СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ СИНАГОГ СЕРЕДИНЫ XIX-НАЧАЛА ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО И КАВКАЗСКОГО КРАЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье рассматривается вопрос заимствований и влияний на синагогаль-ную архитектуру Области Войска Донского и Кавказского края в контексте общеевропей-ских тенденций синагогального зодчества. Особое место в эволюционном процессе синаго-гальной архитектуры занимает вопрос стилеобразования. В общей стилистической дина-мике, проявившейся в изменениях внутренней и внешней концепции синагоги, демонстриру-ются эволю¬цион¬ные процессы синагогального зодчества середины XIX – начала XX веков во всей совокупности контекстуальных связей – от социальной интегрବции иудейского населе-ния и урбанистического вектора до мировоззренческих сдвигов. На основании проведенного анализа сделан вывод, что выбор стиля зданий синагог в период конца XIX-начала XX вв. необходимо рассматривать как способ открытой национальной самоидентификации.

Ключевые слова:
синагоги, стилистические направления, реформистский тип, «Рондбоген», Мавританский стиль
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Синагога является неотъемлемой частью исторической застройки большинства городов и населенных пунктов Области Войска Донского и Кавказского края, которая, как правило, наделена художественно-стилистическими и пространственными особенностями, выделяющими здание из рядовой застройки. При этом синагога в регионе не была изучена как проявление общеевропейского процесса эволюции иудейской архитектуры.

В настоящее время одной из основных проблем изучения синагогального зодчества является отсутствие исследований, посвященных эволюционным процессам стилистики зданий синагог еврейских поселений и территорий компактного проживания евреев в контексте социальной интеграции и мировоззренческих сдвигов. Актуальность статьи заключается в выявлении стилевых направлений в синагогальной архитектуре Области Войска Донского и Кавказского края в контексте общеевропейских традиций иудейского зодчества.

Стилистика архитектуры синагог Области Войска Донского и Кавказского края является отражением изменений социально-политического и культурного фона жизни еврейских общин Российской Империи, начавшихся с середины XIX века. Происходит кардинальное переосмысление значения архитектуры здания синагоги – через выбор архитектурного стиля просматривается попытка к открытой национальной самоидентификации. Этот процесс проявлялся по-разному и имел различный характер в зависимости от территориальной принадлежности.

С конца XVIII первой половины XIX века в европейской синагогальной архитектуре возникают тенденции переосмысления архитектурных форм [1]. Происходит трансформация «крепостных» синагог, включенных в систему городских оборонительных сооружений; синагоги приобретают более компактную форму, включая в свой монолитный объем весь комплекс дополнительных помещений. Происходит переход от барочных форм к более строгим классицистическим. Эти постройки в дальнейшем явились основой для возникновения нового крупного явления в синагогальной архитектуре, для которого в 40-х гг. XIX века формируется соответствующий идеологичес­кий фон. В этот период формируется новое направление иудаизма – реформизм, который выдвигает постулат включить европейскую культуру в круг ценностей евреев, а также возвысить еврейские общины в городской инфраструктуре. Этот постулат нашел отражение в соответствующем новом типе еврейской сакральной архитектуры реформистских синагогах. Некото­рые из них также получили название «прогрессивные». В свою очередь, распростра­нив­шееся название «хоральные» синагоги, характеризовало новый тип синаго­галь­ной литургии, который проявился в упорядочении внешних форм богослуже­ния, а также появлением в интерьере синагог органа и пространства для хора. В процессе проектирования реформистских синагог стали уделять внимание акустике.

Примечательно, что на украинских землях, откуда данный тип синагог получил свое распространение реформистские синагоги стали возникать в крупных городах вне традиционных еврейских кварталов, т.к. встречали вражду и противо­действие со стороны ортодоксальных и хасидских общин, что нашло отражение в архитектуре ряда синагог. Например, при строительстве синагоги Ивано-Франковска пришлось отказаться от купола, предполагавшегося в первоначальном проекте.

Хоральные синагоги распространились по всем крупным городам ОВД и Кавказского края: Ростове-на-Дону, Тифлисе, Баку. Они возводились преимущественно просве­щен­ными и состоятельными кругами еврейской городской элиты и имели стремления отразить в архитектурных формах синагог пафос древнейшей еврейской святыни Иерусалимского Храма, но одновремен­но придать зданию более светский, европейский характер. На рис.1 представлен главный фасад Большой Хоральной синагоги Баку.

 

 

Рис. 1. Главный фасад Большой Хоральной синагоги Баку

 

Таким образом, некоторыми исследователями такие синагоги объединяются в отдельную типологическую категорию дворцово-храмовый тип. Подобно европейским, их еще называли «темплами». Процесс становления данного типа синагог совпадает с общеевропейской тенденцией стилистических поисков и открытий. Необходимо указать несколь­ко тенден­ций, которые повлияли на стилистические образы реформистских синагог ОВД и Кавказского края:

  1.  Общеевропейский процесс развития архитектурной формы направил зодчество синагог в соответствующее динамическое русло. Зодчие, возводившие синагоги решали те же проблемы выработки национального пластического языка в архитектуре, что и европейские архитек­торы, с той лишь разницей, что этот процесс был несколько задержан на территории Российской Империи, и они в большинстве случаев уже опирались на определенные аналоги. В зависимости от территориального подчинения земель возводившиеся на них синагоги ориентировались в каждом случае на свой прототип.
  2.  Традиции синагогального зодчества, выработанные на территории Восточной части Речи Посполитой и Украины с XVI по XIX века оказали наибольшее влияние на формирование архитектурного типа синагог ОВД и Кавказского Края и явились для них базисной основой.

Синагогальные постройки середины XIX века опираются на западноевропейские образцы, «темплы» начала века (синагоги в Гамбурге, Вене, Касселе) и строятся в характерных для ранних этапов историзма неоклассических формах, отражая идею Храма как античной постройки (синагога Львова, 1846) [2]. В львовской синагоге был сооружен первый купол в синагогальной архитектуре Украины. В дальнейшем этот компонент становится одним из определяющих знаков украинских «темплов».

Кроме западноевропейского существовал и еще один путь влияния на синагогальные постройки середины XIX столетия: распространение классицизма было вызвано существовавшим в строительных отделениях губернских правлений положением о повсеместном насаждении принятых в Санкт-Петербурге классицистических образцов синагогальных построек, отмененном лишь в 1858 году. Например, Днепропетровская синагога была построена по выданному образцу плана и фасада.

В общий поток стилистического развития синагогальной архитектуры вклиниваются тенденции, связанные с попыткой выработки национальных принци­пов. На Украине это явление выражалось в двух направлениях: ориенти­ры на западные образцы и процессы, а также «работа» с местными традициями. Одним из стилистических направлений являлось использование романских (реже готических) традиций, которые распространились в европейской, главным образом, германской синагогальной архитектуре. К приемам, идентифицирующим данный стиль можно отнести: стрельчатые окна, высокие треугольные фронтоны и башенки-пинакли. В облике ряда синагог прослеживается трехчастный неороманский портал. В отделке экстерьера многих синагог стал использоваться стиль «рундбоген», заимствованный из немецкой синагогальной практики и выраженный преимущественно декоративными мотивами характерными для неороманского стиля «ломбардскими» аркатур­ными поясами. Одним из ярких его примеров на юге Украины является Главная синагога в Одессе и хоральная синагога в Дрогобыче [3]. Несмотря на отсутствие идеологических пред­посы­лок, выработанных в германских землях, подобный аркатурный пояс мы замечаем в Хоральной синагоге и синагоге Ремесленников Ростова-на-Дону.

Самым оригинальным и значительным стилистическим направлением в архитектуре «исторических» синагог была ориентальная тема, открытая в европейской синагогаль­ной архитектуре зодчими Г. Семпером и Л. фон Форстером в связи с поисками национального стиля и восточными аллюзиями Иерусалимского Храма. На земли ОВД и Кавказского края эти тенденции, представленные преимущест­венно мавританскими стилистическими мотивами, проникают с двух сторон.

Первый источник Австро-Венгрия с синагога­ми в Вене и Будапеште. Их архитектура оказала влияние на тогдашние восточные территории, Галицию и Закарпатье (хоральные синагоги в Черновцах, Ивано-Франковске, Ужгороде). В пышно декориро­ванной ужгородской синагоге 1904 г. (арх. Д. Папп и Ф. Саболч) первой железобетонной постройке города, влияние столичных синагог обыгрывается также и местными закарпатскими традициями [4].

Второй источник Россия, где после статьи 1872 г. В. Стасова "По поводу постройки синагоги в Санкт-Петербурге" формы арабо-мавританской архитектуры, соотнесенные знамени­тым художественным критиком с национальными еврейскими истоками и традициями, начинают активно использоваться в синагогальном зодчестве. На рис.2 представлен главный фасад Хоральной синагоги Санкт – Петербурга.

 

 

 

Рис. 2. Главный фасад Хоральной синагоги Санкт – Петербурга

 

 

Отмечается целый ряд синагог, имеющие две башни с выразительными шлемовидными куполами, напоминав­­шими отдельными деталями столичную синагогу. Эти синагогальные постройки каждая в своем ключе привносили восточ­ную экзотику: полосатые фасады, подковообразные арки и окна, утончен­ные декоративные машикули, фестончатые фасады, ажурные башни [5]. Своей помпез­­ностью и обильным декором они ассоциировались с образом Иерусалимского Храма.

Говоря о реформистских синагогах в контексте общеевропейской эволюции синагогальной архитектуры, необходимо отметить, что традиции крепостной архитектуры используются в пышных формах реформист­ских синагог, по-разному осмысливаясь архитекторами. В одних случаях это перенос старинной архитектуры в "чистом" виде (стилизаторство). В других стилистическая интерпретация (стилизация). К примеру, в синагоге г. Тифлиса, выстроенной в стиле «романтического» модерна, монолитный куб с высокой дозорной башней как бы вступает в диалог с такой же по духу древней луцкой синагогой Украины [6]. Эта же тема «замка» в несколько ином образе выражена в Ростовской Солдатской синагоге. «Крепостные» традиции интерпретируются в угловых башенных пристройках. Ломбардский пояс также трансформируется в реминисцент крепостной архитек­ту­ры и активно используется с ее прочими элементами в виде самостоятельно арочного мотива. Особое звучание приобретает и традиционная «карпатская» крыша, получившая не меньшее распространение, чем европейские купола, причем не только в синагогах, наследовавших местные образцы, но и тех, что наследовали классические европейские  и ориентальные  стили.

Отдельное место занимает «Тоновский» неорусский стиль, появившийся в некоторых синагогах Украины [7–9]. Он выражается в трансформации крепостного аттика в неорусский кокошник, а также в применении своеобразного мотива в оформлении дверных и оконных проемов.

Эти факторы являются важным доказательством того, что все указанные подходы существо­вали во многих синагогах в сложных комбинациях и органических связях. Показа­тельный пример, обобщающий все стилистические тенденции, цикл работ, посвященный синагогальной архитектуре, петербургского еврейского архитектора Якова Гевирца [10]. Здания синагог с нерустованными фасадами олицетворяют крупные плоскости стен древних Палестинских сооружений, соединяют мавритан­ский купол с переднеазиатскими силуэтами стен, романо-готическими контр­форсами, средневековыми башнями «крепостных» сооружений и другими приемами, отвечающими тенденции национальной самоидентификации через мавританские мотивы [11].

Внутреннее убранство реформистских синагог заметно отличается по своей наполненности и стилистике в зависимости от географического расположения. Говоря о Хоральной и Солдатской синагогах Ростова можно говорить, что в целом интерьер теряет богатую символическую картину мира, приобретая рациональный характер [12]. Это выражается в преобладании растительных мотивов потолочной и настенной росписи. При этом синагоги Грузии наоборот отличаются значительно большим богатством интерьерного декора, что является следствием Византийской преемственности.

Выводы. Стилевые направления в синагогальной архитектуре Области Войска Донского и Кавказского края формируются в контексте общеевропейских тенденций синагогального зодчества. Максимальное влияние на формирование стилевых направлений синагог Области Войска Донского и Кавказского края оказала синагогальная архитектура Украины и Восточной части Речи Посполитой. Отдельной темой является встречная тенденция влияния традиций Ираноговорящих этнолингвистических групп на архитектуру синагог Кубинской Области, Тимархан-шура и других территорий компактного проживания еврейского населения современного Азербайджана и Дагестана.

В период конца XIX - начала XX вв. под влиянием Европейских тенденций  формируется новый тип синагог – «дворцово-храмовый», который призван отразить в архитектурных формах пафос древнейшей еврейской святыни Иерусалимского Храма. При этом синагогам нового типа старались  придать более светский, европейский характер.

Самым оригинальным и значительным стилистическим направлением в архитектуре "исторических" синагог была ориентальная тема, связанная с поисками национального стиля и восточными аллюзиями Иерусалимского Храма, представленная мавританскими мотивами. Выделено два источника происхождения мавританского исторического стиля в синагогальной архитектуре: синагогальные традиции Австро-Венгрии и сформировавшиеся в Санкт-Петербурге тенденции, согласно которой арабо-мавританские мотивы соотносились с национальными еврейскими истоками и традициями (статья Стасова «По поводу постройки синагоги в Санкт-Петербурге»).

Таким образом, в общей стилистической динамике, проявившейся в изменениях внутренней и внешней концепции синагоги, демонстрируются эволю­цион­ные процессы синагогального зодчества середины XIX – начала XX веков во всей совокупности контекстуальных связей – от социальной интегра­­ции иудейского населения и урбанистического вектора до мировоззренческих сдвигов. При этом выбор стиля зданий синагог в период конца XIX-начала XX вв. необходимо рассматривать как способ открытой национальной самоидентификации.

Список литературы

1. Бернштейн-Вишницер Р. Искусство у евреев в Польше и Литве // История евреев в России. (Под ред. Браудо А.И., Вишницер М.Л., Гессен Ю. и др.). М.: Мир, 1914. Т.XI. История еврейского народа. Т.1. С. 390–405.

2. Жолтовский П.Н. Памятники еврейско-го искусства // Декоративное искус¬ство СССР. 1966. № 9. С. 28–33.

3. Макушенко П.И., Петрова З.А. Народ-ная архитектура Закарпатья. Под ред. Ю.А. Нельговского. К.: Госстройиздат УССР. 1956. 162 с.

4. Хаймович Б. Подольское местечко: пространство и формы // 100 еврейских ме-стечек Украины. Подолия: Исторический пу-теводитель. Иерусалим. СПб. 1998. Изд.2. Вып.1. С. 43–76.

5. Яргина З. Деревянные синагоги // Ше-девры еврейского искусства. 1993. №5. С. 319–361.

6. Wishnitzer R. The Architecture of the European Synagogues. Philadelphia: The Jewish Publication Society of America. 1964. 600 с.

7. Dominique Jarrassé, Synagogues: Archi-tecture and Jewish Identity. Paris, 2001. 250 с.

8. Ivan Kalmar Moorish Style: Orientalism, the Jews, and Synagogue Architecture // Jewish Social Studies. № 7. 2001. С. 68–100.

9. Keßler, Katrin. Ritus und Raum der Sy-nagoge. Petersberg. 2007. 120 с.

10. Rachel Hachlili. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Diaspora. Leiden, 1998. 245 с.

11. Rivka and Ben-Zion Dorfman. Synagogues without Jews and the Communities that built and used them. Philadelphia. 2000. 380 с.

12. Zoya Yargina. Wooden Syna-gogues. Moscow, 1993. 120 с.

13. Bracha Yaniv. Praising the Lord: Discovering a Song of Ascents on Carved Torah Arks in Eastern Europe. Ars Judaica. № 2. 2006. С. 83–102.

14. Maria and Kazimierz Piechotka, Bramy Nieba. Bóżnice murowane na ziemiach dawnej Rzeczypospolitej. Warsaw. 1999. 138 с.

15. David Kaufman. Shul with a Pool: The "Synagogue-Center" in American Jew-ish History. Hanover and London, 1999. 290 с.

16. Laura Rachel Felleman Fattal. American Sephardi Synagogue Architecture. Jewish Art 19-20. 1993-1994. С. 22–44.


Войти или Создать
* Забыли пароль?