ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема управления инновационным потенциалом предприятия с позиции воздействия на него различных факторов внешней и внутренней среды. Раскрыта сущность фактора и графически показано влияние факторов среды как на формирование инновационного потенциала коммерческой структуры, так и на механизм его управления. Предложена классификация факторов, воздействующих на использование инновационного потенциала организации, позволившая сформулировать более полные и универсальные сведения об их составе. Определено, что в агрессивных условиях внешней среды экономические агенты должны обоснованно и комплексно учитывать влияние на их хозяйственные и инновационные процессы наиболее существенных параметров и оперативно применять соответствующие организационно-административные, социально-психологические и экономические методы регулирования. Полученные выводы могут быть эффективно использованы в целях совершенствования механизмов управления инновационными потенциалами предприятий.

Ключевые слова:
фактор, классификация, воздействие, механизм управления, инновационный потенциал предприятия
Текст

Генезис мировых и отечественных экономических отношений, обеспечение динамики хозяйственного роста в условиях нестабильности внешней среды и увеличение степени воздействия высоконаучных технологий на уровень конкурентоспособности предприятий выявили необходимость поиска новых направлений эффективного развития бизнес-структур, внедрения прогрессивных способов организации их деятельности и интенсификации темпов выпуска инновационных товаров и услуг в целом. Одной из возможностей активизации национальных инновационных процессов является оптимальное использование инновационных потенциалов экономических агентов.

Придерживаясь ресурсного подхода к определению элементов инновационного потенциала предприятия, полагаем, что в его состав входят следующие виды ресурсов: материально-технические, технологические, нормативно-правовые, информационные, трудовые, финансовые и организационно-административные. При этом результаты управления инновационным потенциалом предприятия влияют на экономические и организационные перспективы развития хозяйствующего субъекта, которые должны обеспечить сбалансированное, непрерывное и эффективное взаимодействие всех системных элементов хозяйственной деятельности коммерческой структуры. Очевидно, достижение синхронизации использования инновационного потенциала организации с приоритетами ее стратегического менеджмента зависит от интенсивности воздействия значительного количества факторов внешней и внутренней среды экономического агента и состава внутренних компонентов предприятия. В этой связи под фактором мы будем понимать такое условие, или параметр, которое существенно предопределяет итоговые характеристики объекта, процесса, явления. Вместе с тем, если условия внешнего окружения хозяйствующего субъекта имеют в большей степени детерминантный характер и не регулируются со стороны предприятия, то внутренние факторы находятся в его непосредственном управлении, а следовательно, могут быть тщательно изучены и учтены.

С учетом системного подхода функциональное влияние факторов внешней и внутренней среды коммерческой структуры на формирование и управление ее инновационным потенциалом может быть представлено в следующем виде (рис. 1).

Необходимо отметить, что для более эффективного регулирования и планирования хозяйственной деятельности коммерческих структур субъектам управления важно не только достоверно определить состав внешних и внутренних факторов и степень их влияния на использование инновационного потенциала организации, но и комплексно учитывать данные воздействия.

Как следует из анализа содержания различных источников [2-7, 9], в настоящее время проявляется значительное количество факторов, воздействующих на формирование инновационного потенциала организации.

Так, Е.А. Павлова, Л.А. Смирнова считают, что состояние инновационного потенциала экономического агента находится в прямой зависимости от его внутренних факторов. При негативном влиянии внешней среды предприятие способно эффективно воспользоваться собственными возможностями для успешного развития своего инновационного потенциала и извлечения экономической выгоды [6, с. 640].

Схожим является мнение Д.В. Дубининой, которая отмечает, что в благоприятных для реализации нововведений условиях центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов и их внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Иными словами, когда внешняя среда хозяйствующего субъекта благоприятна для нововведений, их результаты полностью зависят от его инновационной активности [2, с. 62].

На наш взгляд, наиболее полная зарубежная концептуальная модель внутренних факторов, влияющих на способность организаций управлять инновациями, предложена М. Смит и включает в себя следующие компоненты: технологию; инновационный процесс; корпоративную стратегию; организационное устройство; организационную культуру; персонал; ресурсы; управление информацией (знаниями); лидерство и стиль управления [5].

Диаметрально противоположным является подход, изложенный в Руководстве Осло, где выделены факторы, замедляющие инновационную деятельность либо оказывающие на нее отрицательное влияние: экономические (например, высокие цены или отсутствие спроса), законодательные (регламенты или налоговые установления), а также факторы, специфические для данного предприятия (недостаток квалифицированного персонала или знаний и др.) [8].

Рассмотрев подходы отечественных и зарубежных авторов к определению и систематизации факторов, влияющих на инновационный потенциал организации, считаем возможным идентифицировать те, которые оказывают особое воздействие на характер, интенсивность и результативность его формирования и использования (рис. 2).

В настоящее время все более обоснованным становится учет природных характеристик окружающей среды в составе факторов, оказывающих  воздействие на инновационный потенциал промышленных предприятий. Наличие и доступность природных ресурсов, их состояние, а также острые экологические проблемы современности стимулируют инновационные разработки природосберегающих технологий и активизируют поиск качественно новых путей безопасной организации производства.

Экономические условия макросреды предприятия определяют не только его финансовую стабильность в ходе проведения НИОКР, но и особенности развития инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В частности, при бизнес-планировании инновационной деятельности организации важно учитывать соотношение стоимости и эффектов от реализуемых ею нововведений, которое зависит, например, от курса валют, определяющего цену покупки дорогостоящего импортного оборудования и сырья, конечную стоимость инновации и общую эффективность инновационной деятельности. Вместе с тем высокий уровень инфляции замедляет оборачиваемость капитала организации и снижает результативность инвестирования средств в развитие ее инновационного потенциала.

Рис. 2. Классификация факторов, воздействующих на формирование, использование и управление инновационным потенциалом предприятия Исправить Социокультурные

Уровень процентных ставок на заемный капитал и условия привлечения венчурного финансирования также оказывают влияние на принятие решений об источниках финансирования инноваций с продолжительным жизненным циклом и выбор стратегических направлений использования инновационного потенциала предприятия.

В то же время реализация государственной и региональной инновационной политики, доступность программ экономической и консультационной поддержки инновационной деятельности организаций (государственные программы целевого субсидирования, тендерная форма инновационных разработок, грантовая деятельность) способствуют интенсификации использования инновационных потенциалов предприятиями и активизируют запуск приоритетных инновационных проектов.

Необходимо отметить, что четко установленные законодательством права на интеллектуальную собственность повышают стимулы коммерческих структур к использованию их инновационных потенциалов, выдвигая унифицированные требования к патентоспособности нововведений и предопределяя их соответствие действующим нормативно-правовым основам среды [1].

Воздействие социокультурных факторов на формирование и управление инновационным потенциалом предприятий обусловлено развитием инновационной культуры в обществе, этическими и религиозными нормами, осознанием социумом необходимости именно инновационного решения существующих хозяйственных проблем и его стремлением к внедрению инноваций в производство и жизнь.

Характеризуя группу факторов мезосреды организаций, воздействующих на эффективность использования их инновационных потенциалов, считаем допустимым сформулировать следующие положения:

  • возможность сотрудничества экономических субъектов с научно-исследовательскими лабораториями и отдельными экспертами активизирует НИОКР, способствует целенаправленному обмену информационными, организационными и технологическими ноу-хау между заинтересованными сторонами, повышая, тем самым, эффективность использования инновационного потенциала коммерческими структурами;
  • развитая инновационная инфраструктура (центры технологического трансфера, адаптации новшеств и подготовки кадров, консультационные агентства, инженерно-конструкторские бюро, страховые компании) формирует основы эффективного функционирования инновационно-ориентированных предприятий и влияет на успешность использования их инновационных потенциалов;
  • агрессивные условия рыночной конкуренции форсируют необходимость повышения привлекательности предлагаемых экономическими агентами товаров, работ и услуг, главным образом путем их инновационного преображения;
  • высокий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию, товары и услуги стимулирует использование инновационного потенциала предприятий и появление инноваций на рынке, адресованных их целевому потребительскому сегменту.

Рассматривая факторы микросреды хозяйствующих субъектов, считаем возможным предположить, что эффективность управления инновационным потенциалом организации будет зависеть главным образом от достоверности результатов выявления инновационных предпочтений ее потребителей и степени их вовлеченности в процесс разработки инновационных товаров, работ, услуг посредством использования модели открытых инноваций. Так, развивая данный вид инноваций, предприятие заведомо обеспечивает себе определенный сегмент платежеспособных потребителей, готовых приобрести усовершенствованный товар, а получаемая выгода от коммерциализации новшества, очевидно, будет мотивировать организацию на дальнейшее наращивание ее инновационного потенциала и масштабов инновационной деятельности.

Как отмечают Е.А. Павлова, Л.А. Смирнова, какими бы негативными ни казались внешние условия функционирования предприятия, оно всегда может извлечь из них определенную выгоду, грамотно, уместно и эффективно используя свой инновационный потенциал для создания индивидуальных конкурентных преимуществ [6, с. 644].

Вместе с тем влияние на формирование инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, его использование и управление оказывают не только объективные условия внешней среды, но и непосредственно  внутренние движущие силы коммерческой структуры, такие как корпоративная культура предприятия, организационное устройство экономического субъекта, а также его особенности управления знаниями, технологиями и информацией.

Так, высокий уровень корпоративной культуры предприятия выражающийся, как правило, в искренней направленности его сотрудников к осуществлению качественно новых перемен в рамках данной коммерческой структуры, ориентированности ее кадров на рационализацию и реализацию нововведений (о чем свидетельствует значительная доля инновационных предложений, инициированных именно персоналом), а также инновационной компетентности руководящего звена организации, значительно повышает интенсивность и результативность использования ее инновационного потенциала.

Кроме того, организационная структура предприятия, степень централизации и интеграции его подразделений, а также особенности регламентации бизнес-процессов прямо влияют на возможности реализации инновационных преобразований экономическим агентом и предопределяют направления и масштабы использования его инновационного потенциала.

Специфика управления знаниями, технологиями и информацией, осознание их важности в обеспечении эффективности деятельности организации являются существенными условиями, оказывающими воздействие на формирование ее инновационного потенциала. Так, оперативное овладение достоверными сведениями о насыщенности рынка высокотехнологичными товарами и его стабильности способствует обоснованию темпов и объемов инновационных разработок, освоению новых форм сбыта инновационной продукции. Кроме того, информированность организации о новых технологиях и научных открытиях, своевременность  транслирования этих данных в рамках макро- и микросреды экономического субъекта предопределяют целесообразность распределения ресурсов на инновационные разработки.

Вместе с тем в процессе использования инновационного потенциала организации необходимо не только проводить оценку влияния на него ряда факторов, но и осуществлять целенаправленное воздействие на величину инновационного потенциала предприятия с помощью соответствующих методов управления. На наш взгляд, к таким методам управления могут быть отнесены: организационно-административные, социально-психологические и экономические, которые возможно применить как для регулирования влияния внешних и внутренних факторов формирования инновационного потенциала коммерческой структуры, так и непосредственно в процессе оптимизации состояния его отдельных элементов (см. таблицу).

 

 

 

                                                                                                    Таблица  

 Взаимосвязь факторов формирования и использования инновационного потенциала организации и методов его управления

Составляющие инновационного потенциала предприятия и факторы, воздействующие на его формирование и использование

Методы управления инновационным потенциалом предприятия

 

Организационно-административные

Социально-психологические

Экономические

 
 

1

2

3

4

 

Составляющие инновационного потенциала предприятия - ресурсы

 

 

 

 

Материально-технические 

+

 

+

 

Технологические 

+

 

+

 

Нормативно-правовые 

+

 

 

 

Информационные 

+

 

 

 

Трудовые 

+

+

+

 

Финансовые 

+

 

+

 

Организационно-административные 

+

+

+

 

Внутренние факторы предприятия,  воздействующие на формирование и использование его инновационного потенциала

 

 

 

 

Корпоративная культура предприятия

+

+

+

 

Организационное устройство экономического субъекта

+

 

 

 

Специфика управления знаниями, технологиями и информацией на предприятии

+

+

+

 

Внешние факторы, воздействующие на формирование и использование инновационного потенциала организации

+

 

+

 

 

Таким образом, стремительное изменение информационных, экономических и технологических бизнес-процессов внешней среды хозяйствующих субъектов, обусловливают необходимость разработки комплексного алгоритма управления инновационным потенциалом коммерческой структуры, в рамках которого обязательным элементом становится учет и классификация соответствующих факторов, оказывающих на него значительное воздействие. При этом экономические агенты должны оперативно применять соответствующие методы регулирования влияния данных параметров. Результаты, полученные в ходе исследования факторов формирования инновационного потенциала предприятий, имеют значение не только в теоретическом выражении, но и в практической деятельности организаций, поскольку они могут быть эффективно использованы непосредственно в целях совершенствования механизмов управления их инновационными потенциалами. 

Список литературы

1. Белозёрова О.И. Факторы стимулирования инновационной активности предприятий // Научный журнал «КАNT». – 2014г. – №2 (11). – С.66-68

2. Дубинина Д.В. Инновационный потенциал предприятия как фактор повышения конкурентоспособности // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2013. – № 15. – С. 60-65

3. Коршунова Е. Д., Ильичёва Е. С. Методологический подход к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2012. – № 36-1. – том 4. – С.200-202

4. Кузьмина О.Е. Выявление факторов влияния и показатели условий развития деятельности малых предприятий для оценки инновационного потенциала // Инновационная деятельность. – 2012. – №21.– С.33b-37a

5. Marisa Smith Factors Influencing an Organisations ability to Manage Innovation: a Structured Literature Review and Conceptual Model // International Journal of Innovation Management. – 2008. – Volume: 12. – Issue: 4pp. – Pp.655-676. – Режим доступа: https://dspace.lib.cranfield.ac.uk/bitstream/1826/6883/1/Factors_influencing_an_organisations_ability_to_manage_innovation-2008.pdf / (дата обращения: 25 апреля 2017 г.)

6. Павлова Е.А., Смирнова Л.А. Влияние факторов внешней среды на формирование инновационного потенциала предприятия // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 35. – С.640-644. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23766946 / (дата обращения: 25 апреля 2017 г.)

7. Песков В.В. Исследование факторов, влияющих на уровень инновационной активности предприятий в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. – № 2. С.294-297. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-vliyayuschih-na-uroven-innovatsionnoy-aktivnosti-predpriyatiy-v-rossii / (дата обращения: 25 апреля 2017 г.)

8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье издание. – М., 2010. – 107с.

9. Шевченко Д.К. Проблемы и перспективы повышения эффективности инновационного потенциала предприятия // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2009. – № 2. – С.3-13


Войти или Создать
* Забыли пароль?