Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
ГРНТИ 15.41 Социальная психология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.06.01 Психологические науки
ББК 8837 Психология личности
ТБК 8332 Этнопсихология
В статье дано определение этнической идентификации личности, рассмотрены особенности ее формирования, описаны когнитивный и аффективный компоненты, представлены результаты исследования, подтверждающие значение этнической идентификации и выраженности ее компонентов для характеристики особенностей развития личности. Представлены результаты исследования, подтверждающие значение этнической идентификации и выраженности компонентов этнической идентичности для характеристики особенностей развития личности, предвидения результатов ее социализации.
этнос, этническая идентичность, этническая идентификация личности, когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности
Проблема этнической идентичности личности на современном этапе развития науки изучены достаточно глубоко. Однако исследования в данной области этнопсихологии многоплановы. Среди работ, раскрывающих социально-психологическую природу этнической и национальной психологии, видное место занимают труды Ю.В. Бромлей, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, К.Г. Скворцова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева; проблемы этнической идентичности рассматриваются в трудах Лебедевой Н.М., 1999; Дробижевой Л.М., Аклаева А.Р., Коротеевой В.В., Солдатовой Г.У., 1996; 1998; Рыжовой С.В., 1995; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Ионина Л.Г., 2000; Сикевич З.В., 1996, при этом делается акцент на тех изменениях этнической идентичности, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований
Современный этап культурно-исторического развития, по мнению исследователей из различных областей науки о человеке, практически во всех его аспектах психологически воспринимается людьми как этап развития личности человека, когда ему недостаточно ощущать себя лишь человеком, а необходимо познать свою историю, культуру своих предков, их традиции и нравы. Данные переживания человека отражают направление культурно-исторического развития общества в целом в настоящий момент и, соответственно, определяют содержание и динамику переживания кризиса эпохи человеком. Обращает на себя внимание тот факт, что с конца 70-х годов ХХ века в отечественных и зарубежных исследованиях отмечается нарастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельного человека. В связи со сказанным, в настоящий исторический момент актуальным является изучение этничности, как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека.
Все более актуальной становится проблема гармонизации межнациональных отношений, оптимизации этнических установок, стереотипов для обеспечения безопасного существования человека в полиэтническом обществе. С этой целью изучаются механизмы стереотипизации, идентификации личности, имеющие этническую, национальную специфику. Человек находится в условиях постоянно изменяющейся социальной среды, испытывает различные влияния, включается в новые виды деятельности и отношений. При этом он выполняет разные социальные роли, осваивает социальный опыт, строит социальные отношения, то есть проходит процесс социализации. Важное место в процессах социализации и развития личности занимает ее этническая идентификация. Обращение к проблеме этнической идентичности актуально потому, что идентичность имеет большое значение для развития личности человека. Многие авторы подчеркивают, что идентичность (в том числе и этническая) является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения человека.
Это вызвано тем, что данная психологическая структура формирует и устанавливает у личности стержень определенных жизненных установок, дает внутреннюю психологическую защиту при внешних воздействиях. Этническая идентичность удовлетворяет потребность личности в положительной Я-концепции, что дает возможность сохранять психическое равновесие в любых условиях, позволяет достигать гармоничного состояния внутреннего мира, дает возможность человеку ответить на вопросы, характеризующие его самоопределение : «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?» [5].
Идентичность – личностный и социальный феномен. Согласно теории самокатегоризации Дж. Тернера в основе межгруппового восприятия и взаимодействия лежит процесс категоризации. Категоризация – это процесс отнесения субъектом восприятия окружающих к какой-либо социальной группе. Категоризация окружающих сопровождается самокатегоризацией субъекта восприятия в одну из рассматриваемых групп. В основу самокатегоризации положен принцип мета-контраста [1]. К единой категории объекты могут быть отнесены в том случае, если они менее отличаются друг от друга. Данные процессы лежат в основе формирования этнической идентичности [12].
Большое значение для социализации и развития личности имеет ее этническая идентификация, осознание человеком принадлежности к определенному этносу. Объясняется это тем, что данная психологическая структура обеспечивает личности устойчивость общих жизненных позиций, систематическое поступление и переработку информации, дает внутреннюю психологическую защиту при различных неурядицах. Этническая идентичность обеспечивает личности формирование позитивной Я-концепции, следовательно, дает возможность сохранять психическое равновесие в неблагоприятных обстоятельствах.
В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, ее роли в формировании личности.
Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая представляет осознание принадлежности к определенной этнической общности – этносу. С позиций психологии этнос – устойчивая группа людей, которые осознают себя членами данной группы на основе этнодифференцирующих признаков. Этническая идентичность – результат эмоционально-когнитивного процесса осознания своей принадлежности к определенному этносу и своего родства с одной этнической общностью, отождествления индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других [4].
Сущность этнической идентичности состоит в наличии ощущаемой совокупности отличительных особенностей, признаков, социально-психологических характеристик, присущих определенной этнической группе. Этническая идентичность представляется как установка на принадлежность к определенному этносу [2]. Во второй половине XX века наблюдался рост этнической идентичности, что наука объясняет наличием психологических причин, таких как усиление межэтнических контактов, поиск стабильности в мире, который перенасыщен информацией, представление этноса в качестве группы поддержки и стабильности.
Группа ученых, в лице С. Павлова и В. Мухина, объясняют понятие этнической идентичности как социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий «когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами» [9], и проявляющийся в реальном этническом поведении, как часть я-концепции. Они дают следующее определение этнической идентичности: «осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов» [8]. Сущностными категориями этого определения выступают понятия этничности, этнической идентичности и самосознания.
Структура этнической идентичности представлена когнитивным (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективным (значимость членства в этнической группе, оценка факта принадлежности к общности, её эмоциональная окрашенность) компонентами. Некоторые авторы отмечают наличие и поведенческого компонента идентичности, понимая его как реальный механизм не только сознания, но языкового поведения, стратегии межэтнических отношений, религиозного поведения [3]; а также как проявление себя членом этнической группы [10]. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [11]. Известны различные виды этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность.
Этническое самоопределение в большинстве случаев остается неизменным на всем этапе жизни человека, но все же этот процесс принято считать динамичным – внешние обстоятельства могут вызвать у человека переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни и изменение этнической идентичности.
Этническая идентичность имеет большое значение для развития личности и межэтнического взаимодействия, совершенствования личностных качеств, необходимых для успешной реализации социальных ролей, в том числе осуществления профессиональной деятельности.
Условия службы в правоохранительных органах на современном этапе требуют от сотрудников значительного напряжения психических и физиологических функций, повышения волевых усилий, умения справляться со стрессовыми факторами, в ситуациях реальной опасности выполнять многообразные физические и умственные действия, справляться с проявлением противодействия и враждебности со стороны нарушителей закона. Сотрудник, который не справляется с требованиями профессиональной деятельности, испытывает дисбаланс в жизни, нарушается эффективность его взаимодействия с окружающей средой, что проявляется в неадекватном поведении, в негативном нервно-психическом и физиологическом состоянии. Следовательно, успешное выполнение профессиональных обязанностей сотрудника полиции неразрывно связано с высоким уровнем развития потенциала личности. Эффективным решением данного аспекта является его развитие через обучение в ведомственных образовательных организациях. Во время обучения осуществляется адаптация к служебной деятельности, к уставным взаимоотношениям, к традициям и ритуалам, характерным для органов внутренних дел, формируются навыки самопознания и самосовершенствования, преодоления внутриличностных конфликтов [7] и стрессов, вырабатывается основа развития потенциала личности и положительной самореализации. Соответственно развитие потенциала личности курсантов и слушателей неразрывно связано с их профессиональным развитием и с личностным ростом.
Потенциал личности рассматривается как способность человека к увеличению своих внутренних сил, к развитию, возможность жить богатой внутренней жизнью, эффективно взаимодействовать с окружающей средой, быть продуктивным [6]. Потенциал личности включает физическое и психическое здоровье, общий и эмоциональный интеллекты, понимание смысла жизни. Внешне сочетание данных компонентов проявляется во внутренней культуре человека, в независимости, в ответственном поведении, в толерантности и проявлении любви к себе, людям и миру. Высокий уровень развития потенциала личности обеспечивает успешное развитие личности человека, ее духовное богатство, умение построить стратегии и перспективы своего движения. Личность обладает общим потенциалом жизненной энергии, а также потенциалами частными, к которым можно отнести потенциалы активного личностного роста, коммуникативный, адаптационный.
Сотрудник правоохранительных органов является структурой многофакторной, которая включает качества, характеризующие его как индивида, личность, субъекта и индивидуальность. От проявления данных качеств зависит успех деятельности сотрудника как профессионала, уровень его мастерства и эффективность.
Одной из важных задач формирования личности сотрудника правоохранительных органов является всестороннее развитие личности в системе этнических отношений [1]. При этом рассматриваются эти вопросы через развитие этнической идентичности личности, и негативная этническая идентичность не может обеспечить гармоничные межэтнические отношения.
На определение своей этничности человека существенное влияние оказывает внешняя обстановка, окружающая его, живет он в полиэтническом или моноэтническом окружении. Существуя в полиэтническом обществе, человеку легче удается познать особенности этнических групп, развить понимание иных этнических групп, сформировать коммуникативные навыки. Российская Федерация является полиэтничным государством, в котором нелегко найти место, где встретишь представителей лишь одного этноса. Следовательно, сотрудник органов внутренних дел должен уметь взаимодействовать с представителями различных национальных культур, чтобы успешно решать оперативно-служебные задачи.
Нами было опрошено 82 человека - юноши и девушки 19-20-летнего возраста с целью определения развития этнической идентичности. Данные анализировались по опроснику Фанни, адаптированному А.М. Арбитайло. Опросник включает две субшкалы: выраженности когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности. Было также предложено ответить на вопросы, касающиеся этнической принадлежности и отношения к своей этнической группе. Результаты исследования – свидетельствуют о высоком уровне позитивной этнической идентичности у обследуемых, что представляет сбалансированное соотношение толерантности по отношению к своей и иным этническим группам. Такой баланс толерантности позволяет рассматривать этническую идентичность как «норму» и как условие стабильного существования этноса, а также как условие мирного взаимодействия этнических общностей в полиэтническом мире.
При определении выраженности компонентов этнической идентичности (когнитивного и аффективного) было установлено, что низкий уровень выраженности когнитивного компонента имеют 6 (8 %) обследованных, средний – зафиксирован у 31 человека (38 %), высокий – у 45 (54 %).
Низким уровнем аффективного компонента обладают всего лишь 3 человек, а что составляет 4 % от общего числа опрошенных, средний уровень имели 9 человек (11 %) и большая часть обследованных 70 человека (85 %) обладали высоким уровнем данного компонента. Полученные данные позволяют сделать вывод о значительном развитии чувства принадлежности к своей этнической группе у большей части опрошенных, так как эмоционально-оценочное значение, придаваемое индивидом своему членству в группе, является наиболее адекватным показателем этнической идентичности.
Полученные результаты свидетельствуют о развитии личности обследуемых в современном образовании, о формировании полноценной самостоятельной личности, способной быстро реагировать на события и ситуации на основе ценностных ориентаций, что подтверждается положительным отношением к собственной и другим этническим группам. С одной стороны такое отношение следует рассматривать необходимое условие существования собственной этнической группы, с другой – как важное условие эффективного мирного межэтнического взаимодействия.
Таким образом, этническая идентификация личности, особенности выраженности компонентов этнической идентичности могут быть использованы для характеристики особенностей развития личности, прогнозирования ее саморазвития и социализации.
1. Белянкина В. А. Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 4-9.
2. Гуцунаева С.В. Типы этнической идентичности и стратегии межэтнического взаимодействия // Научно-творческий журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований», 2008. Выпуск 9, С.16.
3. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996 – С.296.
4. Идентичность этническая / Социологический словарь (Электронный ресурс) – URL : // enc – dic. Com/sociology/ identichnost – jetnicheskaja – 2908. html.
5. Ким К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей. Автореф дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб. 2009. С. 3-22.
6. Мальцева Т.В. Проблема развития потенциала личности сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя : научно-практическое издание. – Старотеряево. Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. – Саратов : Амирит, 2016. С. 178 – 180.
7. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления : автореф. Москва, 2004. С 7.
8. Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2001 220 c.
9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., "Мысль", 1974. 487 с.
10. Почебут Л.Г. Психология межэтнической толерантности // Кросс-культурная психология : актуальные проблемы. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 61-105.
11. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010.
12. Сушков И. Социально-психологическая теория Д. Тернера // Психологический журнал, Москва. 1993. Т. 14.4. № 3.