовательской деятельности обучающихся, формированию их исследовательских умений в курсе математики и информатики как в средней школе, так и в высшем учебном заведении. Коллектив авторов представил принципиально новую научную работу, работу концептуального плана, раскрывающую профессионально-педагогическую направленность организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования, характеризующуюся единым подходом к решению проблемы на различных его этапах. Материал основывается на актуальных результатах авторских исследований. Монография посвящена рассмотрению теоретических вопросов организации исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам и практическому применению методики формирования исследовательских умений обучающихся именно в системе, на различных уровнях образования. Актуальность работы несомненна, поскольку современное общество нуждается в специалистах с качественно новым уровнем подготовки, владеющих технологией научного исследования, что влечет необходимость внедрения универсальных научных методов познания в систему образования, использование в педагогической практике исследовательских технологий.
Особый акцент в работе сделан на подготовку учителя-исследователя как основу системы исследовательской работы в процессе непрерывного математического образования. Эффективность как довузовской, так и послевузовской стадии подготовки напрямую зависит от результатов обучения в высшем учебном заведении, когда закладываются основы творческой, неординарной личности учителя. Авторы справедливо отмечают, что реализовать возможности развития интеллектуальных способностей будущего учителя математики и подготовить его к формированию творческих способностей учащихся средней школы можно лишь через активное включение каждого студента в исследовательскую работу. «Это же возможно лишь тогда, если сам процесс преподавания в вузе будет систематически, планомерно и органически включать в себя исследовательскую деятельность студентов, деятельность, направленную на познание и создание новых приемов, способов, идей, самостоятельное совершенствование и обновление знаний, овладение общими и частными методами исследования, способностью к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных задач» [23, с.8].
Раскрывая факторы эффективной подготовки выпускника вуза, авторы констатируют, что «…исследовательская деятельность в области педагогики и методики преподавания, чтобы быть наполненной конкретным профессиональным содержанием, должна строиться на основе предметного материала исследовательского характера, а еще лучше, – на основе учебно-исследовательской деятельности в области специальных дисциплин» [23, с. 18]. Данная концепция лежит в основе методической реализации модели формирования исследовательских умений как основы исследовательской деятельности в системе довузовской и вузовской подготовки, которая раскрывается во второй главе монографии. Здесь учебная деятельность обучающихся в рамках образовательных программ по естественнонаучным дисциплинам представлена максимально приближенной по структуре к исследовательской.
Выделенные в работе основные методологические подходы (системный, деятельностный, задачный, компетентностный) определяют стратегию формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования. Все они органично дополняют друг друга, образуют целостный взаимосвязанный комплекс.
Авторы правомерно делают вывод, что для подготовки учителя-исследователя на каждом этапе непрерывного образования соответствующими средствами необходимо формировать адекватный им уровень исследовательских умений обучающихся (практический, методический, методологический). Какие средства, формы, методы и методики для этого применяются, достаточно емко иллюстрируется на предметном содержании конкретных дисциплин в области математики и информатики, представленном во второй главе монографии.
Разработанная структурно-содержательная модель системы формирования исследовательских умений в условиях непрерывного образования в полной мере отражает целостный подход к решению проблемы организации исследовательской деятельности. Авторы отмечают, что формирование исследовательских умений в трехуровневой системе обучения является одним из условий их эффективного формирования. Особенность взаимосвязей всех уровней системы обучения состоит в том, что каждый предшествующий обусловливает основные характеристики последующего, его направленность и качество. В то же время каждый последующий уровень может потребовать определенной корректировки в предшествующих уровнях. Важными компонентами разработанной структурно-содержательной модели являются организационные формы и средства формирования исследовательских умений. Несмотря на их разнообразие и особенности на каждом уровне образования, авторы пришли к закономерному выводу о необходимости «…оптимального сочетания в обучении логической и эвристической его составляющей, продуктивных и репродуктивных методов обучения, использования в обучении репродуктивных и творческих задач и, следовательно, целесообразности введения элементов поисковой, исследовательской деятельности во все его этапы» [23, с. 62].
Специфика естественнонаучных дисциплин позволила авторам в качестве основного средства формирования исследовательских умений на различных этапах образования выделить специальным образом структурированную систему задач и соответствующие ей формы обучения. В ходе проведенного исследования авторы доказали, что доминирующий тип задач определяется ступенью непрерывного образования и содержанием учебного материала. В среднем звене школы блок задач строится с учетом зоны творческого развития учащихся, что обусловливает дифференцированный подход в процессе формирования исследовательских умений. Старшее звено школы и период фундаментальной математической подготовки в университете позволяют использовать задачи динамического характера, в процессе решения которых возможны первоначальная диалогизация и оптимальная дифференциация процесса обучения. Анализ типов задач, которые приходится решать учителю-исследователю в практической деятельности на различных этапах непрерывного образования, позволил авторам отметить их соподчиненность в плане формирования исследовательских умений. Решение творческих математических задач вооружает учащихся исследовательскими умениями, которые, совершенствуясь и видоизменяясь в процессе методической подготовки субъекта, переходят на соответствующий уровень, позволяющий будущему учителю разрабатывать методики формирования исследовательских умений у школьников. Методологический уровень владения исследовательскими умениями формируется на основе методического уровня в процессе решения педагогических задач.
Авторами монографии теоретически обосновано и практически доказано, что формирование исследовательских умений происходит в процессе решения творческих задач. «Основным средством формирования исследовательских умений обучающихся является творческая задача. При этом вид творческой задачи (математическая, задача по информатике, методическая, педагогическая) зависит от содержания уровня системы обучения, на котором находится обучающийся» [23, с.103]. Разработанная авторским коллективом структура решения творческой задачи может считаться универсальной, поскольку охватывает все виды задач, используемых на разных этапах непрерывного образования.
Во второй главе монографии рассмотрены методические основы реализации модели формирования исследовательских умений в системе довузовской и вузовской подготовок. Спектр математических дисциплин и тем, при изучении которых применяются различные методики организации исследовательской деятельности, достаточно широк: решение задач с параметрами, изучение геометрических мест точек, теория нечетких множеств, решение дифференциальных уравнений. Большое значение отводится интерактивным методам обучения, поскольку они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие обучающих и обучаемых. Проектно-исследовательский метод и организация разнообразных форм диалога и дискуссий играют немаловажную роль в формировании исследовательских умений на всех без исключения уровнях образования. Проектная работа способствует развитию компетенций, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. Ученые на конкретном предметном содержании дисциплин иллюстрируют свои авторские методики организации исследовательской деятельности, которые не только способствуют формированию исследовательских умений в рамках этих дисциплин, но и способствуют расширению межпредметных связей. Так, изучение элементов теории нечетких множеств логически приводит к проектам, связанным с экономическими задачами, многие алгоритмы принятия решений, доступные для восприятия школьников и студентов, приводят к совместным проектам с информатикой. Таким образом, проблема организации исследовательской деятельности решается более целостно.
Немаловажным в данной работе является широкий охват естественнонаучных дисциплин, авторы не ограничиваются в своих исследованиях только математическими предметами. Они представляют также методику организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин информатики. Основной акцент в ней делается на организации учебно-исследовательской деятельности, которая реализуется на всех этапах подготовки в разнообразных формах: лекции проблемного характера; подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ в рамках учебных дисциплин; проведение практических, семинарских и лабораторных работ с элементами исследования. Проблемный подход, представленный в методике, используется при изучении конкретных дисциплин информатики на различных ступенях высшего образования (бакалавриат и магистратура).
Авторские подходы к формированию исследовательских умений обучающихся индивидуальны, специфичны, но представленные в совокупности, очень гармонично решают поставленную задачу: «…разработать учебно-методическое обеспечение по формированию исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования в процессе обучения различным разделам школьного и вузовского курсов математики и информатики и внедрить его в образовательную практику» [23, с. 7].
Важно, что поставленная проблема рассматривается всесторонне, в системе непрерывного образования, на всех его уровнях, начиная с учащихся средней школы и заканчивая бакалаврами и магистрантами различных направлений подготовки, что в конечном счете в качестве основных результатов обучения помогает сформировать многие компетенции, в том числе и в области научно-исследовательской деятельности. Это свидетельствует о значимости представленной работы в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов. Многочисленные публикации, в том числе и самого высокого уровня, свидетельствуют о многолетнем и всестороннем исследовании авторами данной проблемы, выводы которого подтверждаются лонгитюдным педагогическим экспериментом.
Монография «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» содержит новые научные результаты, полезные для ознакомления и использования не только исследователям в данной области педагогики, но и аспирантам, магистрантам учителям математики и информатики, преподавателям вузов.
1. Васева О.Х. Роль отбора и подбора кадров в системе управления персоналом [Текст] / О.Х. Васева // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей Междунар. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 96–99.
2. Васева О.Х. Система стимулирования труда работников средней общеобразовательной школы [Текст] / О.Х. Васева // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей Междунар. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 99–101.
3. Васева О.Х. Управление как феномен создания, функционирования и развития образовательных систем [Текст] / О.Х. Васева, С.В. Маликова // Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 3(4).– С. 102–107.
4. Васева О.Х. Роль лидера в управлении коммуникацией [Текст] / О.Х. Васева, М.А. Мельник // Наука, образование и инновации: сб. статей Между-нар. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 23–25.
5. Великих А.С. Формирование умений исследовательской деятельности учащихся при изучении геометрических мест точек [Текст] / А.С. Великих // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 3. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 9–18.
6. Великих А.С. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов [Текст] / А.С. Великих, П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2016. – № 2. – С. 221.
7. Великих А.С. Организация исследовательской работы одаренных детей при изучении геометрических мест точек [Текст] / А.С. Великих, Е.С. Санникова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 5. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 25–30.
8. Гладышева М.М. Моделирование системы формирования исследова-тельских умений будущих инженеров-программистов [Текст] / М.М. Гладышева, П.Ю. Романов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2007. – № 6. – С. 150–161.
9. Дзамыхов А.Х. Аспекты методологии педагогики в информационном обществе [Текст] / А.Х. Дзамыхов, М.М. Ниматулаев, П.Ю. Романов // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. трудов Международной науч.-практ. конференции. – М., 2016. – С. 57–67.
10. Злыднева Т.П. К вопросу об организации учебно-исследовательской деятельности магистрантов [Текст] / Т.П. Злыднева // Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. трудов Междунар. научно-практ. конференции. – Часть 4. – Люберцы: «АР-Консалт», 2015. – С. 85–88.
11. Злыднева Т.П. Методика организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин информатики [Текст] / Т.П. Злыднева // Университетское образование: материалы Междунар. научно-метод. конференции – Пенза, 2007. – С. 241–243.
12. Злыднева Т.П. Методика формирования компетенций при реализации ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Т.П. Злыднева // Наука и образование в современном обществе: вектор развития: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конференции. – Часть 5. – Люберцы: «АР-Консалт», 2014. – С. 91–94.
13. Злыднева Т.П. Моделирование системы организации исследователь-ской деятельности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Т.П. Злыднева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2006. – № 5. – С. 22–30.
14. Злыднева Т.П. Обучение студентов исследовательской деятельности в рамках дисциплин информатики [Текст] / Т.П. Злыднева // Фундаментальные науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конференции. – Бийск, 2006. – С. 289–293.
15. Злыднева Т.П. Операционные системы. Проблемно-информационный курс [Текст]: методические рекомендации по изучению курса «Системное и прикладное программное обеспечение» / Т.П. Злыднева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 48 с.
16. Злыднева Т.П. Опытно-экспериментальная работа по организации ис-следовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин ин-форматики [Текст] / Т.П. Злыднева // Психология и педагогика: пути и методы развития: сб. статей III Междунар. науч.-практ. конференции – Пенза, 2011. – С. 53–57.
17. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Т.П. Злыднева. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 24 с.
18. Злыднева Т.П. Возможные пути успешной реализации ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Т.П. Злыднева // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр./ под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 9. – Магнитогорск, 2012. – С. 33–36.
19. Злыднева Т.П. Проблемный подход в изучении дисциплин информатики [Текст] / Т.П. Злыднева // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сб. науч. трудов XIII Междунар. научно-практической конференции. – Тамбов, 2009. – С. 37–41.
20. Злыднева Т.П. Роль учебно-исследовательской деятельности студентов в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Т.П. Злыднева // Физико-математические науки и образование: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции / под общ. ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 22–24.
21. Злыднева Т.П. Учебно-исследовательская деятельность студентов как необходимая составляющая процесса формирования профессиональных компетенций [Текст] / Т.П. Злыднева // Современные проблемы науки и образования: материалы Внутривузовской науч. конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск, 2012. – С. 233, 234.
22. Исследовательский подход в теории и практике педагогического образования [Текст]: монография / Т.Е. Климова [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 360 с.
23. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе [Текст]: монография / П.Ю. Романов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 260 с.
24. Романов П.Ю. Задачи как средство подготовки будущего учителя математики в системе непрерывного образования [Текст] / П.Ю. Романов // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 77–81.
25. Романов П.Ю. Задачный подход как основа подготовки учителя-исследователя [Текст] / П.Ю. Романов // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. статей; под ред. Т.М. Сигитова. – Пермь, 2016. – С. 64–66.
26. Романов П.Ю. Концептуальные основы формирования исследовательских умений в системе математического образования [Текст] / П.Ю. Романов // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конференции. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – С. 283–286.
27. Романов П.Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического [Текст] / П.Ю. Романов // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург, 2003. – № 3. – С. 35–39.
28. Романов П.Ю. Организация исследовательской деятельности школьников в процессе обучения решению уравнений с параметром [Текст] / П.Ю. Романов // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2016. – № 6. – С. 346.
29. Романов П.Ю. Принципы организации исследовательской деятельно-сти учащихся в системе непрерывного образования [Текст] / П.Ю. Романов // Объединенный научный журнал. – 2001. – № 7 (7). – С. 39–43.
30. Романов П.Ю. Психолого-педагогические основы решения творческих задач [Текст] / П.Ю. Романов // Вестник Магнитогорского государственного университета. – Магнитогорск, 2001. – № 2-3. – С. 340–345.
31. Романов П.Ю. Системное управление формированием исследовательских умений обучающихся при подготовке учителей математики [Текст] / П.Ю. Романов // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П.Ю. Романова. – Вып.4. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 76–82.
32. Романов П.Ю. Теория и практика формирования исследовательских умений в процессе математической подготовки студентов [Текст]: учебное по-собие / П.Ю. Романов. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 86 с.
33. Романов П.Ю. Технологические аспекты подготовки педагога-исследователя в системе непрерывного образования [Текст] / П.Ю. Романов // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 9. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 106–110.
34. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в сис-теме непрерывного образования [Текст] / П.Ю. Романов // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – Москва, 2001. – С. 290–294.
35. Романов П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / П.Ю. Романов // Государственная служба. – М., 2002. – № 6 (20). – С. 99–105.
36. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений будущих учителей математики в системе непрерывного математического образования [Текст] / П.Ю. Романов // Педагогические аспекты математического образова-ния: сб. науч. тр./ под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 7. – Магнитогорск, 2010. – С. 91–94.
37. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования [Текст]: автореф. дис. …д-ра пед. наук / П.Ю. Романов. – Магнитогорск, 2003. – 47 с.
38. Романов П.Ю. Особенности формирования исследовательских компетенций школьников на уроках математики [Текст] / П.Ю. Романов, Д.Д. Банникова / Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 2. – С. 63–67.
39. Романов П.Ю. Задачи с параметрами [Текст]: методические указания / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова. – Магнитогорск, МГПИ, 1996. – 44 с.
40. Романов П.Ю. Алгоритм выделения приема решения задач с параметрами [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Наука в современном информационном обществе: материалы IX Международной научно-практ. конференции. – North Charleston, SC, USA, 2016. – С. 80–82.
41. Романов П.Ю. Методика построения ориентировочной основы дейст-вий при решении задач с параметрами [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Рома-нова // Научные исследования: от теории к практике. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (9). – С. 121–123.
42. Романов П.Ю. Параметр в уравнениях и неравенствах с модулем [Текст]: учебное пособие / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова. – Palmarium Academic Publishing (Saarbrücken). – 2016. – 68 с.
43. Романов П.Ю. Решение задач с параметрами [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Математика. Первое сентября. – 2001. – № 12. – С. 13–15.
44. Романов П.Ю. Роль графической интерпретации результатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятель-ности учащихся [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Современные проблемы обучения математике в школе; под ред. Е.И. Жилина. – Магнитогорск, 2000. – С. 84–90.
45. Романов П.Ю. Системный подход в обучении учащихся написанию уравнения касательной к графику функции [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Систематизация и обобщения при обучении школьников математике; под ред. Е.И. Жилиной. – Магнитогорск. – 1998. – С. 36-41.
46. Романов П.Ю. Решение задач с параметрами на основе симметрии аналитических выражений [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова, А.С. Великих // 3i: intellect, idea, innovation – интеллект, идея, инновация. – Костанай, 2016. – № 1. – С. 164–171.
47. Романов П.Ю. Формирование исследовательских компетенций обу-чающихся в процессе непрерывного математического образования [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова, Ю.Е. Милов // Проблемы развития современной науки сборник научных статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конференции. – Пермь, 2016. – С. 218–222.
48. Романов П.Ю. Уравнение касательной к графику функции [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Математика. Первое сентября. – 2001. – № 16. – С. 17–20.
49. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения [Текст] / П.Ю. Романов [и др.] // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 6(55). – С. 65–68.
50. Романов П.Ю. Модель формирования исследовательских умений в условиях обучения учащихся по Госстандарту высшего образования [Текст] / П.Ю. Романов, Н.Я. Сайгушев, Г.В. Токмазов // Современные наукоемкие технологии. – Пенза, 2016. – № 9-3. – С. 550–554.
51. Романов П.Ю. Методические аспекты формирования исследователь-ских умений в процессе решения математических задач [Текст] / П.Ю. Романов, Г.В. Токмазов // Физико-математические науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конференции / под общ. ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 52–57.
52. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений в процессе решения дифференциальных уравнений [Текст] / П.Ю. Романов, Г.В. Токмазов // Вестник Магнитогорского государственного университета. – 2000. – № 1. – С. 156–159.
53. Романов П.Ю. Использование ориентировочной основы решения задач в курсе математического моделирования [Текст] / П.Ю. Романов, Г.В. Токмазов, С.И. Панькина // Физико-математические науки и образование: материалы Всероссийской научно-практ. конференции; под общ. ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 62–70.
54. Романов П.Ю. Теоретические аспекты развития творческих способностей студентов высших учебных заведений [Текст] / П.Ю. Романов, О.А. Усанова // Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 1(2). – С. 77–82.
55. Романова Т.Е. Задачи для обучения учащихся решению квадратных уравнений с параметрами [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 9. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 110–116.
56. Романова Т.Е. Задачи как средство формирования приемов нахождения контрольных значений параметров при решении линейных и дробно-рациональных неравенств [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П. Ю. Романова. – Вып. 3. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 60–75.
57. Романова Т.Е. Задачи как средство формирования у учащихся приемов нахождения контрольных значений параметров при решении систем уравнений с двумя переменными [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П. Ю. Романова. – Вып. 7. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 94–107.
58. Романова Т.Е. Методика выделения необходимых условий при решении задач с параметрами [Текст] / Т.Е. Романова // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материалы Междунар. научно-практ. конференции – Вологда: Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 133, 134.
59. Романова Т.Е. Моделирование как основа реализации преемственности при обучении учащихся решению текстовых задач [Текст] / Т.Е. Романова // Южно-Уральский педагогический журнал. – Магнитогорск, 2015. – № 2. – С. 90–95.
60. Романова Т.Е. Обучение учащихся приемам нахождения контрольных значений параметров [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические и философские аспекты образования: сб. науч. тр.; под ред. П. Ю. Романова. – Вып. 2. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 62–68.
61. Романова Т.Е. Обучение учащихся решению систем линейных уравнений с параметрами [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 5. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 94–98.
62. Романова Т.Е. Подготовка школьников к исследовательской деятельности посредством системы ключевых задач [Текст] / Т.Е. Романова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Пермь, 2016. – С. 66–70.
63. Романова Т.Е. Решение уравнений и неравенств первой степени. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля [Текст]: учебное пособие / Т.Е. Романова. – Магнитогорск, 2004. – 63 с.
64. Романова Т.Е. Симметрия в задачах с параметрами [Текст] / Т.Е. Романова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 8. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 104–112.
65. Романова Т.Е. Использование симметрии аналитических выражений в задачах с параметрами [Текст] / Т.Е. Романова, А.С. Великих // Физико-математические науки и образование; материалы Всероссийской научно-практ. конференции; под общ. ред. В.П. Семенова, В.А. Кузнецова, Т.П. Злыдневой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – Магнитогорск 2012. – С. 3–14.
66. Романова Т.Е. Использование приемов нахождения контрольных значений параметров при построении ориентировочной основы решения квадратных уравнений с параметром [Текст] / П.Ю. Романов, Т.Е. Романова // Современные наукоемкие технологии. – Пенза, 2016. – № 12-1. – С. 186–191.
67. Смирнова Л.В. Применение информационных технологий при изуче-нии элективного курса по математике «Теория графов. Алгоритмы оптимиза-ции на графах» для профильной подготовки старшеклассников [Текст] / Л.В. Смирнова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр.; под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 7. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 107–120.
68. Смирнова Л.В. Обучение студентов методам принятия решений в курсе теории нечетких множеств [Текст] / Л.В. Смирнова, С.С. Смирнова // Педагогические аспекты математического образования: сб. науч. тр. / под ред. П.Ю. Романова. – Вып. 9. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 126–143.
69. Токмазов Г.В. Организация самостоятельной работы студентов, включающая в учебный процесс элементы исследовательской деятельности [Текст] / Г.В. Токмазов, П.Ю. Романов, С.И. Панькина // Успехи современной науки. – Белгород, 2016. – Том 2. – № 12. – С. 21–25.
70. Dzamyhov A.H., Nimatulaev M.M., Romanov P.Yu. Aspects of methodology of pedagogics in an informational society. – SHS Web of Conferences. 2016. – Т. 29. – С. 01020.