КОМПЛЕКСНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен вопрос о важности проведения комплексных кадастровых работ. Определены объекты, субъекты комплексных кадастровых работ и цель их проведения. Проанализирована нормативно-правовая документация по данной проблеме. Рассмотрен план проведения комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района, а также их роль в повышении эффективности управления территорией Шебекинского района.

Ключевые слова:
комплексные кадастровые работы, объект недвижимости, кадастровый квартал, органы местного самоуправления, управленческие решения, эффективность управления.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Комплексные кадастровые работы занимают важное положение в системе государственного управления территорией муниципального образования. Они охватывают такие функции управления как: изучение, обследование, съемка и картографирование земельных ресурсов, ведение единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), оперативные управленческие решения и

действия, информационное обеспечение платности землепользования, государственный надзор за использованием земель, разрешение земельных споров.

Главная цель проведения комплексных кадастровых работ – это наполнение ЕГРН сведениями об объектах недвижимости. Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» поручается осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти по проведению комплексных кадастровых работ.

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, выполняемые одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов комплексных кадастровых работ [2].

Объектами комплексных кадастровых работ являются:

  • земельные участки, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
  •  
  • здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства, права на которыезаконом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2].

Субъектами комплексных кадастровых работ выступают: заказчик – уполномоченный орган местного самоуправления; исполнитель – кадастровый инженер; орган кадастрового учета.

Комплексные кадастровые работы - это единственный действенный механизм уточнения границ земельных участков и закрепления их на местности. Однако выполнение комплексных кадастровых работ носит не обязательный характер и является инициативой органов местного самоуправления муниципальных образований.

На территории муниципальных образований Российской Федерации реализация мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ» запланирована за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2017 года [3]. В 2017 году Правительством РФ субсидии на выполнение комплексных кадастровых работ планируется предоставить трем пилотным регионам – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областям.

На реализацию мероприятий по выполнению комплексных кадастровых работ в Белгородской области выделено: из средств федерального бюджета – 7810 тыс. руб., из средств областного бюджета – 4023 тыс. руб.

План мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области  на 2017 год утвержден распоряжением Правительства Белгородской области № 613-рп от 19.12.2016 года «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области». Проведение мероприятий в Белгородской области запланировано на территории: Алексеевского района – 7 кадастровых кварталов, Новооскольского района – 2 кадастровых квартала, Ивнянского района – 6 кадастровых кварталов, Белгородского района – 25 кадастровых кварталов, Губкинского городского округа – 5 кадастровых кварталов, Шебекинского района и города Шебекино – 20 кадастровых кварталов.

Для примера рассмотрим проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района.

Подход к установлению границ земельных участков путём выполнения комплексных кадастровых работ значительно снижает затраты (стоимость работ в расчете на один участок значительно нижев сравнении с ситуацией, когда участки межуются по одному), а также уменьшает вероятность кадастровых ошибок.

Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области утвержден перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района (табл. 1) [6]. Выбраны 20 кадастровых кварталов, в границах которых расположены садоводческие товарищества (далее – СТ) с максимальным числом неиспользуемых земельных участков и земельных участков с неурегулированными границами.

Проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района позволит:

  • получить актуальную, полноценную и юридически значимую информацию об объектах недвижимости на территории муниципального образования;
  • выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые не по целевому назначению и не в соответствии с видом разрешенного использования земельные участки;
  • выявить самовольные постройки и факты самовольного захвата земель;
  • устранить кадастровые ошибки, допущенные ранее при определении местоположения границ земельных участков;
  • разрешить существующие земельные споры и предотвратить их возникновение в будущем;
  • увеличить базу налогооблагаемых объектов недвижимости;
  • вовлечь в оборот неиспользуемые ранее земельные участки [7].

 

Таблица 1

Перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение

комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района

№ п/п

Номер

кадастрового квартала

Местоположение кадастрового квартала

Категория земель

Хар-ка кадастрового квартала

1

31:17:1911005

Шебекинский район,

СТ «Лесное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земли сельскохозяйственного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садоводческие товарищества

2

31:17:1911006

3

31:17:1911007

4

31:17:1912012

Шебекинский район,

СТ «Лесок»

5

31:17:1912010

Шебекинский район,

СТ «Полесье»

6

31:17:1912011

Шебекинский район,

СТ «Изумруд»

7

31:17:1912008

Шебекинский район,

СТ «Виола»

8

31:17:1912009

9

31:17:1912006

Шебекинский район,

СТ «Сирень»

10

31:17:1912007

11

31:17:1912005

Шебекинский район,

СТ «Сельский строитель»

12

31:17:1912014

13

31:17:1912004

Шебекинский район,

СТ «Пищевик»

14

31:17:1912001

Шебекинский район,

СТ «Изабелла»

15

31:17:1912002

16

31:17:1912003

17

31:17:1911001

Шебекинский район,

СТ «Кооператор»

18

31:17:1911002

19

31:17:1911003

20

31:17:1911004

Шебекинский район,

СТ «Салют-2»

 

 

 

Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся на основании итогов конкурса на выполнение комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования по состоянию на 19.05.2017 г. (табл. 2).

 

Таблица 2

Информация о проведении конкурсов на выполнение комплексных кадастровых работ    на территории Шебекинского района

№ п/п

Наименование товара

(кадастровые кварталы)

Начальная (макс.) цена контракта, руб.

Дата заключения контракта

Цена по итогам конкурса, руб.

Сумма экономии бюджетных средств, руб.

Срок исполнения

работ

Исполнитель работ

1

31:17:1911001, 31:17:1911002, 31:17:1911003 – СТ«Кооператор», 31:17:1911004 – СТ «Салют-2»

396317

11.05.2017

356685

39632

20.11.2017

БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО»

2

31:17:1912006, 31:17:1912007 – СТ «Сирень», 31:17:1912011 – СТ «Изумруд»

486388

10.05.2017

389110,4

97277,6

20.11.2017

ООО «Белгородземпроект»

3

СТ «Изабелла»(31:17:1912001, 31:17:1912002, 31:17:1912003)

468373

12.05.2017

468373

0

20.11.2017

БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО»

4

СТ «Лесное» (31:17:1911005, 31:17:1911006, 31:17:1911007)

525693

04.05.2017

499000

26693

20.11.2017

ООО «БРИЗ»

5

31:17:1912008, 31:17:1912009 – СТ «Виола», 31:17:1912010 – СТ «Полесье», 31:17:1912012 – СТ «Лесок»

379942

04.05.2017

360950

18992

20.11.2017

ООО «БРИЗ»

6

31:17:1912004 – СТ «Пищевик», 31:17:1912005, 31:17:1912014 – СТ «Сельский строитель»

473287

12.05.2017

449650

23637

20.11.2017 на сайте госзакупок Дата – 20.12.2017

ООО «БРИЗ»

ИТОГО:

2730000

 

2523768,4

206231,6

 

 

 

 

 

Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района будут проводиться в период с 12 мая 2017 года по 20 ноября 2017 года [8]. Заказчик комплексных кадастровых работ – Комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района.

Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся в местной системе координат – МСК-31. Также для проведения комплексных кадастровых работ имеется картографический материал Шебекинского района и г. Шебекино: цифровой навигационный план городов открытого пользования масштаба 1:10000 на территорию г. Шебекино, планово-топографическая основа масштаба 1:2000 на территорию г. Шебекино (1999 г.) на бумажных носителях в местной системе координат (табл. 3).

 

Таблица 3

Сведения о наличии картографического материала на территорию Шебекинского района          и г. Шебекино

№ п/п

Номер и наименование кадастрового района

Территория, на которую создан картограф.материал

Вид картографичес-кого материала

Масштаб

Формат

Система координат

Год создания

1

31:17 Шебекинский

Шебекинский район

ЦТК ОП

1:25000

цифровой

МСК-31 (2-я зона)

2016

п. Маслова Пристань

планово-картографическая основа

1:2000

аналогна бумажных носителях

местная

1999

2

31:18

г. Шебекино

г. Шебекино

планово-картографическая основа

1:2000

аналог на бумажных носителях

местная

1999

ЦТК ОП

1:25000

цифровой

МСК-31 (2-я зона)

2016

ЦИПГ ОП

1:10000

цифровой

МСК-31 (2-я зона)

2011

 

 

 

Как было указано выше, в Шебекинском районе планируется проведение комплексных кадастровых работ в 20 кадастровых кварталах общей площадью 254,3 га. Сведения ЕГРН содержат сведения о 1401 земельном участке в пределах этих кадастровых кварталов, из которых 1323 земельных участка требуют уточнения местоположения границ (табл. 4).

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках в границах территории Шебекинского района [4].

Полученная информация о соответствующих объектах недвижимости является для муниципалитета важным условием для эффективного использования, оборота и налогообложения недвижимости, а также упорядоченности в земельно-имущественной сфере.

Комплексные кадастровые работы, как одна из составляющих бюджетного фактора экономического развития, оказывают влияние на налоговую сферу муниципального образования, основу которых составляет земельный налог. Земельные участки, сведения, о границах которых содержатся в ЕГРН, позволяют рассчитывать налоговую базу исходя из фактического землепользования [1]. Комплексные кадастровые работы позволят избежать неуплаты налогов, в случае если фактическое землепользование по площади больше, чем по документам. А в случае пользования меньшей площади – освободит собственников, землевладельцев и землепользователей от лишних необоснованных затрат.

Таким образом, комплексные кадастровые работы являются важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности.

Проведение комплексных кадастровых работ повышает эффективность управления территорией муниципального образования, а при массовом проведении обеспечивает восполнение, исправление и актуализацию ЕГРН и, как следствие, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей объектов недвижимости.

 

Таблица 4

Объекты, подлежащие комплексным кадастровым работам на территории

Шебекинского района

№ п/п

Номер кадастрового квартала

Площадь кадастро-вого квартала, га

Кате-гориязе-мель

Общее кол-во ЗУ, шт.

Кол-во ЗУ без установ-ленных границ, шт.

Общее кол-во ОКС, шт.

Кол-во ЗУ

с ошибками в местоположении границ, шт.

Итого объектов, подлежащих включению в контракт, шт.

1

31:17:1911005

21,0

Земли сельскохозяйственного назначения

99

96

-

2

98

2

31:17:1911006

8,3

33

32

-

1

33

3

31:17:1911007

9,6

31

31

-

-

31

4

31:17:1912012

3,2

31

31

-

-

31

5

31:17:1912010

12,9

54

50

-

4

54

6

31:17:1912011

10,7

112

103

-

9

112

7

31:17:1912008

5,2

83

80

-

3

83

8

31:17:1912009

8,0

54

53

-

1

54

9

31:17:1912006

8,1

83

80

-

3

83

10

31:17:1912007

11,5

87

84

-

2

86

11

31:17:1912005

6,2

102

101

-

1

102

12

31:17:1912014

10,4

54

52

-

1

53

13

31:17:1912004

15,6

115

105

-

6

111

14

31:17:1912001

23,8

97

93

-

3

96

15

31:17:1912002

14,9

92

86

-

3

89

16

31:17:1912003

5,2

71

71

-

-

71

17

31:17:1911001

5,7

49

47

-

-

47

18

31:17:1911002

6,8

38

37

-

1

38

19

31:17:1911003

61,4

61

38

12

1

51

20

31:17:1911004

5,8

55

53

-

2

55

ИТОГО:

1401

1323

12

43

1378

 

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): ФЗ от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 22.12.2014 № 447-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

3. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 (ред. от 22.12.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

4. Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734 «Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

5. Распоряжение Правительства Белгородской области от 19.12.2016 № 613-рп «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

6. Распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 27.12.2016 № 483-р «Об утверждении перечня кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)

7. Даниленко Е.П., Коробейник В.А.Оценка эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией города Шебекино // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №10. С. 230-236.

8. Кара К.А., Ширина Н.В. Наполненность государственного кадастра недвижимости сведениями о границах и зонах Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №12. С. 215-221.

9. Официальный сайт Администрации го-рода Шебекино. – [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 14.06.2017)


Войти или Создать
* Забыли пароль?