РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дано определение этнической идентификации личности, рассмотрены особенности ее формирования, описаны когнитивный и аффективный компоненты, представлены результаты исследования, подтверждающие значение этнической идентификации и выраженности ее компонентов для характеристики особенностей развития личности. Представлены результаты исследования, подтверждающие значение этнической идентификации и выраженности компонентов этнической идентичности для характеристики особенностей развития личности, предвидения результатов ее социализации.

Ключевые слова:
этнос, этническая идентичность, этническая идентификация личности, когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
Текст

Проблема этнической идентичности личности  на современном этапе развития науки изучены достаточно глубоко. Однако исследования в данной области этнопсихологии многоплановы. Среди работ, раскрывающих социально-психологическую природу этнической и национальной психологии, видное место занимают труды Ю.В. Бромлей, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, К.Г. Скворцова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева; проблемы этнической идентичности рассматриваются в трудах Лебедевой Н.М., 1999; Дробижевой Л.М., Аклаева А.Р., Коротеевой В.В., Солдатовой Г.У., 1996; 1998; Рыжовой С.В., 1995; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Ионина Л.Г., 2000; Сикевич З.В., 1996, при этом делается акцент на тех изменениях этнической идентичности, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований

Современный этап культурно-исторического развития, по мнению исследователей из различных областей науки о человеке, практически во всех его аспектах психологически воспринимается людьми как этап развития личности человека, когда ему недостаточно ощущать себя лишь человеком, а необходимо познать свою историю, культуру своих предков, их традиции и нравы. Данные переживания человека отражают направление культурно-исторического развития общества в целом в настоящий момент и, соответственно, определяют содержание и динамику переживания кризиса эпохи человеком. Обращает на себя внимание тот факт, что с конца 70-х годов ХХ века в отечественных и зарубежных исследованиях отмечается нарастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельного человека. В связи со сказанным, в настоящий исторический момент актуальным является изучение этничности, как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. 

Все более актуальной становится проблема гармонизации межнациональных отношений, оптимизации этнических установок, стереотипов для обеспечения безопасного существования человека в полиэтническом обществе. С этой целью изучаются механизмы стереотипизации, идентификации личности, имеющие этническую, национальную специфику. Человек находится в условиях постоянно изменяющейся социальной среды, испытывает различные влияния, включается в новые виды деятельности и отношений. При этом он выполняет разные социальные роли, осваивает социальный опыт, строит социальные отношения, то есть проходит процесс социализации. Важное место в процессах социализации и развития личности занимает ее этническая идентификация. Обращение к проблеме этнической идентичности актуально потому, что  идентичность имеет большое значение для развития личности человека. Многие авторы подчеркивают, что идентичность (в том числе и этническая) является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения человека.

Это вызвано тем, что данная психологическая структура формирует и устанавливает у личности стержень определенных жизненных установок, дает внутреннюю психологическую защиту при внешних воздействиях. Этническая идентичность удовлетворяет потребность личности в положительной Я-концепции, что дает возможность сохранять психическое равновесие в любых условиях, позволяет достигать гармоничного состояния внутреннего мира, дает возможность человеку ответить на вопросы, характеризующие его самоопределение : «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?» [5]. 

Идентичность – личностный и социальный феномен. Согласно теории самокатегоризации Дж. Тернера в основе межгруппового восприятия и взаимодействия лежит процесс категоризации. Категоризация – это процесс отнесения субъектом восприятия окружающих к какой-либо социальной группе. Категоризация окружающих сопровождается самокатегоризацией субъекта восприятия в одну из рассматриваемых групп. В основу самокатегоризации положен принцип мета-контраста [1]. К единой категории объекты могут быть отнесены в том случае, если они менее отличаются друг от друга. Данные процессы лежат в основе формирования этнической идентичности [12]. 

Большое значение для социализации и развития личности имеет ее этническая идентификация, осознание человеком принадлежности к определенному этносу. Объясняется это тем, что данная психологическая структура обеспечивает личности устойчивость общих жизненных позиций, систематическое поступление и переработку информации, дает внутреннюю психологическую защиту при различных неурядицах. Этническая идентичность обеспечивает личности формирование позитивной Я-концепции, следовательно, дает возможность сохранять психическое равновесие в неблагоприятных обстоятельствах. 

В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, ее роли в формировании личности.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая представляет осознание принадлежности к определенной этнической общности – этносу. С позиций психологии этнос – устойчивая группа людей, которые осознают себя членами данной группы на основе этнодифференцирующих признаков. Этническая идентичность – результат эмоционально-когнитивного процесса осознания своей принадлежности к определенному этносу и своего родства с одной этнической общностью, отождествления индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других [4].

Сущность этнической идентичности состоит в наличии ощущаемой совокупности отличительных особенностей, признаков, социально-психологических характеристик, присущих определенной этнической группе. Этническая идентичность представляется как установка на принадлежность к определенному этносу [2]. Во второй половине XX века наблюдался рост этнической идентичности, что наука объясняет наличием психологических причин, таких как усиление межэтнических контактов, поиск стабильности в мире, который перенасыщен информацией, представление этноса в качестве группы поддержки и стабильности.

Группа ученых, в лице С. Павлова и В. Мухина, объясняют понятие этнической идентичности как социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий «когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах  взаимодействия со своими и с другими этносами» [9], и проявляющийся в реальном этническом поведении, как часть я-концепции. Они дают следующее определение этнической идентичности: «осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов» [8]. Сущностными категориями этого определения выступают понятия этничности, этнической идентичности и самосознания. 

Структура этнической идентичности представлена когнитивным (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективным (значимость членства в этнической группе, оценка факта принадлежности к общности, её эмоциональная окрашенность) компонентами. Некоторые авторы отмечают наличие и поведенческого компонента идентичности, понимая его как реальный механизм не только сознания, но языкового поведения, стратегии межэтнических отношений, религиозного поведения [3]; а также как проявление себя членом этнической группы [10]. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [11]. Известны различные виды этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность.

Этническое самоопределение в большинстве случаев остается неизменным на всем этапе жизни человека, но все же этот процесс принято считать динамичным – внешние обстоятельства могут вызвать у человека переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни и изменение этнической идентичности.

Этническая идентичность имеет большое значение для развития личности и межэтнического взаимодействия, совершенствования личностных качеств, необходимых для успешной реализации социальных ролей, в том числе осуществления профессиональной деятельности.

Условия службы в правоохранительных органах на современном этапе требуют от сотрудников значительного напряжения психических и физиологических функций, повышения волевых усилий, умения справляться со стрессовыми факторами, в ситуациях реальной опасности выполнять многообразные физические и умственные действия, справляться с проявлением противодействия и враждебности со стороны нарушителей закона. Сотрудник, который не справляется с требованиями профессиональной деятельности, испытывает дисбаланс в жизни, нарушается эффективность его взаимодействия с окружающей средой, что проявляется в неадекватном поведении, в негативном нервно-психическом и физиологическом состоянии. Следовательно, успешное выполнение профессиональных обязанностей сотрудника полиции неразрывно связано с высоким уровнем развития потенциала личности. Эффективным решением данного аспекта является его развитие через обучение в ведомственных образовательных организациях. Во время обучения осуществляется адаптация к служебной деятельности, к уставным взаимоотношениям, к традициям и ритуалам, характерным для органов внутренних дел, формируются навыки самопознания и самосовершенствования, преодоления внутриличностных конфликтов [7] и стрессов, вырабатывается основа развития потенциала личности и положительной самореализации. Соответственно развитие потенциала личности курсантов и слушателей неразрывно связано с их профессиональным развитием и с личностным ростом. 

Потенциал личности рассматривается как способность человека к увеличению своих внутренних сил, к развитию, возможность жить богатой внутренней жизнью, эффективно взаимодействовать с окружающей средой, быть продуктивным [6]. Потенциал личности включает физическое и психическое здоровье, общий и эмоциональный интеллекты, понимание смысла жизни. Внешне сочетание данных компонентов проявляется во внутренней культуре человека, в независимости, в ответственном поведении, в толерантности и проявлении любви к себе, людям и миру. Высокий уровень развития потенциала личности обеспечивает успешное развитие личности человека, ее духовное богатство, умение построить стратегии и перспективы  своего движения. Личность обладает общим потенциалом жизненной энергии, а также потенциалами частными, к которым можно отнести потенциалы активного личностного роста, коммуникативный, адаптационный.

Сотрудник правоохранительных органов является структурой многофакторной, которая включает качества, характеризующие его как индивида, личность, субъекта и индивидуальность. От проявления данных качеств зависит успех деятельности сотрудника как профессионала, уровень его мастерства и эффективность.

Одной из важных задач формирования личности сотрудника правоохранительных органов является всестороннее развитие личности в системе этнических отношений [1]. При этом рассматриваются эти вопросы через развитие этнической идентичности личности, и негативная этническая идентичность не может обеспечить гармоничные межэтнические отношения.

На определение своей этничности человека существенное влияние оказывает внешняя обстановка, окружающая его, живет он в полиэтническом или моноэтническом окружении. Существуя в полиэтническом обществе, человеку легче удается познать особенности этнических групп, развить понимание иных этнических групп, сформировать коммуникативные навыки. Российская Федерация является полиэтничным государством, в котором нелегко найти место, где встретишь представителей лишь одного этноса. Следовательно, сотрудник органов внутренних дел должен уметь взаимодействовать с представителями различных национальных культур, чтобы успешно решать оперативно-служебные задачи.

Нами было опрошено 82 человека - юноши и девушки 19-20-летнего возраста с целью определения развития этнической идентичности. Данные анализировались по опроснику Фанни, адаптированному А.М. Арбитайло. Опросник включает две субшкалы: выраженности когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности. Было также предложено ответить на вопросы, касающиеся этнической принадлежности и отношения к своей этнической группе. Результаты исследования – свидетельствуют о высоком уровне позитивной этнической идентичности у обследуемых, что представляет сбалансированное соотношение толерантности по отношению к своей и иным этническим группам. Такой баланс толерантности позволяет рассматривать этническую идентичность как «норму» и как условие стабильного существования этноса, а также как условие мирного взаимодействия этнических общностей в полиэтническом мире. 

При определении выраженности компонентов этнической идентичности (когнитивного и аффективного) было установлено, что низкий уровень выраженности когнитивного компонента имеют 6 (8 %) обследованных, средний – зафиксирован у 31 человека (38 %), высокий – у 45 (54 %). 

Низким уровнем аффективного компонента обладают всего лишь 3 человек, а что составляет 4 % от общего числа опрошенных, средний уровень имели 9 человек (11 %) и большая часть обследованных 70 человека (85 %) обладали высоким уровнем данного компонента. Полученные данные позволяют сделать вывод о значительном развитии чувства принадлежности к своей этнической группе у большей части опрошенных, так как эмоционально-оценочное значение, придаваемое индивидом своему членству в группе, является наиболее адекватным показателем этнической идентичности. 

Полученные результаты свидетельствуют о развитии личности обследуемых в современном образовании, о формировании полноценной самостоятельной личности, способной быстро реагировать на события и ситуации на основе ценностных ориентаций, что подтверждается положительным отношением к собственной и другим этническим группам. С одной стороны такое отношение следует рассматривать необходимое условие существования собственной этнической группы, с другой – как важное условие эффективного мирного межэтнического взаимодействия.

Таким образом, этническая идентификация личности, особенности выраженности компонентов этнической идентичности могут быть использованы для характеристики особенностей развития личности, прогнозирования ее саморазвития и социализации.

Список литературы

1. Белянкина В. А. Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 4-9.

2. Гуцунаева С.В. Типы этнической идентичности и стратегии межэтнического взаимодействия // Научно-творческий журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований», 2008. Выпуск 9, С.16.

3. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996 – С.296.

4. Идентичность этническая / Социологический словарь (Электронный ресурс) – URL : // enc – dic. Com/sociology/ identichnost – jetnicheskaja – 2908. html.

5. Ким К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей. Автореф дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб. 2009. С. 3-22.

6. Мальцева Т.В. Проблема развития потенциала личности сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя : научно-практическое издание. – Старотеряево. Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. – Саратов : Амирит, 2016. С. 178 – 180.

7. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления : автореф. Москва, 2004. С 7.

8. Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2001 220 c.

9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., "Мысль", 1974. 487 с.

10. Почебут Л.Г. Психология межэтнической толерантности // Кросс-культурная психология : актуальные проблемы. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 61-105.

11. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010.

12. Сушков И. Социально-психологическая теория Д. Тернера // Психологический журнал, Москва. 1993. Т. 14.4. № 3.


Войти или Создать
* Забыли пароль?