МЕНЕДЖМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ВУЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
«Визитными карточками» бренда и имиджа вузов, местом проведения деловых встреч с отечественными и зарубежными партнерами выступают инновационные площадки. В вузах технической направленности ими являются центры трансфера технологий, а вузы экономического профиля ведут активный поиск форм управления интеллектуальной собственностью в экономическом вузе. Поиск решений в этой области выявил эффективность создания ресурсных центров, которые позволяют изменить ситуацию с использованием интеллектуальной собственности в вузе .

Ключевые слова:
интеллектуальная собственность, ресурсный центр, малое инновационное предприятие, модели управления.
Текст

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ по теме «Влияние социокультурной среды на формирование научного потенциала современного ученого-исследователя в России и Монголии», номер проекта 17-23-03003.

Постановка проблемы.

Многие вузы экономического профиля[1] оказались неготовыми к реализации экономико-управленческих инноваций (ЭУО), что требует от менеджмента разрешения следующих противоречий:

•          недостаточная динамика включения НПР кафедр в решение непрерывно изменяющихся потребностей развития организаций-заказчиков, длительный период выполнения исследований в рамках собственных интересов, без учета востребованности результатов в экономике [4];

•          неоптимальное сочетание относительной свободы структур, занятых формированием и продвижением научных и образовательных продуктов и сохраняющимися жесткими вертикальными управленческими связями [5];

•          отсутствие системы маркетинга в условиях всестороннего учета динамично меняющегося спроса на научные и образовательные продукты, и одновременным перенасыщением рынка научных и образовательных продуктов бумажными отчетами и результатами интеллектуальной деятельности (РИД), не позволяющих заказчикам применять в своей деятельности [6];

•          усиление конкурентной борьбы среди вузов, консалтинговых компаний за деньги организаций-заказчиков в условиях нарастающего дефицита бюджетных доходов и резкого снижения престижа фундаментальных и прикладных научных исследований [7];

•          возросшие требования организаций-заказчиков к уровню научных и образовательных продуктов и неспособностью вуза удовлетворить эти требования, низкой оценкой качества НИР самим вузом и оценкой работодателя [2];

•          возможность организации методического сопровождения научных и образовательных продуктов непосредственно в организациях и неумением ею воспользоваться из-за отсутствия управленческих компетенций по выполнению менеджерских функций сотрудников вузов.

Основная часть.

Современным подходом к менеджменту, способным изменить ситуацию с использованием интеллектуальной собственности в вузе выступает создание ресурсных центров (РЦ). Они создаются либо как структурные подразделения ВУЗов, либо получают самостоятельный статус в рамках различных организационно-правовых форм [8], что для создания и продвижения научных и образовательных продуктов имеет ряд существенных недостатков.

РЦ выступают в вузе своего рода «системными интеграторами», осуществляющими информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение научных и образовательных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков.

Возможности и перспективы развития РЦ приведены ниже (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Возможности и перспективы развития РЦ

 

 

           Основные аспекты создания и развития РЦ включают 5 направлений выбора решений:

  1. Организационно-правовые формы создания и функционирования РЦ.
  2. Модели финансирования и распределения результатов деятельности РЦ.
  3. Маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение научных разработок вуза, поиск и организацию совместных проектов с высокотехнологичными российскими международными компаниями.
  4. Мероприятия, направленные на внедрение и сопровождение разработок.
  5. Методы оценки результатов деятельности РЦ и способов проведения аудита.

Образование РЦ в качестве структурного подразделения. В этом случае РЦ – не является самостоятельным юридическим лицом, что влечет за собой ограничения видов его деятельности, форм партнерских отношений, самостоятельного распоряжения привлеченными финансовыми средствами и др. Существует опасность, что РЦ загрузят непрофильными задачами и цель продвижения научных и образовательных продуктов не будет достигнута [8].

Система управления РЦ в качестве самостоятельного структурного подразделения приведена (Рис. 2).

Образование РЦ на основе соучредительства вуза, представителей кафедр и организаций-партнеров – малое инновационное предприятие (МИП). В этом случае отсутствует бюджетное финансирование. Однако при этом РЦ изначально поставлен в такие условия, которые способствуют саморазвитию, гибкости, быстрой реакции на изменения тенденций в экономике.

С учетом сказанного предлагается поэтапное развитие РЦ: сначала в качестве структурного подразделения и позднее, по мере развития научных и образовательных продуктов – в формате МИП.

 

 

Рис. 2. Система управления Ресурсным центром вуза

 

 

Деятельность РЦ будет способствовать эффективному решению следующих задач:

1. Создание в ОНЦ «Менеджмент» условий для организации продвижения образовательных и научных продуктов, соответствующих современным стратегиям развития Университета и обеспечивающего успешный переход на взаимодействия с организациями-заказчиками на новых принципах.

Обеспечение коммерциализации образовательной и научной деятельности квалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации НПР в данной сфере.

2. Создание системы управления качеством НИР на основе удовлетворения запросов организаций-заказчиков.

3. Внедрение новых форм и технологий организации взаимодействия с организациями-заказчиками, обеспечивающих повышение собственной мотивации НПР, а также их готовности прогнозировать потребности практики в результатах научных и образовательных новшествах.

Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается организовать из четырех модулей:

Модуль 1. Модели и механизмы научно‐методического сопровождения развития новых научных и образовательных продуктов.

Модуль 2. Технологии обучения НПР новым формам и технологиям взаимодействия с организациями-заказчиками. Для этого потребуется учебный модуль по программам разработки и продвижения научных и образовательных продуктов.

Модуль 3. Система организации процесса работы виртуального портала с научными и образовательными продуктами (организационно‐управленческий, нормативно‐законодательный, методический компоненты). Ресурсный центр обеспечивает представление научных и образовательных продуктов в дистанционной форме [1, 2, 4].

Механизмы взаимодействия сети организаций-заказчиков и РЦ:

< >сформированный и нормативно закрепленный способы согласования заказов на научные и образовательные продукты;способы учета меняющихся требований организаций как главных заказчиков к качеству научных и образовательных продуктов;форматы участия организаций-заказчиков в деятельности кафедр ОНЦ в целях достижения соответствия спроса и предложения на научные и образовательные продукты (как в количественном, так и в качественном отношении). Модель «Договор НИР».Модель «Лицензионный договор».Модель «Продажа образовательного / научного продукта».

Модель «Договор НИР». В рамках этой модели выполняется НИР, предметами которого является выполнение заказа на создание образовательных и управленческих новшеств, связанных с образовательными или управленческими технологиями.

Модель «Лицензионный договор» предполагает продажу лицензии на использование образовательных и научных продуктов. В этом случае РЦ выступает своего рода «оператором», деятельность которого связана с передачей организации-заказчику на определенных коммерческих условиях прав использования образовательных и научных новшеств при сохранении за кафедрами прав на эти объекты.

Модель «Продажа образовательного / научного продукта». В перспективе возможно рассмотрение модели «совместное предприятие». Модель предусматривает формирование специального юридического лица –   малого предприятия университета со смешанным университетским и частным капиталом для развития приоритетных образовательных и научных продуктов с целью их последующей коммерциализации.

Эту модель целесообразно использовать в областях, где трудно разделить ответственность между партнерами. Суть модели –софинансирование учредителей малого предприятия на основе финансирования обладающих масштабным кумулятивным эффектом проектов создания образовательных и научных новшеств.

Управление деятельностью ресурсного центра. Руководство Центром осуществляет директор. Организационно-функциональная структура управления РЦ варьируется в зависимости от направлений деятельности и имеющихся ресурсов (Рис. 3).

Рис. 3. Организационно-функциональная структура управления РЦ

 

В РЦ могут быть организованы отделы:

– организации связи с общественностью;

– маркетинга;

– информации, статистики, анализа и прогнозов;

– диагностики и мониторинга.

РЦ использует проектный принцип деятельности, когда подбираются специалисты под решение определенной задачи и на необходимый срок. Это позволяет содержать небольшой штат универсальных профессионалов и привлекать внешних специалистов на основе договора возмездного оказания услуг, на выполнение целевых программ, оплата труда производится с учетом конечного результата.

 

 

Основные индикаторы успешной деятельности Ресурсного центра экономического вуза:

1) увеличение количества РИД и ценности коммерческих предложений по созданию продуктов, подготовленных к коммерциализации;

2) рост количества новых потребителей и инвесторов, с которыми проводились переговоры;

3) увеличение НИР, которые финансируются за счет средств, полученных от коммерциализации РИД;

4) увеличение количества и значимости совместных исследовательских контрактов с потенциальными заказчиками разработок;

5) рост числа и ценности стратегических контрактов НИР с точки зрения перспектив создания по их результатам продуктов, подготовленных к коммерциализации;

6) рост количества малых и средних предприятий, которые сотрудничают с Ресурсным центром;

7) повышение численности и важности привлеченных инвестиций;

8) рост числа продуктов, подготовленных к коммерциализации.

Ожидаемые эффекты и результаты деятельности РЦ, необходимые для мониторинга и аудита, приведены ниже (Табл. 1).

Заключение

На сегодняшний день изменение ситуации по коммерциализации интеллектуальной собственности можно усовершенствовать созданием ресурсных центров, выполняющих функцию продаж. Такие центры осуществляют взаимодействие с заказчиками благодаря информационному, маркетинговому и методическому обеспечению научных и образовательных продуктов.

Для успешного решения задач ресурсные центры нуждаются в системе управления, как самостоятельного структурного подразделения, а затем в формате МИП.

Таблица 1

Эффекты от реализации программы

 

№ п/п

Эффекты

Содержание

1.

Управленческие

1. Внедрение новой организационно-управленческой структуры продвижения образовательных и научных продуктов.

2. Внедрение проектного подхода в управление интеллектуальной собственностью.

3. Разработка инновационной системы оценки качества РИД.

4. Разработка целевой программы взаимодействия с организациями-заказчиками.

2.

Организационные

1. Разработка механизмов организации деятельности с привлечением организаций-заказчиков.

2. Механизм организации практического обучения НПР кафедр созданию и продвижению научных и образовательных продуктов.

3. Внедрение проектных механизмов взаимодействия при организации процесса создания и реализации научных и образовательных продуктов.

3.

Экономические

1. Формирование заказа на разработку образовательных и научных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков.

2. Создание современной технологии создания и продвижения образовательных и научных продуктов.

3. Повышение доходов вуза.

 

 

[1]Далее – используется термин вузы, если иное не определено в тексте.

Список литературы

1. Калинина И.А. Роль инноваций в образовании, экономике и управлении в развитии научного потенциала университета экономического профиля. // Перспективы науки. – 2016. – № 12 (87). – С. 71–74.

2. Масленников В.В., Калинина И.А. Модель коммерциализации инноваций по инициативе заказчика. // Наука и бизнес: пути развития. – 2016. – № 11. – С. 39–42.

3. Масленников В.В. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР. – Москва, – 1991.

4. Масленников В.В., Селянская Г.Н. Коммерциализация управленческих «ноу-хау» в экономическом вузе. // Наука и практика. – 2014. – № 1 (13). – С. 36–47.

5. Масленников В.В. Бакалавриат по специальности «Менеджмент» в контексте перехода к инновационной экономике. // Управленческие науки. – 2013. – № 1. – С. 41–43.

6. Масленников В.В., Слободник В.И. Государственный заказ: формирование и анализ. – Москва, – 1990.

7. Масленников В.В. и др. Механизмы сетевого управления распределенным университетом. – Москва, – 2014.

8. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Построение системы управления организациями сферы услуг. // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 3-2 (80-2). – С. 562–564.

Войти или Создать
* Забыли пароль?