Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (физико-технический НИИ, сотрудник)
Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
ГРНТИ 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
В статье обсуждается проблема формирования функциональной грамотности младших школьников на примере технического творчества в объединениях дополнительного образования детей. Охарактеризована деятельность Центра дополнительного образования детей технической направленности, существующего в режиме экспериментальной площадки Института стратегии развития образования Российской академии образования. Представлена интерпретация результатов мониторинга, с помощью которого отслеживались ожидания младших школьников и их родителей в связи с участием детей в программе дополнительного образования по робототехнике на платформе Arduino и её базовых модулей.
дополнительное образование; младшие школьники; техническое творчество; функциональная грамотность; учебные достижения; робототехника; платформа Arduino; экспериментальная деятельность; мониторинг; воспитание; развитие; социализация; ожидания детей и их родителей.
В настоящее время все большую актуальность приобретает изучение и апробация новых методов обучения и воспитания младших школьников, ориентированных на постоянное развитие ребенка, формирование у него функциональной грамотности.
1. Белоусов Д. Смена технологического уклада: новые форматы бизнеса, государства и общества // сб.: «Вызовы 2035». – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – С. 16–41.
2. Бояринцева А.В. Технология проектирования образовательного пространства / Библиотечка «Первого сентября». – вып. 29. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Управление школой).
3. Горский В.А. Интеграция формирования общеучебных умений и формирование ключевых компетенций по ФГОС второго поколения / Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации. – М.: УРАО ИСМО, 2011. – C. 8–27.
4. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 12. – С. 65–68.
5. Журкина А.Я. Интеграция формального и неформального образования школьников в области физической культуры / Интеграция формального и неформального образования: методические рекомендации. – М.: УРАО ИСМО, 2011. – С. 177–185.
6. Мардахаев Л.В., Смирнов Д.В. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских домов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: сб. материалов опытно-экспериментальной работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки. – М.: ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж: КОУ ВО «Школа-интернат № 1», 2013. – С. 19–34.
7. Мардахаев Л.В., Смирнов Д.В. Социокультурная развивающая образовательная среда школы-интерната для детей сирот: принципы формирования // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: сб. материалов опытно-экспериментальной работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки. – М.: ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж: КОУ ВО «Школа-интернат № 1», 2013. – С. 34–49.
8. Мухачева Е.В., Зубкова И.Н. Образовательная среда как способ формирования технического мышления // сб. материалов I Международной (X Всероссийской) научно-методической конференции «Инновации и наукоёмкие технологии в образовании и экономике». – М., 2014. – С. 12–16.
9. Смирнов Д.В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 8. – С. 59–64.
10. Шваб Клаус. Четвёртая промышленная революция. – М.: Издательство «Э», 2016. – 208 с.