КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ЦЕННОСТНО-КУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены современные подходы к изучению каллиграфии (искусства рукописного письма) с точки зрения ее коммуникативной функции. Воплощая тезис о единстве формы и содержания, каллиграфия исторически формировала традиции их связи и была одним из способов трансляции культурной памяти. Именно поэтому даже после изобретения печатного станка к искусству каллиграфии прибегали для создания государственных документов или при переписывании книг религиозного значения и т.д. Так, каллиграфия связана как с созданием, так и с трансляцией определенных коммуникативных ценностей. Онтологически каллиграфия относится к предметно-символическому пласту культуры, основанному на специфике национально-культурного кода. Она соединяет семантический пласт культуры и визуально-образные ряды, представляя собой одновременно инструмент и способ хранения принципов такого соединения, свойственные именно данной культуре. Отсюда — ее роль в поддержании межличностных и групповых контактов, включая контакты в сфере международных отношений. Причем современный контекст требует учитывать как взаимодействие каллиграфии с новейшими IT-технологиями, так и изменения, которые связаны с перемещением каллиграфии из сферы, обязательной для образованного человека, в область факультативной дисциплины. В статье рассматривается также терапевтическая роль каллиграфии, как и ее востребованность в образовательном процессе. Со ссылкой на новейшие исследования автор отмечает ценность красивого письма для развития мелкой моторики и связанных с ней интеллектуальных способностей, несмотря на попытки современной системы образования дистанцироваться от обязательного развития рукописных навыков. Все это позволяет утверждать, что комплексное изучение коммуникативного значения каллиграфии в культуре нуждается в продолжении.

Ключевые слова:
ценностно-культурные аспекты каллиграфии, коммуникативная функция каллиграфии, традиции каллиграфии, каллиграфия в современном диалоге культур, образный характер восприятия информации, воспитательное и образовательное воздействие каллиграфии на личность, современная межкультурная коммуникация.
Текст

Коммуникация современного типа все больше замыкается на технические средства, компьютерные технологии и другие инструменты, опосредующие прямой личностный контакт.

Список литературы

1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений [Текст] / В.М. Аллахвердов. — СПб., 2001. — 200 c.

2. Байкулова А.Н. Основные тенденции развития официального и неофициального общения [Текст] / А.Н. Байкулова // Известия Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». — 2014. — № 3. — С. 22–25.

3. Борщевский А. Азбучные истины. Кошерная каллиграфия [Текст] / А. Борщевский. — Иерусалим, 2008. — 21 с.

4. Воевода Е.В. История организации профессиональной языковой подготовки специалистов-международников: от Киевской Руси к Российской империи [Текст] / Е.В. Воевода. — М.: МГОУ, 2010. — 154 с.

5. Глаголев В.С. Ценность личности и её творческий потенциал [Текст] / В.С. Глаголев // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — № 2. — С. 229–234.

6. Громова Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика [Текст] / Т.Н. Громова // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сб. науч. тр. — Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. — Вып. 1. — C. 43–52.

7. Диденко О.М. Разработка наглядных методических материалов каллиграфических знаков [Текст] / О.М. Диденко, Ю.Ф. Петрушкин // Вестник дизайнерского образования: материалы VII интернет-конференции «Формирование целостной готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности» / под ред. А. В. Трошкина. — Донецк ДонНУ, 2016. — Вып. 7. — С. 30.

8. Компьютер вместо ручек: американских школьников больше не учат писать от руки [Электронный ресурс] // Russian.rt.com. — 2015. — 1 февр. — URL: https://russian.rt.com/ article/71800/ (дата обращения: 11.05.2017).

9. Почепцов Г.Г. Коммуникация как процесс. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук, 2006. — 656 с.

10. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / А.П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 271 с.

11. Сикорский Н.М. Книговедение: энциклопедический словарь [Текст] / Н.М. Сикорский [и др.]. — М.: Сов. энциклопедия, 1982. — 664 с. — URL: ht tp://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001906/index.shtml/ (дата обращения: 12.05.2017).

12. Силантьева М.В. Ментально-символическое преодоление барьера «свой — чужой» как основа стратегий освоения инокультурного пространства [Текст] / М.В. Силантьева // Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2014. — С. 429–431.

13. Силантьева М.В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? [Текст] / М.В. Силантьева // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. — 2012. — С. 39–47.

14. Слезин В.Б. Лаборатория нейро- и психоневрологии. [Электронный ресурс]. — URL: http://bekhterev.ru/clinika/diagnostika/ funktsionalnaya-diagnostika/sotrudniki.php?ELEMENT_ID=41/ (дата обращения: 11.05.2017).

15. Чесноковская Л.В. Стереотипы в межкультурной коммуникации [Текст] / Л.В. Чесноковская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 4. — С. 91–95. — URL: https://e-koncept.ru/2015/15107.htm

16. Чобитько П. Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе [Электронный ресурс] // Ok-inform.ru. — 2012. — 7 июня. — URL: https://ok-inform.ru/obshchestvo/obrazovanie/69-pjotr-chobitko-kalligrafiya-dolzhna-byt-obyazatelnymurokom-v-shkole.html (дата обращения: 15.05.2017).

17. Шестопал А.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационных процессов / А.В. Шестопал, М.В. Силантьева // Межкультурная коммуникация: современная теория и практика: Материалы VII Конвента РАМИ. — М.: Аспект Пресс, 2013. — С. 10–16.

18. Abu-Rabia S., Siegel L.S. Reading skills in three orthographies: The case of trilingual Arabic–Hebrew–English-speaking Arab children [Text] / S. Abu-Rabia, L.S. Siegel // Reading and Writing. —2003. — № 7. — p. 611–634.

19. Bond Gifting, Inc. [Электронный ресурс]. — URL: https:// bond.co/about (дата обращения: 10.05.2017).

20. Chang K.-I. Flow of Qi: System of Real-Time Multimedia Interactive Application of Calligraphy Controlled by Breathing [Text] / Chang K.-I., Lee K.-T., Tsai W.-H., Liao H.-Y.M., Chen T., Hsieh J.-W., Tseng C.-C. // Advances in Multimedia Modeling: 17th International Multimedia Modeling Conference. — Taipei, Taiwan: Lecture Notes in Computer Science: Lecture Notes in Computer Science. — 2011. — P. 432–441.

21. Finland: Typing takes over as handwriting lessons end. Финляндия: уроки письма заменят занятиями по набору текста на клавиатуре [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bbc.com/news/blogs-news-from-elsewhere-30146160 (дата обращения: 10.05.2017).

22. Long-Term Experience of Chinese Calligraphic Handwriting Is Associated with Better Executive Functions and Stronger Resting-State Functional Connectivity in Related Brain Regions [Электронный ресурс]. — URL: http://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0170660&type=printable (дата обращения: 13.05.2017).

23. Postal Service Ready to Deliver Holiday Cheer [Электронный ресурс]. — URL: https://about.usps.com/news/national-releases/ 2016/pr16_091.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

Войти или Создать
* Забыли пароль?