сотрудник
Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ББК 65 Экономика. Экономические науки
В статье рассмотрен вопрос о важности проведения комплексных кадастровых работ. Определены объекты, субъекты комплексных кадастровых работ и цель их проведения. Проанализирована нормативно-правовая документация по данной проблеме. Рассмотрен план проведения комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района, а также их роль в повышении эффективности управления территорией Шебекинского района.
комплексные кадастровые работы, объект недвижимости, кадастровый квартал, органы местного самоуправления, управленческие решения, эффективность управления.
Комплексные кадастровые работы занимают важное положение в системе государственного управления территорией муниципального образования. Они охватывают такие функции управления как: изучение, обследование, съемка и картографирование земельных ресурсов, ведение единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), оперативные управленческие решения и
действия, информационное обеспечение платности землепользования, государственный надзор за использованием земель, разрешение земельных споров.
Главная цель проведения комплексных кадастровых работ – это наполнение ЕГРН сведениями об объектах недвижимости. Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» поручается осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти по проведению комплексных кадастровых работ.
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, выполняемые одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов комплексных кадастровых работ [2].
Объектами комплексных кадастровых работ являются:
- земельные участки, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
- здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства, права на которыезаконом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [2].
Субъектами комплексных кадастровых работ выступают: заказчик – уполномоченный орган местного самоуправления; исполнитель – кадастровый инженер; орган кадастрового учета.
Комплексные кадастровые работы - это единственный действенный механизм уточнения границ земельных участков и закрепления их на местности. Однако выполнение комплексных кадастровых работ носит не обязательный характер и является инициативой органов местного самоуправления муниципальных образований.
На территории муниципальных образований Российской Федерации реализация мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ» запланирована за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2017 года [3]. В 2017 году Правительством РФ субсидии на выполнение комплексных кадастровых работ планируется предоставить трем пилотным регионам – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областям.
На реализацию мероприятий по выполнению комплексных кадастровых работ в Белгородской области выделено: из средств федерального бюджета – 7810 тыс. руб., из средств областного бюджета – 4023 тыс. руб.
План мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области на 2017 год утвержден распоряжением Правительства Белгородской области № 613-рп от 19.12.2016 года «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области». Проведение мероприятий в Белгородской области запланировано на территории: Алексеевского района – 7 кадастровых кварталов, Новооскольского района – 2 кадастровых квартала, Ивнянского района – 6 кадастровых кварталов, Белгородского района – 25 кадастровых кварталов, Губкинского городского округа – 5 кадастровых кварталов, Шебекинского района и города Шебекино – 20 кадастровых кварталов.
Для примера рассмотрим проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района.
Подход к установлению границ земельных участков путём выполнения комплексных кадастровых работ значительно снижает затраты (стоимость работ в расчете на один участок значительно нижев сравнении с ситуацией, когда участки межуются по одному), а также уменьшает вероятность кадастровых ошибок.
Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области утвержден перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района (табл. 1) [6]. Выбраны 20 кадастровых кварталов, в границах которых расположены садоводческие товарищества (далее – СТ) с максимальным числом неиспользуемых земельных участков и земельных участков с неурегулированными границами.
Проведение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района позволит:
- получить актуальную, полноценную и юридически значимую информацию об объектах недвижимости на территории муниципального образования;
- выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые не по целевому назначению и не в соответствии с видом разрешенного использования земельные участки;
- выявить самовольные постройки и факты самовольного захвата земель;
- устранить кадастровые ошибки, допущенные ранее при определении местоположения границ земельных участков;
- разрешить существующие земельные споры и предотвратить их возникновение в будущем;
- увеличить базу налогооблагаемых объектов недвижимости;
- вовлечь в оборот неиспользуемые ранее земельные участки [7].
Таблица 1
Перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение
комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района
№ п/п |
Номер кадастрового квартала |
Местоположение кадастрового квартала |
Категория земель |
Хар-ка кадастрового квартала |
1 |
31:17:1911005 |
Шебекинский район, СТ «Лесное» |
Земли сельскохозяйственного назначения |
Садоводческие товарищества |
2 |
31:17:1911006 |
|||
3 |
31:17:1911007 |
|||
4 |
31:17:1912012 |
Шебекинский район, СТ «Лесок» |
||
5 |
31:17:1912010 |
Шебекинский район, СТ «Полесье» |
||
6 |
31:17:1912011 |
Шебекинский район, СТ «Изумруд» |
||
7 |
31:17:1912008 |
Шебекинский район, СТ «Виола» |
||
8 |
31:17:1912009 |
|||
9 |
31:17:1912006 |
Шебекинский район, СТ «Сирень» |
||
10 |
31:17:1912007 |
|||
11 |
31:17:1912005 |
Шебекинский район, СТ «Сельский строитель» |
||
12 |
31:17:1912014 |
|||
13 |
31:17:1912004 |
Шебекинский район, СТ «Пищевик» |
||
14 |
31:17:1912001 |
Шебекинский район, СТ «Изабелла» |
||
15 |
31:17:1912002 |
|||
16 |
31:17:1912003 |
|||
17 |
31:17:1911001 |
Шебекинский район, СТ «Кооператор» |
||
18 |
31:17:1911002 |
|||
19 |
31:17:1911003 |
|||
20 |
31:17:1911004 |
Шебекинский район, СТ «Салют-2» |
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся на основании итогов конкурса на выполнение комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования по состоянию на 19.05.2017 г. (табл. 2).
Таблица 2
Информация о проведении конкурсов на выполнение комплексных кадастровых работ на территории Шебекинского района
№ п/п |
Наименование товара (кадастровые кварталы) |
Начальная (макс.) цена контракта, руб. |
Дата заключения контракта |
Цена по итогам конкурса, руб. |
Сумма экономии бюджетных средств, руб. |
Срок исполнения работ |
Исполнитель работ |
1 |
31:17:1911001, 31:17:1911002, 31:17:1911003 – СТ«Кооператор», 31:17:1911004 – СТ «Салют-2» |
396317 |
11.05.2017 |
356685 |
39632 |
20.11.2017 |
БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО» |
2 |
31:17:1912006, 31:17:1912007 – СТ «Сирень», 31:17:1912011 – СТ «Изумруд» |
486388 |
10.05.2017 |
389110,4 |
97277,6 |
20.11.2017 |
ООО «Белгородземпроект» |
3 |
СТ «Изабелла»(31:17:1912001, 31:17:1912002, 31:17:1912003) |
468373 |
12.05.2017 |
468373 |
0 |
20.11.2017 |
БОГУП «РНПЦ» ОДНО ОКНО» |
4 |
СТ «Лесное» (31:17:1911005, 31:17:1911006, 31:17:1911007) |
525693 |
04.05.2017 |
499000 |
26693 |
20.11.2017 |
ООО «БРИЗ» |
5 |
31:17:1912008, 31:17:1912009 – СТ «Виола», 31:17:1912010 – СТ «Полесье», 31:17:1912012 – СТ «Лесок» |
379942 |
04.05.2017 |
360950 |
18992 |
20.11.2017 |
ООО «БРИЗ» |
6 |
31:17:1912004 – СТ «Пищевик», 31:17:1912005, 31:17:1912014 – СТ «Сельский строитель» |
473287 |
12.05.2017 |
449650 |
23637 |
20.11.2017 на сайте госзакупок Дата – 20.12.2017 |
ООО «БРИЗ» |
ИТОГО: |
2730000 |
|
2523768,4 |
206231,6 |
|
|
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района будут проводиться в период с 12 мая 2017 года по 20 ноября 2017 года [8]. Заказчик комплексных кадастровых работ – Комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района.
Комплексные кадастровые работы на территории Шебекинского района проводятся в местной системе координат – МСК-31. Также для проведения комплексных кадастровых работ имеется картографический материал Шебекинского района и г. Шебекино: цифровой навигационный план городов открытого пользования масштаба 1:10000 на территорию г. Шебекино, планово-топографическая основа масштаба 1:2000 на территорию г. Шебекино (1999 г.) на бумажных носителях в местной системе координат (табл. 3).
Таблица 3
Сведения о наличии картографического материала на территорию Шебекинского района и г. Шебекино
№ п/п |
Номер и наименование кадастрового района |
Территория, на которую создан картограф.материал |
Вид картографичес-кого материала |
Масштаб |
Формат |
Система координат |
Год создания |
1 |
31:17 Шебекинский |
Шебекинский район |
ЦТК ОП |
1:25000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2016 |
п. Маслова Пристань |
планово-картографическая основа |
1:2000 |
аналогна бумажных носителях |
местная |
1999 |
||
2 |
31:18 г. Шебекино |
г. Шебекино |
планово-картографическая основа |
1:2000 |
аналог на бумажных носителях |
местная |
1999 |
ЦТК ОП |
1:25000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2016 |
|||
ЦИПГ ОП |
1:10000 |
цифровой |
МСК-31 (2-я зона) |
2011 |
Как было указано выше, в Шебекинском районе планируется проведение комплексных кадастровых работ в 20 кадастровых кварталах общей площадью 254,3 га. Сведения ЕГРН содержат сведения о 1401 земельном участке в пределах этих кадастровых кварталов, из которых 1323 земельных участка требуют уточнения местоположения границ (табл. 4).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках в границах территории Шебекинского района [4].
Полученная информация о соответствующих объектах недвижимости является для муниципалитета важным условием для эффективного использования, оборота и налогообложения недвижимости, а также упорядоченности в земельно-имущественной сфере.
Комплексные кадастровые работы, как одна из составляющих бюджетного фактора экономического развития, оказывают влияние на налоговую сферу муниципального образования, основу которых составляет земельный налог. Земельные участки, сведения, о границах которых содержатся в ЕГРН, позволяют рассчитывать налоговую базу исходя из фактического землепользования [1]. Комплексные кадастровые работы позволят избежать неуплаты налогов, в случае если фактическое землепользование по площади больше, чем по документам. А в случае пользования меньшей площади – освободит собственников, землевладельцев и землепользователей от лишних необоснованных затрат.
Таким образом, комплексные кадастровые работы являются важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности.
Проведение комплексных кадастровых работ повышает эффективность управления территорией муниципального образования, а при массовом проведении обеспечивает восполнение, исправление и актуализацию ЕГРН и, как следствие, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей объектов недвижимости.
Таблица 4
Объекты, подлежащие комплексным кадастровым работам на территории
Шебекинского района
№ п/п |
Номер кадастрового квартала |
Площадь кадастро-вого квартала, га |
Кате-гориязе-мель |
Общее кол-во ЗУ, шт. |
Кол-во ЗУ без установ-ленных границ, шт. |
Общее кол-во ОКС, шт. |
Кол-во ЗУ с ошибками в местоположении границ, шт. |
Итого объектов, подлежащих включению в контракт, шт. |
1 |
31:17:1911005 |
21,0 |
Земли сельскохозяйственного назначения |
99 |
96 |
- |
2 |
98 |
2 |
31:17:1911006 |
8,3 |
33 |
32 |
- |
1 |
33 |
|
3 |
31:17:1911007 |
9,6 |
31 |
31 |
- |
- |
31 |
|
4 |
31:17:1912012 |
3,2 |
31 |
31 |
- |
- |
31 |
|
5 |
31:17:1912010 |
12,9 |
54 |
50 |
- |
4 |
54 |
|
6 |
31:17:1912011 |
10,7 |
112 |
103 |
- |
9 |
112 |
|
7 |
31:17:1912008 |
5,2 |
83 |
80 |
- |
3 |
83 |
|
8 |
31:17:1912009 |
8,0 |
54 |
53 |
- |
1 |
54 |
|
9 |
31:17:1912006 |
8,1 |
83 |
80 |
- |
3 |
83 |
|
10 |
31:17:1912007 |
11,5 |
87 |
84 |
- |
2 |
86 |
|
11 |
31:17:1912005 |
6,2 |
102 |
101 |
- |
1 |
102 |
|
12 |
31:17:1912014 |
10,4 |
54 |
52 |
- |
1 |
53 |
|
13 |
31:17:1912004 |
15,6 |
115 |
105 |
- |
6 |
111 |
|
14 |
31:17:1912001 |
23,8 |
97 |
93 |
- |
3 |
96 |
|
15 |
31:17:1912002 |
14,9 |
92 |
86 |
- |
3 |
89 |
|
16 |
31:17:1912003 |
5,2 |
71 |
71 |
- |
- |
71 |
|
17 |
31:17:1911001 |
5,7 |
49 |
47 |
- |
- |
47 |
|
18 |
31:17:1911002 |
6,8 |
38 |
37 |
- |
1 |
38 |
|
19 |
31:17:1911003 |
61,4 |
61 |
38 |
12 |
1 |
51 |
|
20 |
31:17:1911004 |
5,8 |
55 |
53 |
- |
2 |
55 |
|
ИТОГО: |
1401 |
1323 |
12 |
43 |
1378 |
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): ФЗ от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 22.12.2014 № 447-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
3. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 (ред. от 22.12.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
4. Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734 «Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
5. Распоряжение Правительства Белгородской области от 19.12.2016 № 613-рп «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
6. Распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 27.12.2016 № 483-р «Об утверждении перечня кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ на территории Белгородской области» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.06.2017)
7. Даниленко Е.П., Коробейник В.А.Оценка эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией города Шебекино // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №10. С. 230-236.
8. Кара К.А., Ширина Н.В. Наполненность государственного кадастра недвижимости сведениями о границах и зонах Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №12. С. 215-221.
9. Официальный сайт Администрации го-рода Шебекино. – [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 14.06.2017)