НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты исследования социальной устойчивости студентов высших учебных заведений России по основным факторам ее формирования: проблемы и пути повышения культуры в студенческой среде, особенности отношения студентов к спорту, забота о своем здоровье, особенности и эффективность формирования личной организованности студентов, готовность студентов к реальной деятельности, активность участия студентов в студенческом самоуправлении, гендерные особенности формирования социальной устойчивости студентов, готовность студенческой молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. Результаты мониторинга свидетельствует о необходимости более целенаправленной работы университетов, направленных на повышение социальной устойчивости студенческой молодежи. Представлен практический опыт и результаты реализации поэтапной системы управления формированием социальной устойчивости студентов в региональном вузе.

Ключевые слова:
студент, социальная устойчивость, проблемы и опыт управления регионального вуза.
Текст

Введение

 Одной из главных задач, стоящих перед системой высшего образования, является выработка современной, адекватной времени, задачам общества, социальным и культурным запросам молодежи стратегии управления качеством образования.

Подготовка специалиста в системе высшего образования должна быть ориентирована на обеспечение его конкурентоспособности, самостоятельности, инициативы,  готовности к жизни в современных условиях - того, что обеспечивает успешное личностное и профессиональное становление молодежи.

Одним из признаков конкурентоспособности личности, ее адаптации к современным условиям является высокая социальная устойчивость. Поэтому высшая школа должна делать акцент на управление на воспитание социально устойчивых выпускников, способных быстро перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной жизни и социума, умеющих постоянно совершенствоваться, искать пути реализации профессиональных знаний, умений, навыков, отстаивая при этом свои взгляды и сохраняя личностные позиции.

Проблема, конечно, сложна и многогранна, однако в отечественной науке она затрагивалась косвенно и, как правило, при обсуждении проблем социализации личности. Значительный вклад в развитие представлений об устойчивости личности внесли: Б.Г. Ананьев [1], Л.И. Анциферова [2], Л.И. Божович [3], Б.С. Братусь [4], Л.С. Выготский [5], Л.А. Головей, В.А. Данилова, Г.С. Никифоров [6], А.В. Петровский [7], Л.Ю. Сироткин [8] и др. В зарубежной литературе эту проблему затрагивали Л. Колберг [9], А. Маслоу [10],  Г. Оллпорт [11], К. Роджерс [12].

Социальную устойчивость личности Е.М. Ефимова [13]   определяет как комплексную характеристику, которая представляет собой устойчивую систему внутренних взглядов, убеждений, принципов, социально-нравственных качеств, базирующихся на освоенных культурных нормах и ценностях, позволяющую индивидууму сохранять свои личностные позиции и интересы, проявлять гибкость  в принятии решений, развиваться и адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

В основе теории социальной устойчивости лежит механизм сбалансированного взаимодействия технических возможностей общества и морально-этических регуляторов в нем [14].

Личность, как известно, начинает формироваться еще с детского сада и со школьной скамьи, но  продолжает совершенствоваться всю жизнь человека. Однако решающим испытанием для устойчивости личности являются все же студенческие годы, когда человек стоит на пороге между детством и взрослой жизнью. Это время, которое дано человеку для получения навыков, нужных будущему специалисту, чтобы выживать в условиях рыночной конкуренции. Для этого необходимы не только знания, но и способность ориентироваться в обществе, чувствовать себя уверенно.

Устойчивость определяется как способность личности учитывать и даже противодействовать влиянию внешних воздействий. Если текущее состояние при этом не сохраняется, то такое состояние называется неустойчивым. Снять черту

По мнению Т.А. Кардон, социальная устойчивость студента представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя способность противостоять негативному влиянию окружающей среды, критически оценивать свои поступки, принимать правильные решения в ситуации выбора [15].

По своей сущности социальная устойчивость выпускника есть отражение личностью общественных отношений и ее позиции к этим отношениям. Являясь формой самоопределения личности, социальная устойчивость отражает действительность не пассивно, а посредством общественных отношений, не абстрактно, а сквозь призму потребностей личности.

Наше понимание социальной устойчивости выпускника предполагает готовность к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, преодолению влияния внешних факторов и обстоятельств на основе личной организованности, способности к обучению в вузе, повышения экономической самостоятельности и конкурентооритентированности, владения культурой поведения в обществе, хорошим здоровьем и высокой работоспособностью, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства [16].

Основной целью исследования, выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства, является анализ факторов, определяющих уровень социальной устойчивости студентов региональных вузов России и  готовности российского студенчества к будущей профессиональной деятельности, разработка на этой основе комплекса образовательных технологий, направленных на повышение социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников российских вузов, научно-методическое обеспечение управления этими процессами.

Объектом нашего исследования являются студенты региональных государственных высших учебных заведений России, а предметом изучения – система формирования их социальной устойчивости в современных экономических условиях.

Главной проблемой исследования является социальная устойчивость российского студенчества.

Генеральная совокупность исследования – это студенты  высших учебных заведений России, в основном наиболее типичных, региональных университетов.

В выборочную совокупность были отобраны 403 студента из 13 государственных вузов Российской Федерации, представляющих 5 федеральных округов, в том числе вузы Екатеринбурга, Краснодара, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары, Ставрополя, Таганрога и других городов Российской Федерации.

Возраст опрошенных студентов составил: 17 лет (7%), 18 лет (28), 19 лет (26), 20 лет (17), 21 год (11), 22 года (7), 23 года (2), 24 года (1), старше 24 лет (2%), средний возраст опрошенных нами студентов - 19 лет.

33% участников мониторинга обучались на первом курсе университетов, 27% - на втором, 17% - студенты третьего курса, 14% - студенты четвертого курса, а 9% опрошенных обучались в магистратуре.

В результате исследования предложены и проверены на практике специальные образовательные технологии, направленные на повышение социальной устойчивости российских студентов и их подготовку к реальной послевузовской жизнедеятельности.

Основные итоги мониторинга

 Культура в студенческой среде

 Личностная культура студента выражается в устойчивом умении сохранять собственное достоинство и не унижать достоинство другого (будь то однокурсник или же преподаватель); уважать их индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; а также всегда поддерживать свой статус студента вуза [17, с. 92].

Культурная сфера интересна и важна для 90% опрошенных студентов. Источниками своей информированности о культурной жизни страны студенты назвали: Интернет - 50%, СМИ - 19, книги и журналы - 15, общение с интересными людьми - 11%. Каждый пятый студент (20%) посещает культурные мероприятия не реже одного раза в месяц, реже, но стремятся к этому - 41, совсем редко - 34, вовсе не проявляют интереса - 6%.

Только 30% студентов читают классическую и специальную литературу, расширяют свой кругозор, в тоже время совсем не читают книг - 19% опрошенных.

Тем не менее считают себя культурными и воспитанными людьми - 84,1% студентов, и только 15,9% относятся к такой оценке самокритично.

Личная организованность студентов

 Студентам был задан вопрос, используют ли они в своей практике инструменты планирования своей жизни и деятельности.

39,2% студентов ничего не записывают, свои планы пытаются держать в голове. Вообще не планируют свои дела, живут одним днем 33,3% студентов,  24,4% используют для планирования обычные листы бумаги, блокноты. Обычным еженедельником или записной книжкой пользуются 21% студентов, электронной записной книжкой - 11,5,  специальным "Еженедельником студента", нацеливающим на высокую самоорганизацию студенческой жизни, -  3,9% (табл. 1).

                                                                                                                          Таблица 1

Использование студентами еженедельников и других инструментов планирования личной деятельности

п/п

Варианты ответов

Всего,

%

В том числе

муж., %

жен., %

1

Ничего не записывают, стараются все держать в голове

39,2

40,0

39,1

2

Используют любой блокнот, тетрадь или лист бумаги, которые оказались под рукой

 

 

24,4

12,0

27,2

3

Пользуются обычным еженедельником или ежедневником

21,0

17,4

21,9

4

Пользуются электронной записной книжкой

 

 

11,5

30,6

7,0

5

Пользуются специальным "Еженедельником студента"

3,9

-

4,8

 

Итого

100,0

100,0

100

 

 

30% студентов никогда не составляли для себя план жизни и деловой карьеры, половина из них хотела бы это сделать, но пока не знают как, 34,2% составили такие планы и пытаются им следовать.

53,9% респондентов оценивают свою организованность как среднюю, пытаются организовываться, но у них не получается, 38,9% полагают свой уровень личной организованности высоким, стараются жить и учиться по системе, а 7,2% заранее считают себя неорганизованными людьми и не пытаются это изменить.

В целом организованным может считаться студент, обладающий активной жизненной позицией и высоким уровнем мотивации, способный не только ставить перед собой высокие цели и определять конкретные пути и средства их достижения, но и достигающий запланированных результатов.

Забота о здоровье, спорт и работоспособность в жизни студентов

 Здоровье студента выступает фактором, определяющим не только гармоничное развитие студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности

Интерес к спорту у опрошенных студентов проявляется следующим образом: 35,5% несколько раз в неделю ходят в тренажерный зал (фитнес-клуб); 21,6% не занимаются спортом и физической культурой, не находят на это времени; 14,1% на протяжении долгого времени раньше занимались в разных спортивных секциях; 9,4% занимаются спортом профессионально уже много лет, имеют спортивные разряды.

48,6% студентов делают утреннюю гимнастику по настроению, 40,9% вообще не делают, и только 10,5% делают это регулярно.

За своим питанием совсем не следят 20% опрошенных, 65% стремятся к здоровому питанию, но это получается у них не всегда, а руководствуются правильным рационом питания только 15%. Режим сна (7-8 часов) соблюдают 34% студентов, 5-6 часов спят 54%, менее 5 часов в сутки - 12%.

Организаторские качества, способность взаимодействовать с людьми, участие в студенческом самоуправлении

 Под этим понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом, в коллегиальных органах студенческого самоуправления. 

Респондентам был задан вопрос: «Насколько активно Вы принимаете участие в работе студенческих органов самоуправления?». 15,1% не участвуют в студенческом самоуправлении; 12,9% участвуют активно; 8,4% участвуют как исполнители, а 4,2% вообще не знают о существовании подобных структур в вузе.

Готовность студентов к реальной деятельности

 Реалии нашего времени таковы, что требования жизни к выпускникам вузов с каждым годом становятся все выше и жестче. Успеха в борьбе за место в солидной фирме добиваются лишь те молодые люди, которые мыслят экономическими категориями, у которых есть деловая хватка и развиты предпринимательские качества.

74% студентов считают, что вуз должен поддерживать студенческий бизнес как на стадии его организации, так и в дальнейшем. Из них 28% заявили, что нуждаются в поддержке вуза на основе специального обучения, 37% - в виде организации совместного бизнеса, 22% - в информационной поддержке.

Почти каждый пятый из опрошенных пытался организовать собственный бизнес, но получилось это только у одного из десяти. 50% фирм, организованных студентами, в основном ведут свою деятельность в сфере услуг, остальные занимаются торговлей, интернет-бизнесом и т.д. Симптоматично, что производством пробовали заниматься лишь единицы, что, на наш взгляд, связано с серьезной конкуренцией и большими материальными затратами (для студента просто неподъемными) при выходе на рынок [18, с. 130].

Основным мотивом создания своего бизнеса для студентов является стремление к самореализации. Второй по значимости фактор - независимость и инновационность. Предпринимательство для молодых людей является способом проявить себя [18, с. 132].

Процесс формирования предпринимательского потенциала молодежи должен носить системный и поэтапный характер, когда на каждом из этапов определены конкретные задачи и методы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов.

Гендерные особенности формирования социальной устойчивости студента

 Гендерная структура общества влияет на формирование устойчивого социального поведения молодых людей, определяя совокупность представлений о статусном положении того и другого пола, формирующихся у юношей и девушек стереотипов полоролевого поведения. Особенности гендерной структуры общества и их восприятие юношами и девушками влияют на различные аспекты их самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

В ходе исследования нами изучены мотивы выбора студентами направления обучения. 30,6% юношей отмечают важность престижности направления,  девушки - 17,7%.

                                                                                                                    Таблица 2

Мотивы выбора направления обучения в вузе

№ п/п

Варианты ответов

Всего,

%

В том числе

муж., %

жен., %

1

Престижное направление, в перспективе смогут иметь высокий размер заработной платы

20,1

30,6

17,7

2

Направление соответствует моим интересам и способностям

54,1

20,0

61,9

3

Выбор данного направления сделан родителями

4,8

12,0

3,0

4

Пришел учиться на данное направление за компанию с друзьями

2,5

2,7

2,4

5

Пришел учиться случайно  по результатам ЕГЭ

13,6

14,7

13,4

6

Другие мотивы

4,9

20,0

1,6

 

 Итого

100,0

100,0

100,0

 

 

Девушки преимущественно выбирают направление подготовки с учетом своих личных интересов и способностей (61,9%). У юношей  этот показатель намного ниже (20%). У 12% юношей выбор направления подготовки был сделан родителями, у девушек – таких всего 3%. Это говорит о большей самостоятельности в данном случае у девушек. Примерно одинаковое количество студентов разных гендерных групп пришли учиться на свои направления за компанию с друзьями (2,7% юношей и 2,4% девушек). Вариант ответа «пришел учиться случайно по результатам ЕГЭ» также был выбран юношами (14,7%) и девушками (13,4%) почти одно и то же количество раз (табл. 2).

Больше половины юношей (58,7%) и девушек (68,9%) процесс обучения нравится, однако они испытывают трудности по некоторым учебным дисциплинам. Значительно меньше и в превосходстве юношей выражено нежелание учиться на протяжении всего семестра (в основном они берутся за учебу во время сессии).

Как правило, основной деятельностью студента в период обучения является учеба. Так,  30,2% девушек старательно учатся, имеют высокую успеваемость. И это наибольший процент опрошенных среди других вариантов ответов. У студентов-юношей предпочтения несколько отличаются. Наибольшее количество (25,9%) занимаются творческой деятельностью (самодеятельность, искусство), а уделяют время учебе всего 22,9%, что на 7,3% меньше, чем у  девушек. В два раза меньше студентов-девушек занимаются творчеством. 6,5% девушек   отдают предпочтение спорту, 14,9% - юношей. А вот процент девушек, предпочитающих развлечения, наоборот, в два раза больше процента юношей (26,4 и 13,8% соответственно).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что лишь 10,7% юношей начали заниматься научно-исследовательской работой с первого курса. Девушек, выбравших этот вариант ответа, почти в два раза больше (19,8%). К сожалению, больше половины всех респондентов пока не принимали участие в НИР - это 58,7% юношей и 54,8% девушек.

Заметны различия между юношами и девушками в том, к кому они обращаются за советом при возникновении проблем в научно-исследовательской работе. Около 53% юношей просят помощи у коллег-студентов, в то время как число таких девушек составляет 22,7%. Зато к научным руководителям обращаются больше девушки – 35%, у юношей этот показатель составляет 22,7%. К аспирантам кафедры обращаются 9,6% юношей и вдвое больше девушек – 18,7%. Это говорит о желании выполнять более качественные научные работы и получать опыт, взаимодействуя с научным руководителем и аспирантами кафедры.

Если профессиональным спортом можно заниматься по желанию, то делать утреннюю зарядку необходимо всем для поддержания здоровья. Однако не все это понимают. Так,  около 51% юношей не делают утреннюю гимнастику никогда. Девушек немного меньше – 38,8%. И лишь 13,3% юношей и 9,7% девушек делают утреннюю гимнастику ежедневно.

Готовность студенческой молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства

 Немаловажным фактором формирования социальной устойчивости студентов является готовность молодежи к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства. 

Важнейшим социальным институтом человечества, основной ячейкой общества является семья. Именно в ней развертывается процесс социализации, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях жизни, общества.

Что же касается готовности студентов к созданию своей семьи, то лишь 8% юношей и 11,8% девушек чувствуют себя психологически и финансово готовыми к созданию семьи, соответственно 44 и 36,3% имеют желание создать семью, но не имеют возможности обеспечить себя и свою семью. Считают себя неготовыми к созданию своей семьи – 48,2% опрошенных.

Проведенный опрос позволил выявить отношение студенческой молодежи к созданию семьи. 46,8% считают себя вообще не готовыми к созданию семьи и взятию на себя ответственности за это; 37,8% не готовыми к созданию семьи, не хотят брать на себя ответственность и обязательства на данный момент; 11,1% считают, что психологически и финансово готовы.

Поэтапная система управления формированием социальной устойчивости студентов

 На наш взгляд, обеспечение социальной устойчивости миллионов российских студентов на основе разработки и использования специальных образовательных технологий является социально значимой и реальной задачей высшей профессиональной школы.

Очень важно в процессе профессиональной подготовки обучить студентов российских вузов умению жить в условиях рыночной экономики: грамотно строить свою карьеру; воспитать в себе современную организационную культуру; эффективно использовать время и управлять собственной жизнедеятельностью; повышать свою экономическую самостоятельность; умело управлять домашним хозяйством, семьей и семейной экономикой.

Именно такой инновационный проект несколько лет осуществляет Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Уже в первом семестре обучения бакалавров в рамках годичного учебного курса "Введение в профессию» студенты обучаются специальному курсу "Управление личной карьерой". Основными модулями этого курса являются два: как учиться в вузе; технологии личной карьеры.

В этот же период - уже на первом курсе - студенты-первокурсники получают первую бизнес-практику: предъявляя свои резюме, пытаются устроиться на работу и затем коллективно на занятиях анализируют итоги своих усилий, пишут курсовую  работу «Моя карьера» (табл. 3).

                                                                                                                         Таблица 3

 Поэтапная система формирования социальной устойчивости студентов бакалавриата на основе освоения ими специальных образовательных технологий в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства

Специальные образовательные технологии (специальные учебные курсы)

Периоды обучения

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

1. Интенсивное введение в профессию (курс "Управление личной карьерой")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование современной организационной культуры (курс "Организационное поведение")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Овладение навыками  самоорганизации (курс "Персональный менеджмент")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций (курс "Основы предпринимательской деятельности")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Содействие продвижению женщин в бизнесе и менеджменте (курс "Гендерные менеджмент")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Овладение искусством менеджмента в домашнем хозяйстве и семье (курс "Менеджмент в домашнем хозяйстве")

 

 

 

 

 

Условные обозначения: 

                         - теоретический курс

                         - предварительная подготовка к теоретическому курсу в студенческих фирмах института студенческих лидеров 

Пропали символы

На второй год обучения университет делает акцент на формирование культуры студентов, понимание ими сущности культуры, своего имиджа, внешнего вида, личного поведения, своей речи в повседневной и профессиональной жизни. В рамках учебного курса «Организационное поведение» студенты осваивают привила построения взаимоотношений с преподавателями и однокурсниками, выполняют научно-исследовательские работы, учатся писать научные статьи, принимают участие во всероссийских конкурсах научных работ. Они обучаются искусству самоорганизации, управления собственной жизнедеятельностью — персональному  менеджменту.

В рамках этого направления инновационной образовательной программы в течение ряда лет в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства читается специальный учебный курс «Персональный менеджмент». В основе курса лежит обучение студентов технологиям планирования своего времени на год, месяцы, недели и дни, выбору приоритетов деятельности, технике личной организации, методам повышения работоспособности и сохранения здоровья. В течение всего периода обучения студенты используют «Еженедельник студента», а на заключительной фазе - «Еженедельник менеджера» или «Еженедельник предпринимателя».

Переход к рыночным отношениям поставил перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства среди молодежи. Людей бизнеса отличают активность, преданность своему делу, инициативность, умение нести личную ответственность. Поэтому на третьем году обучения бакалавров студенты университета обучаются основам предпринимательской деятельности. В рамках этого курса они осваивают алгоритм открытия собственного дела (бизнес-идея, бизнес-план, юридическое оформление и т.д.), учатся взаимодействию с органами исполнительной власти региона и предпринимательской средой, делают доклады на конференциях, форумах, круглых столах по вопросам развития малого бизнеса, приобретают предпринимательские компетенции в рамках участия в деятельности фирм института студенческих лидеров, открывают реальные коммерческие предприятия.

Особая забота университета – продвижение студентов-девушек в бизнесе и менеджменте. Для женской, большей половины нашего студенчества подготовлено специальное пособие.

На заключительном, четвертом году обучения бакалавров, когда студенты готовятся и к созданию своих семей, они познают науку ведения домашнего хозяйства по  учебному пособию «Менеджмент в домашнем хозяйстве». Изучают процесс подготовки и защиты бакалаврских работ. 

Реализация системы формирования социальной устойчивости студенчества на основе комплекса специальных образовательных технологий позволяет студентам Пензенского государственного университета архитектуры и строительства и других высших учебных заведений более надежно планировать развитие своей профессиональной деятельности в условиях постоянно возрастающей конкуренции на рынке труда, подкрепляется удачным  трудоустройством и успешной жизненной траекторией.

Научно-методическое обеспечение системы управления формированием социальной устойчивости студентов

 Для реализации поэтапной системы управления формированием социальной устойчивости студентов в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства разработано методическое обеспечение.

Специальный курс «Управление личной карьерой» обеспечен разработанным в университете и изданными в московском издательстве ИНФРА-М учебником: «Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры», а также учебными пособиями «Основы личной конкурентоспособности» и «Карьерный менеджмент» [19, 20, 21].

В качестве методического обеспечения второго этапа формирования социальной устойчивости разработаны учебник «Организационное поведение» [22] и практикум «Организационное поведение», содержащий деловые игры, ситуации для практических занятий [23]. Подготовлено специальное учебное пособие «Формирование организационной культуры в студенческой среде», защищена диссертация на эту тему [24].

Для обеспечения третьего этапа реализации системы управления формированием социальной устойчивости подготовлен и выдержал уже несколько изданий первый в России вузовский учебник по этому направлению - «Персональный менеджмент» [25], учебник «Основы предпринимательской деятельности», «Еженедельник предпринимателя» [26, 27].

Для женской части студенчества издано специальное пособие "Менеджмент: технологии продвижения женщин в менеджменте и бизнесе" [28].

Для обучения студентов менеджменту в домашнем хозяйстве и приемам обеспечения семейного благополучия подготовлено учебное пособие "Менеджмент в домашнем хозяйстве" [29].

На заключительном этапе обучения при подготовке  и защите бакалаврских работ разработано учебное пособие "Менеджмент: бакалаврская работа" [19].

Выводы и рекомендации

В статье предложено определение социальной устойчивости выпускника современного университета. Его социальная устойчивость понимается как готовность к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, преодолению влияния внешних факторов и обстоятельств на основе личной организованности, способности к обучению в вузе, повышения экономической самостоятельности и конкурентоориентированности, владения культурой поведения в обществе, хорошим здоровьем и высокой работоспособностью, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточном уровне социальной устойчивости студентов региональных вузов, а именно: слабой личной организованности, отсутствии у большинства планов жизни и профессиональной карьеры, неумении планировать свое время, контролировать и поддерживать здоровье.

В  Пензенском государственном университете архитектуры и строительства накоплен  многолетний успешный опыт управления социальной устойчивостью студентов, разработаны и реализованы специальные образовательные технологии, позволяющие: обучить студентов управлению личной карьерой, сформировать высокую организационную культуру, привить навыки высокой личной организованности, повысить уровень экономической самостоятельности, подготовить к формированию семьи и ведению домашнего хозяйства, содействовать продвижению девушек в бизнесе и менеджменте.

На основе результатов исследования и обобщения опыта внеучебной работы со студентами в российских вузах разработано научно-методическое обеспечение системы повышения социальной устойчивости студенчества: учебники, практические пособия, монографии.

Широкое использование внутривузовский системы управления формированием социальной устойчивости студенчества позволит студентам вузов России более успешно планировать развитие своей жизни и профессиональной деятельности в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда, обеспечить хорошее трудоустройство и успешную жизненную траекторию.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. «Издательство СПб: Питер, 2007

2. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Москва. - Изд-во: "Когито-Центр" 2006

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

6. Никифоров Г. С. Здоровая личность. Издательство: "Речь" 2013

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

8. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1992. - 176 с

9. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.

10. Маслоу А. Мотивация и личность – СПб.:Питер, 2012-352 с.

11. Оллпорт Г.Становление личности. Изд-во: Смысл, 2002.

12. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Изд-во «Эксмо-Пресс» 2001

13. Ефимова Е.М. Методы формирования социальной устойчивости личности в условиях высшего профессионального образования //Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. - №3. – 2012. – с.56.

14. Омарханова Ж.М., Мусин Р.М. Социальная устойчивость: проблемы исследования и анализа // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. - №57-1. – 2013. – с.63.

15. Кардон Т.А. Формирование социальной устойчивости у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: диссертация на соискание ученой степени к.п.н. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева - 2010

16. Резник С.Д. По этапам адаптации. Кому учить студентов жить?//Поиск, №42, 2016

17. Резник С.Д., Черниковская М.В.Управление личностной культурой студенчества — важный фактор повышения социокультурного уровня общества//Russian Journal of Management. 2014. Т. 2. № 2. С. 91-97.

18. Резник С.Д., Черницов А.Е. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений – М.: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.

19. Менеджмент: бакалаврская работа. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника.- М.: Инфра-М, 2014

20. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / Резник С.Д., Игошина И.А.-М.: ИНФРА-М, 2014.

21. Основы личной конкурентоспособности. Учебное пособие с грифом УМО. / Резник С.Д., Сочилова А.А. - М.: ИНФРА-М, 2012.

22. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры Учебник / Резник С.Д., Игошина И.А. - М.: ИНФРА-М, 2014.

23. Организационное поведение. Учебник для вузов с грифом Минобрнауки РФ. / Резник С.Д. - М.: Инфра-М, 2013.

24. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учебное пособие Резник С.Д., Игошина И.А., Шестернина О.И. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. -2–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 320 с.

25. Резник С.Д., Черниковская М.В. Формирование организационной культуры в студенческой среде, Пенза: ПГУАС, 2012.

26. Персональный менеджмент. Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ / Под ред. С.Д. Резника.- М.: Инфра-М, 2014.

27. Еженедельник предпринимателя. Практическое пособие / Резник С.Д., Черницов А.Е. - М. ИНФРА-М, 2014.

28. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие с грифом УМО / Резник С.Д., Глухова И.В., Черницов А.Е.. - М.: ИНФРА-М, 2014.

29. Менеджмент: технологии продвижения женщин в менеджменте и бизнесе / Резник С.Д., Макарова С.Н. - ИНФРА-М, 2014.

30. Менеджмент в домашнем хозяйстве. Учебное пособие с грифом УМО / Резник С.Д., Бобров В.А., Егорова Н.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2012.


Войти или Создать
* Забыли пароль?