г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ОКСО 38.03.02 Менеджмент
ББК 6523 Планирование. Экономическое прогнозирование
ТБК 86 Музыка. Нотные издания
В статье на основе трактовки понятия "целеполагание" как "определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", приведенного в ФЗ №172-ФЗ представлены: классификация ключевых документов стратегического планирования авиапрома по признакам «процессы» и «уровни экономики»; критический анализ документов стратегического планирования авиапрома, выявление расхождений во взаимосвязи и целеполагании, рекомендации по устранению расхождений; изменения нормативно-правовой базы, необходимые для создания эффективной системы стратегического планирования научно-технологического развития авиастроения.
авиационная промышленность, стратегическое планирование, научно-техническое развитие, документы стратегического планирования авиапрома, процессы целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" принят Государственной Думой 20 июня 2014 г. [1].
На рис. 1 показана система стратегического планирования РФ.
Рис. 1. Система стратегического планирования РФ в соответствии с законом № 172-ФЗ
Хотя в указанном законе стратегия пространственного развития Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, на наш взгляд, она должна относиться к более высокому уровню документов, таких как: ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ; стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ - п. 1 ч. 3 ст. 11 дополнен подпунктом "г"). Снять черту
Конкретный перечень документов, формирующих иерархию стратегического планирования авиапрома по процессам целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, не приведен в отрытых источниках информации. В соответствии с законом № 172-ФЗ иерархию документов стратегического планирования авиапрома по процессам формируют:
- Уровень целеполагания: «Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2030 года» (далее - Стратегия-2030) – на сегодняшний день представлен проект, но нет утвержденной стратегии;
- Уровень прогнозирования: «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (в большей степени интерес представляют разделы «Авиационная промышленность» и «Воздушный транспорт»);
- Уровень планирования и программирования: госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
В последнее время обсуждается вопрос, считать ли «Стратегию развития Авиационного кластера корпорации "Ростех" до 2025 года» (утверждена 07.02.2017) документом отраслевого стратегического планирования? В связи с этим необходимо вспомнить такое понятие, как «уровни экономики» [2]. В науке принято разделение на несколько уровней (рис. 2).
Рис. 2. Уровни экономики
Микроэкономика представляется как изолированное производство либо предприятие. Она изучает круг интересов субъектов хозяйствования, бизнесменов, предпринимателей, сотрудников, их потребности, коммерческий интерес и действия покупателей. Микроэкономика рассматривает противоречия, связанные с функционированием единичных субъектов рыночной экономики, исследует стоимость и масштабы производства продуктов на отдельных рынках, условия спроса и предложения единичных продуктов, характерные черты жизнедеятельности компаний в различных ситуациях, свойственных рыночным структурам.
Мезоэкономика исследует деятельность промежуточных систем между микро- и макроэкономикой, отдельных отраслей и комплексов: аграрно-промышленного, топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического, химико-лесного, строительного, транспортного и др.
Макроэкономика изучает концепцию хозяйствования в государственной экономике в целом, оценивает совместные (агрегированные) характеристики заработка, занятости, динамики стоимости, направления, определяющие финансовую политику страны. Она оперирует такими категориями, как общий спрос и совместное предложение, государственный заработок, экономическая концепция, гиперинфляция, правительственный госбюджет, макроэкономические соотношения и их управление.
Интерэкономика (мировая экономика) - совокупность национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.
Авиационный кластер – подразделение государственной корпорации «Ростех», включает в себя холдинги «Вертолеты России» и «Технодинамика», концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ входит в состав авиационного кластера с 2015 г. [3]), а также Объединенную двигателестроительную корпорацию [4]. «Стратегию развития Авиационного кластера корпорации "Ростех" до 2025 года» можно считать частью стратегии развития ГК "Ростех". Поскольку уровень предприятия – это микроэкономический уровень экономики, то к отраслевым документам стратегического планирования авиапрома этот документ не имеет отношения, как не относятся иные корпоративные и деловые стратегии ИС (табл. 1).
Таблица 1
Стратегии ИС
Наименование ИС |
Наличие стратегии на сайте компании |
Название документа |
Адрес в интернете (на сайте компании) |
---|---|---|---|
Отдельные ИС |
|||
ПАО «ОАК» |
Да |
«Стратегические цели ОАК до 2035 года и направления преобразований для их достижения» |
http://www.uacrussia.ru/ru/corporation/strategy/ http://www.uacrussia.ru/upload/ОАК_Стратцели_2035.pdf |
АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (АО «КТРВ») |
Нет |
На сайте стратегия отсутствует. Приведена лишь следующая информация. В 2007 г. вступила в действие «Стратегия развития Корпорации до 2017 года», основными задачами которой определены: - проведение эффективной и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей удержание и расширение рыночных ниш при безусловном выполнении государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа; - техническое и технологическое перевооружение предприятий, снижение производственных издержек, сокращение цикла создания новых образцов высокоточной военной техники при одновременном повышении их боевой эффективности и надежности; - совершенствование системы и механизма управления как корпорацией в целом, так и отдельными направлениями деятельности; - реализация эффективной социальной и кадровой политики |
http://www.ktrv.ru/about/ |
ИС в составе ГК «Ростех» |
|||
ГК «Ростех» |
Да (частично) |
Стратегия представлена на сайте в виде стратегических задач по пяти элементам: рост, рынки, операционная эффективность, партнерства и механизм реализации. «Ключевым императивом актуализированной стратегии стал выход на масштаб ведущих глобальных корпораций». Отсутствует оценка ГК «Ростех» и ведущих глобальных корпораций (конкурентов), не выявлены конкурентные преимущества, на основе которых планируется осуществлять конкурентную борьбу с ними |
http://rostec.ru/about/strategy
|
АО «ОДК» |
Нет |
Перечислены лишь основные стратегические цели, документ в целом отсутствует. Однако сформирован комитет по стратегии при совете директоров АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» [5] |
|
АО «Вертолеты России» |
Нет |
Сформулированы основные стратегические цели и задачи. Полный документ отсутствует. Имеется лишь следующая информация. В одном из главных стратегических документов холдинга «Вертолеты России»- «Стратегия развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года» - определена цель развития холдинга: «Вертолеты России» должны стать высокорентабельной научно-производственной компанией – эффективным поставщиком вертолетной техники для государственных нужд, а также конкурентоспособным субъектом мирового вертолетного бизнеса |
http://www.russianhelicopters.aero/ru/investors_old/strategy/index.php?sphrase_id=93157 |
Холдинг «Технодинамика» |
Нет |
На сайте стратегия отсутствует. Приведена следующая информация. Согласно стратегии развития, к 2020 г. холдинг намерен стать глобальным поставщиком 12 авиационных систем, в числе которых взлетно-посадочные устройства, системы электроснабжения, безопасности и жизнеобеспечения воздушных судов; силовые установки, а также гидравлические и топливные системы. В настоящий момент холдинг реализует стратегию, в соответствии с которой к 2020 г. он должен войти в пятерку мировых лидеров по компетенциям. Задачи: -занять 50% рынка СНГ и стать поставщиком мирового уровня; - стать интегратором 15 авиасистем для всех типов воздушных судов; - провести модернизацию производства и создать центры компетенций; -внедрить международные стандарты качества |
http://rostec.ru/media/pressrelease/4519718
|
АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) |
нет |
На сайте стратегия отсутствует. Приведена лишь информация от 14.08.2014: «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) представил концепцию обновленной стратегии развития до 2025 г., которая позволит холдингу стать глобально конкурентоспособной диверсифицированной промышленной корпорацией мирового класса. Концерн откажется от устаревшей структуры замкнутых полных циклов производства на каждом предприятии и перейдет к современной модели специализированных производственных мощностей, что позволит значительно повысить производительность труда. С заказчиками станут работать специальные профильные дирекции, которые будут передавать заказы предприятиям и задействовать центры компетенции. Это станет новой технологической платформой концерна |
http://kret.com/media/press/kret-predstavil-kontseptsiyu-obnovlennoy-strategii-razvitiya/
|
Можно предложить следующую схему классификации стратегических отраслевых документов развития авиапрома (рис. 3).
Рис. 3. Классификация документов стратегического планирования авиапрома
В рис. исправить: 1-й (и т.д.) уровень - целеполагание
Исходя из данной классификации следует внести уточнения в закон №172-ФЗ. Далее приведем текст закона.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:
1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:
а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;
3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:
а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
б) стратегический прогноз Российской Федерации;
в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:
а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;
б) государственные программы Российской Федерации;
в) государственная программа вооружения;
г) схемы территориального планирования Российской Федерации;
д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Все три документа, а именно: «Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» (уровень целеполагания); «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (уровень прогнозирования); госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» (уровень планирования и программирования) - с точки зрения уровня экономики относятся к уровню мезоэкономики (отрасли). Однако согласно закону №172-ФЗ «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» не могут быть отнесены к отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации, так как по классификации они приведены в п. 3 и 4 данного закона соответственно. Необходимо в ст. 11 «Документы стратегического планирования» закона № 172-ФЗ внести изменение: термин «отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации» заменить на «стратегии развития отраслей Российской Федерации».
На сегодняшний день отсутствуют единые методические указания по разработке и взаимосвязи как документов стратегического планирования авиапрома, так и отдельных ИС. Согласно закону №172-ФЗ отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием» (п. 2 ст. 19). В данный пункт закона также требуется внести изменение: «отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации» заменить на «стратегии развития отраслей Российской Федерации».
На сегодняшний день наблюдается нарушение п. 2 ст. 19 закона № 172-ФЗ. Во-первых, отсутствует базовый отраслевой документ стратегического планирования («Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия-2030).
Хотя в Стратегии-2030 сделана невнятная попытка как-то обосновать такое очевидное нарушение принципа плановости и целеполагания развития отрасли: «В отличие от стратегии, предназначенной для целеполагания на уровне отрасли, действующая государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 303, и смежные государственные программы сфокусированы на планировании и программировании в отрасли и содержат детализацию направлений государственной поддержки до конкретных мероприятий и инструментов, а также определяют объем бюджетного финансирования под каждое мероприятие и целевые показатели» [6]. Налицо своеобразное жонглирование понятийным аппаратом: целеполагание, планирование, программирование… При этом складывается впечатление, что разработчики Стратегии-2030 либо не знают понятие «декомпозиция стратегических целей по уровням управления», либо это делается ими осознанно.
Крайне сложно провести оценку взаимосвязи документов стратегического планирования авиапрома (Стратегии-2030, прогноза, госпрограммы) с корпоративными стратегиями «ОАК», «КРТВ», «Ростех» из-за отсутствия данной информации на сайтах компаний и в открытых источниках. Кроме того, деловые стратегии ИС «Ростех» не согласованы между собой, что инициировало разработку отдельного документа стратегии авиационного кластера. По существу, следовало бы деловые стратегии отдельных ИС привести в соответствие с корпоративной стратегией «Ростех», а не разрабатывать еще один документ.
Характеризуя подход к разработке документов стратегического планирования авиапрома, необходимо отметить, что на сегодняшний день реализуется только первый этап развития стратегического менеджмента – бюджетирование (рис. 4): отсюда и такое видение и структурное наполнение государственной программы (бюджеты).
Рис. 4. Основные этапы бюджетирования стратегического планирования
В существующих документах стратегического планирования авиапрома наблюдается постоянное топтание на месте, поощряется планирование только на основании достигнутых результатов, формируется усредненная мотивация достижений и будущих целей (рис. 5).
Рис. 5. Направленность бюджетирования
Исправить в рис. - Мотивация на достижение
Можно предложить следующий эффективным сценарий развития отрасли:
1) определить территории, которые должны быть развиты в ближайшие десятилетия (обосновать либо с экономической, либо с политической точек зрения);
2) сосредоточить внимания на развитии российского рынка авиационной продукции, прежде всего на основе возврата прежних позиций по эксплуатируемым воздушным судам на региональных и местных авиалиниях;
3) сформировать (реанимировать) на этих территориях соответствующие инфраструктуры (в том числе транспортно-авиационную), оценить и спрогнозировать необходимый уровень мобильности населения и грузов данных территорий;
4) определить количество и направленность маршрутов полетов, обеспечивающих требуемый уровень мобильности;
5) выделить необходимую ресурсную базу, в том числе по авиационной продукции;
6) обосновать план производства и сбыта авиационной продукции.
Именно такой подход позволит определить необходимые ресурсы для достижений будущих целей.
Кроме того, этот подход к развитию авиапрома согласуется с системой стратегического планирования в соответствии с законом №172-ФЗ. Отраслевая стратегия авиапрома базировалась бы на Распоряжении Правительства РФ от 05.06.2017 № 1166-р «Об утверждении плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и разрабатываемой в настоящее время «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» [7] – принципиально новом для России типе документа, призванном стать проекцией социально-экономических приоритетов развития на территорию, оценить сложившуюся систему расселения в Российской Федерации, дать предложения по ее гармонизации.
Транслирование подхода бюджетирования в стратегическое управление предопределяет положение авиапрома как постоянного аутсайдера не только на мировом рынке, но и, к сожалению, на российском (рис. 6). Рисунок примитивный - снять и перенумеровать остальные
Рисунок 6 – Бюджетирование как инструмент аутсайдера на рынке
Следует также привести выдержку из проекта Стратегии-2030: «Стратегия дополняет систему долгосрочного и среднесрочного планирования научно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит план деятельности ФГБУ «НИЦ Институт им. Н. Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении на период 2016–2030 годов ― организации, объединившей в единой структуре компетенции, научно-технологическую и экспериментальную базу ведущих российских институтов и научных центров авиационной промышленности». В очередной раз налицо неправильное понимание декомпозиции стратегических документов. Стратегия отрасли (в данном случае - Стратегия-2030) никак не может служить лишь дополнением к плану деятельности ФГБУ «НИЦ Институт им. Н. Е. Жуковского», который является лишь одним из объектов управления авиапрома. При этом в тексте Стратегии-2030 отмечается: «Стратегия отрасли является основой для разработки стратегических документов организаций отрасли». Очевидно, что данный документ во многом противоречит сам себе и требует дальнейших серьезных доработок, как и другие документы развития авиапрома.
На рис. 7 стрелками указаны расхождения в Стратегии-2030 [8], государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [9], «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) [10].
По всей видимости, при разработке документов была упущена из виду трактовка самого понятия «стратегия». Стратегия (др.-греч. - искусство полководца) - наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, а позднее - вообще какой-либо деятельности человека. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Снять черту
В разработанных документах предлагается достигать поставленные цели, основываясь не на имеющихся конкурентных преимуществах российского авиапрома, а на существующих проблемах и слабых сторонах, что заведомо предопределяет целенедостижение и противоречит основным правилам разработки стратегий всех уровней управления.
На наш взгляд, целесообразно в перечне показателей выполнения Стратегии-2030 сделать акцент на реализацию потенциала внутреннего рынка РФ с учетом темпа пассажиро- и грузооборота по России.
Данные показатели будут именно интегральными, поскольку, как справедливо отмечается в работе [11], авиационная промышленность и гражданская авиация – это не просто независимые отрасли, первая из которых выпускает и ремонтирует авиатехнику, а вторая – эксплуатирует ее, перевозя пассажиров и грузы. Эти отрасли связаны друг с другом стандартными и прочными взаимоотношениями поставщика и смежника, и локомотивом их развития является спрос на авиаперевозки, динамика которого определяет будущее гражданского сектора авиационной промышленности. Стимулирование роста авиаперевозок будет инструментом увеличения объемов продаж авиатехники. Кроме того, правительства ведущих авиационных держав мира рассматривают субсидии авиакомпаниям в том числе как инструмент поддержки гражданского авиастроения.
Рис. 7. Расхождения в документах стратегического планирования авиапрома
В нормативном правовом акте наивысшего уровня - в данном случае в законе № 172-ФЗ - необходимо предусмотреть изменения, которые обеспечат повышение качества стратегического планирования развития любых объектов управления, в силу универсальности некоторых принципов управления развитием социально-экономических систем. К ним относятся: принцип обратной связи между планированием и реализацией планов с последующей корректировкой планов и управляющих воздействий (что обеспечит устойчивость как к изменению внешних условий, так и к появлению неизбежных ошибок планирования); принцип объективности планирования с опорой на факты и системные знания, а не субъективные мнения. Поэтому на уровне закона № 172-ФЗ необходимо предусмотреть:
1. Анализ целей предыдущих стратегических плановых документов, степени их достижения. В случае значительного расхождения между «планом» и «фактом» необходимо выявление причин, которые могут лежать в двух областях:
а) постановка нереалистичных, недостижимых целей либо неполнота комплекса мероприятий с точки зрения обеспечения достижимости поставленных целей, т.е. ошибки планирования;
б) неудовлетворительная реализация планов – по причинам как недостаточного ресурсного обеспечения, так и недостатков тактического управления.
В документах прогнозирования и стратегического планирования необходимо предусмотреть раздел, посвященный апостериорному анализу реализации предшествующих стратегий, планов, прогнозов, с указанием степени соответствия плана или прогноза фактическим данным, а также причин несоответствий: несовершенство методологии и/или организации процессов прогнозирования и планирования; неучет существенных факторов в рамках корректной методологии и т.п. Данный раздел должен предварять методологический раздел, в котором необходимо четко и конкретно отражать совокупность моделей и методов, используемых при разработке прогноза или плана. Основные предпосылки отраслевых стратегий - в том числе предпосылки выбора стратегических альтернатив, целевых сегментов рынка и целевых долей в этих сегментах, планируемых объемов реализации продукции, целевых значений показателей уровня технического совершенства перспективной продукции, перспективной индустриальной модели отрасли - должны быть обоснованы количественными оценками.
2. Четкое, конкретное и прозрачное описание методологии обоснования всех стратегических решений, основных положений стратегии, полноты комплекса программных мероприятий (с обоснованием их влияния на достижение генеральных целей, а также достаточности для их полного достижения).
3. Направленность всех документов государственного стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе отраслевых стратегий, на достижение генеральных целей государственного, общенационального, а не корпоративного уровня, – даже если отрасль представлена в стране единственной организацией. Организационно выполнение этого требования обеспечивается (формально – уже в настоящее время, но необходимы конкретные механизмы реализации нижеследующих положений):
а) разработкой отраслевой стратегии под руководством профильного ФОИВ, вырабатывающего государственную политику в области развития соответствующих отраслей;
б) запросом (на начальной стадии разработки отраслевой стратегии) профильного ФОИВ к смежным, заинтересованным ФОИВ, об их ожиданиях и требованиях к выходным параметрам развития данной отрасли (применительно к авиастроению), прежде всего - Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
Еще одно принципиально важное положение касается горизонта стратегического планирования и прогнозирования развития отрасли. В различных отраслях в силу их специфики различается характерная длительность жизненных циклов изделий и технологий, инновационных циклов и т.п. И если под стратегическим управлением подразумевается управление развитием потенциала отрасли – производственного, научно-технологического, и т.п., – то стратегический горизонт планирования должен охватывать период не менее одного жизненного цикла поколения изделий, включая создание необходимого для этого научно-технического задела. В связи с этим горизонт планирования, который для некоторых отраслей может считаться стратегическим, для других будет явно недостаточным. Авиастроение как раз является примером отрасли с чрезвычайно длительными жизненными циклами (ЖЦИ) как изделий, типов и образцов, так и технологий, используемых при разработке продукции. Создание нового типа самолета или авиадвигателя (т.е. предпроизводственные стадии ЖЦИ) длится до 5-10 лет, а иногда и более. Но наиболее протяженными являются последующие стадии ЖЦИ – серийное производство и эксплуатация. Если рассматривать жизненный цикл не отдельных экземпляров, а, например, летательных аппаратов, рекордсменом можно считать отечественный самолет Ан-2, совершивший первый полет в 1947 г. Таким образом, его массовая коммерческая эксплуатация длится уже 70 лет. Поэтому характерный для долгосрочных прогнозов и планов, с точки зрения большинства отраслей, период длительностью 15 лет не является для авиастроения, а тем более авиационных технологий, стратегическим.
Необходимо предусмотреть в законодательстве о стратегическом планировании возможность индивидуального обоснования горизонтов планирования, которые обеспечивали бы полноценный стратегический характер планов и прогнозов в различных отраслях. При этом нынешние нормы, которые предусматривают максимальный 15-летний период, обосновываются необходимостью согласовывать отраслевые, региональные и т.п. прогнозы и стратегии с общенациональными – долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, основополагающими стратегиями федерального уровня – стратегией национальной безопасности, стратегией научно-технологического развития и т.д. Однако в данном случае с содержательной точки зрения целесообразно не ограничивать искусственно горизонты планирования и прогнозирования развития отраслей с длительными жизненными и инновационными циклами, выхолащивая саму суть стратегического управления, а расширять горизонты прогнозирования и планирования на общенациональном уровне, с учетом долгосрочного характера многих ключевых процессов. 15-летний период не более обоснован, чем 30-50-летний, с точки зрения, например, обеспечения ответственности должностных лиц, принимающих решения, и разработчиков планов и прогнозов или обеспечения обратной связи, мониторинга промежуточных результатов и корректировки планов и прогнозов (как правило, именно такие аргументы выдвигаются против увеличения горизонтов планирования). Эти требования и в настоящее время не выполняются в удовлетворительной степени (в том числе для краткосрочных планов и программ), как обосновано выше, а для их успешного выполнения требуется внедрение механизмов, одинаково применимых при 15-летнем и 30-50-летних горизонтах планирования и прогнозирования.
Вариативность горизонтов планирования и прогнозирования для различных отраслей и других объектов управления также должна быть зафиксирована на уровне федерального закона.
В свою очередь, на уровне отраслевых нормативных документов – методических рекомендаций, правил разработки стратегий – необходимо отразить изменения, специфичные для стратегического управления развитием высокотехнологичных отраслей промышленности. Документы должны включать в себя:
1) примерную (типовую) структуру стратегии развития отрасли промышленности, отражающую объективную управленческую логику формирования стратегии, а именно: формулировку генеральных целей развития отрасли (с позиций общества и государства); анализ текущего состояния отрасли (производственной программы, производственно-экономических показателей, роли отрасли в решении общегосударственных задач, организационной структуры отрасли, состояния производственного, кадрового потенциала, уровня технологического развития – с учетом текущей фазы развития технологического развития); анализ опыта реализации предшествующих стратегических документов; прогноз внешних условий развития отрасли, анализ возможностей и угроз; анализ сильных и слабых сторон отрасли, выбор стратегической альтернативы; описание целевого состояния отрасли, ожидаемых результатов реализации стратегии, механизмов реализации стратегии, мониторинга, корректировки и т.п.;
2) положения, закрепляющие ведущую роль стратегического планирования развития науки и технологий в процессах стратегического планирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности, и, соответственно, организующую роль в этих процессах ведущих научных центров соответствующих отраслей;
3) положения, определяющие необходимость разработки комплексной модели развития отрасли для обоснования стратегических решений, и порядок ее разработки, обеспечивающий открытость процесса разработки модели, т.е. учет альтернативных научных позиций и концепций при формировании состава, структуры и спецификации моделей.
Также в изменении нуждаются документы, регламентирующие формирование государственных и федеральных целевых программ в части исследований и разработок. Последние должны быть ориентированы на разработку научно-технического задела в интересах соответствующей отрасли промышленности.
Таким образом, в данной работе на основе трактовки понятия "целеполагание" как определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приведенного в законе №172-ФЗ, представлены:
Снять флажки
3) изменения нормативно-правовой базы, необходимые для создания эффективной системы стратегического планирования научно-технологического развития авиастроения.
Отраслевая система стратегического планирования - важный элемент общей системы управления отечественным авиастроением. Однако стремление к ее совершенству не может служить самоцелью. Необходимо создать условия для ее использования как эффективного инструмента текущей управленческой деятельности по госрегулированию инновационного развития авиационной отрасли. Стратегическое планирование должно быть органично встроено в управление проектами и процессами в авиастроении с ориентацией на общий вектор создания цифровой экономики.
1. Ключевые положения проекта Стратегии авиационной промышленности РФ на период до 2030 года. Заседание Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Самара, май 2016г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://soyuzmash.ru/docs/prez/prez-kavp-060516-1.pdf
2. Финансовый словарь. Уровни экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://utmagazine.ru/posts/9735-urovni-ekonomiki
3. Сайт АО «Концерн Радиоэлектронные технологии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://report2015.kret.com/about
4. В ОАК рассказали о перспективах российской авиации на мировом рынке. Новости Aviation Explorer от 7 февраля 2017г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.aex.ru/news/2017/2/7/165921/print/
5. Положение о комитете по стратегии при Совете директоров акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.uecrus.com/files/strategy_committee_regulation_17092015.pdf
6. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Версия от 28 ноября 2016 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2030_goda
7. Сайт Министерства экономического развития РФ. Раздел «Стратегия пространственного развития России». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/indexdocs
8. Стратегия 2030. Проект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2030_goda
9. Государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Дополнительные и обосновывающие материалы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/GP_RAP_dop_chast_bez_prilozhenii.pdf
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/011fd74cb50799b15c31cf4f332d465e22fe0ab4/
11. Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения: монография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://vladislavklochkov.narod.ru/olderfiles/1/JEPRA.pdf