Москва, г. Москва и Московская область, Россия
«Визитными карточками» бренда и имиджа вузов, местом проведения деловых встреч с отечественными и зарубежными партнерами выступают инновационные площадки. В вузах технической направленности ими являются центры трансфера технологий, а вузы экономического профиля ведут активный поиск форм управления интеллектуальной собственностью в экономическом вузе. Поиск решений в этой области выявил эффективность создания ресурсных центров, которые позволяют изменить ситуацию с использованием интеллектуальной собственности в вузе .
интеллектуальная собственность, ресурсный центр, малое инновационное предприятие, модели управления.
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ по теме «Влияние социокультурной среды на формирование научного потенциала современного ученого-исследователя в России и Монголии», номер проекта 17-23-03003.
Постановка проблемы.
Многие вузы экономического профиля[1] оказались неготовыми к реализации экономико-управленческих инноваций (ЭУО), что требует от менеджмента разрешения следующих противоречий:
• недостаточная динамика включения НПР кафедр в решение непрерывно изменяющихся потребностей развития организаций-заказчиков, длительный период выполнения исследований в рамках собственных интересов, без учета востребованности результатов в экономике [4];
• неоптимальное сочетание относительной свободы структур, занятых формированием и продвижением научных и образовательных продуктов и сохраняющимися жесткими вертикальными управленческими связями [5];
• отсутствие системы маркетинга в условиях всестороннего учета динамично меняющегося спроса на научные и образовательные продукты, и одновременным перенасыщением рынка научных и образовательных продуктов бумажными отчетами и результатами интеллектуальной деятельности (РИД), не позволяющих заказчикам применять в своей деятельности [6];
• усиление конкурентной борьбы среди вузов, консалтинговых компаний за деньги организаций-заказчиков в условиях нарастающего дефицита бюджетных доходов и резкого снижения престижа фундаментальных и прикладных научных исследований [7];
• возросшие требования организаций-заказчиков к уровню научных и образовательных продуктов и неспособностью вуза удовлетворить эти требования, низкой оценкой качества НИР самим вузом и оценкой работодателя [2];
• возможность организации методического сопровождения научных и образовательных продуктов непосредственно в организациях и неумением ею воспользоваться из-за отсутствия управленческих компетенций по выполнению менеджерских функций сотрудников вузов.
Основная часть.
Современным подходом к менеджменту, способным изменить ситуацию с использованием интеллектуальной собственности в вузе выступает создание ресурсных центров (РЦ). Они создаются либо как структурные подразделения ВУЗов, либо получают самостоятельный статус в рамках различных организационно-правовых форм [8], что для создания и продвижения научных и образовательных продуктов имеет ряд существенных недостатков.
РЦ выступают в вузе своего рода «системными интеграторами», осуществляющими информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение научных и образовательных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков.
Возможности и перспективы развития РЦ приведены ниже (Рис. 1).
Рис. 1. Возможности и перспективы развития РЦ
Основные аспекты создания и развития РЦ включают 5 направлений выбора решений:
- Организационно-правовые формы создания и функционирования РЦ.
- Модели финансирования и распределения результатов деятельности РЦ.
- Маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение научных разработок вуза, поиск и организацию совместных проектов с высокотехнологичными российскими международными компаниями.
- Мероприятия, направленные на внедрение и сопровождение разработок.
- Методы оценки результатов деятельности РЦ и способов проведения аудита.
Образование РЦ в качестве структурного подразделения. В этом случае РЦ – не является самостоятельным юридическим лицом, что влечет за собой ограничения видов его деятельности, форм партнерских отношений, самостоятельного распоряжения привлеченными финансовыми средствами и др. Существует опасность, что РЦ загрузят непрофильными задачами и цель продвижения научных и образовательных продуктов не будет достигнута [8].
Система управления РЦ в качестве самостоятельного структурного подразделения приведена (Рис. 2).
Образование РЦ на основе соучредительства вуза, представителей кафедр и организаций-партнеров – малое инновационное предприятие (МИП). В этом случае отсутствует бюджетное финансирование. Однако при этом РЦ изначально поставлен в такие условия, которые способствуют саморазвитию, гибкости, быстрой реакции на изменения тенденций в экономике.
С учетом сказанного предлагается поэтапное развитие РЦ: сначала в качестве структурного подразделения и позднее, по мере развития научных и образовательных продуктов – в формате МИП.
Рис. 2. Система управления Ресурсным центром вуза
Деятельность РЦ будет способствовать эффективному решению следующих задач:
1. Создание в ОНЦ «Менеджмент» условий для организации продвижения образовательных и научных продуктов, соответствующих современным стратегиям развития Университета и обеспечивающего успешный переход на взаимодействия с организациями-заказчиками на новых принципах.
Обеспечение коммерциализации образовательной и научной деятельности квалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации НПР в данной сфере.
2. Создание системы управления качеством НИР на основе удовлетворения запросов организаций-заказчиков.
3. Внедрение новых форм и технологий организации взаимодействия с организациями-заказчиками, обеспечивающих повышение собственной мотивации НПР, а также их готовности прогнозировать потребности практики в результатах научных и образовательных новшествах.
Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается организовать из четырех модулей:
Модуль 1. Модели и механизмы научно‐методического сопровождения развития новых научных и образовательных продуктов.
Модуль 2. Технологии обучения НПР новым формам и технологиям взаимодействия с организациями-заказчиками. Для этого потребуется учебный модуль по программам разработки и продвижения научных и образовательных продуктов.
Модуль 3. Система организации процесса работы виртуального портала с научными и образовательными продуктами (организационно‐управленческий, нормативно‐законодательный, методический компоненты). Ресурсный центр обеспечивает представление научных и образовательных продуктов в дистанционной форме [1, 2, 4].
Механизмы взаимодействия сети организаций-заказчиков и РЦ:
< >сформированный и нормативно закрепленный способы согласования заказов на научные и образовательные продукты;способы учета меняющихся требований организаций как главных заказчиков к качеству научных и образовательных продуктов;форматы участия организаций-заказчиков в деятельности кафедр ОНЦ в целях достижения соответствия спроса и предложения на научные и образовательные продукты (как в количественном, так и в качественном отношении). Модель «Договор НИР».Модель «Лицензионный договор».Модель «Продажа образовательного / научного продукта».
Модель «Договор НИР». В рамках этой модели выполняется НИР, предметами которого является выполнение заказа на создание образовательных и управленческих новшеств, связанных с образовательными или управленческими технологиями.
Модель «Лицензионный договор» предполагает продажу лицензии на использование образовательных и научных продуктов. В этом случае РЦ выступает своего рода «оператором», деятельность которого связана с передачей организации-заказчику на определенных коммерческих условиях прав использования образовательных и научных новшеств при сохранении за кафедрами прав на эти объекты.
Модель «Продажа образовательного / научного продукта». В перспективе возможно рассмотрение модели «совместное предприятие». Модель предусматривает формирование специального юридического лица – малого предприятия университета со смешанным университетским и частным капиталом для развития приоритетных образовательных и научных продуктов с целью их последующей коммерциализации.
Эту модель целесообразно использовать в областях, где трудно разделить ответственность между партнерами. Суть модели –софинансирование учредителей малого предприятия на основе финансирования обладающих масштабным кумулятивным эффектом проектов создания образовательных и научных новшеств.
Управление деятельностью ресурсного центра. Руководство Центром осуществляет директор. Организационно-функциональная структура управления РЦ варьируется в зависимости от направлений деятельности и имеющихся ресурсов (Рис. 3).
Рис. 3. Организационно-функциональная структура управления РЦ
В РЦ могут быть организованы отделы:
– организации связи с общественностью;
– маркетинга;
– информации, статистики, анализа и прогнозов;
– диагностики и мониторинга.
РЦ использует проектный принцип деятельности, когда подбираются специалисты под решение определенной задачи и на необходимый срок. Это позволяет содержать небольшой штат универсальных профессионалов и привлекать внешних специалистов на основе договора возмездного оказания услуг, на выполнение целевых программ, оплата труда производится с учетом конечного результата.
Основные индикаторы успешной деятельности Ресурсного центра экономического вуза:
1) увеличение количества РИД и ценности коммерческих предложений по созданию продуктов, подготовленных к коммерциализации;
2) рост количества новых потребителей и инвесторов, с которыми проводились переговоры;
3) увеличение НИР, которые финансируются за счет средств, полученных от коммерциализации РИД;
4) увеличение количества и значимости совместных исследовательских контрактов с потенциальными заказчиками разработок;
5) рост числа и ценности стратегических контрактов НИР с точки зрения перспектив создания по их результатам продуктов, подготовленных к коммерциализации;
6) рост количества малых и средних предприятий, которые сотрудничают с Ресурсным центром;
7) повышение численности и важности привлеченных инвестиций;
8) рост числа продуктов, подготовленных к коммерциализации.
Ожидаемые эффекты и результаты деятельности РЦ, необходимые для мониторинга и аудита, приведены ниже (Табл. 1).
Заключение
На сегодняшний день изменение ситуации по коммерциализации интеллектуальной собственности можно усовершенствовать созданием ресурсных центров, выполняющих функцию продаж. Такие центры осуществляют взаимодействие с заказчиками благодаря информационному, маркетинговому и методическому обеспечению научных и образовательных продуктов.
Для успешного решения задач ресурсные центры нуждаются в системе управления, как самостоятельного структурного подразделения, а затем в формате МИП.
Таблица 1
Эффекты от реализации программы
№ п/п |
Эффекты |
Содержание |
1. |
Управленческие |
1. Внедрение новой организационно-управленческой структуры продвижения образовательных и научных продуктов. 2. Внедрение проектного подхода в управление интеллектуальной собственностью. 3. Разработка инновационной системы оценки качества РИД. 4. Разработка целевой программы взаимодействия с организациями-заказчиками. |
2. |
Организационные |
1. Разработка механизмов организации деятельности с привлечением организаций-заказчиков. 2. Механизм организации практического обучения НПР кафедр созданию и продвижению научных и образовательных продуктов. 3. Внедрение проектных механизмов взаимодействия при организации процесса создания и реализации научных и образовательных продуктов. |
3. |
Экономические |
1. Формирование заказа на разработку образовательных и научных продуктов в соответствии с потребностями заказчиков. 2. Создание современной технологии создания и продвижения образовательных и научных продуктов. 3. Повышение доходов вуза. |
[1]Далее – используется термин вузы, если иное не определено в тексте.
1. Калинина И.А. Роль инноваций в образовании, экономике и управлении в развитии научного потенциала университета экономического профиля. // Перспективы науки. – 2016. – № 12 (87). – С. 71–74.
2. Масленников В.В., Калинина И.А. Модель коммерциализации инноваций по инициативе заказчика. // Наука и бизнес: пути развития. – 2016. – № 11. – С. 39–42.
3. Масленников В.В. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР. – Москва, – 1991.
4. Масленников В.В., Селянская Г.Н. Коммерциализация управленческих «ноу-хау» в экономическом вузе. // Наука и практика. – 2014. – № 1 (13). – С. 36–47.
5. Масленников В.В. Бакалавриат по специальности «Менеджмент» в контексте перехода к инновационной экономике. // Управленческие науки. – 2013. – № 1. – С. 41–43.
6. Масленников В.В., Слободник В.И. Государственный заказ: формирование и анализ. – Москва, – 1990.
7. Масленников В.В. и др. Механизмы сетевого управления распределенным университетом. – Москва, – 2014.
8. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Построение системы управления организациями сферы услуг. // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 3-2 (80-2). – С. 562–564.