УРОК ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье в компактной форме излагаются вопросы: реализации компетентностного и деятельностного подходов в контексте реализации на уроках «Технологии»: построение урока, формы, методы, приемы работы.

Ключевые слова:
компетентностный и деятельностный подходы, межпредметная интеграция, структурные элементы урока; традиции и инновации в обучении, современные педагогические технологии; ФГОС НОО; излагается современное видение процесса обучения.
Текст

В пособии [22] представлена общая характеристика учебного предмета «Технология» в контексте требований стандартов II поколения, отличающихся реализацией компетентностного и деятельностного подходов в образовании.

Практика реализации ФГОС НОО показывает, что учителя затрудняются в понимании педагогических инноваций, нахождении целесообразного равновесия в традиционных и новационных подходах к структурированию урока, нахождению оптимальных для каждого этапа урока путей и средств организации работы учащихся, обеспечивающих интенсивность образовательного воздействия [2; 14]. Раскрыть сущность обозначенных проблем и помочь их решению на уроках «Технологии» – назначение данного пособия.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов (специалистам, бакалаврам, магистрам) и учащихся педагогических колледжей, и может использоваться в целях организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины; для учителей начальных классов общеобразовательных школ, учителей технологии 5–9-х классов; для слушателей курсов Институтов развития образования (повышения квалификации учителей).

Материалы пособия направлены на формирование у учителя современного видения процесса обучения на уроках «Технологии», построение урока, формы работы на уроке. На освоение современных методов, приемов и подходов, и их применение в системе, основываясь на современных научных экспериментальных данных.

Учебное пособие включает 8 разделов и приложение:

  1. Общая характеристика учебного предмета «Технология».
  2. Психолого-педагогическая готовность младших школьников к трудовому обучению.
  3. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса.
  4. Организация коллективных творческих дел на уроках «Технология» в начальной школе.
  5. Решение проектных задач на уроках «Технология» в начальной школе.
  6. Специфика и организация проектной деятельности младших школьников на уроках «Технология».
  7. Система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на занятиях художественно-творческой деятельностью (уроки ИЗО, Технологии, внеурочная деятельность) [15; 18; 19].
  8. Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов на уроках «Технология» в начальных классах [3; 6].

Начальная школа заинтересована в создании такой системы обучения и воспитания, где доминирующей будет познавательная творческая деятельность учащихся, и закладываются основы, определяющие его успешное продвижение на всех последующих этапах обучения. Компетентностный урок выдвигает на первое место не информированность ученика (усвоение суммы знаний, которое выработало человечество), а способность организовывать свою деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным. Он находит свое воплощение в конструировании и реализации урока «Технология» – гибкой формы организации обучения, обеспечивающей активную и плановую учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на решение поставленных задач.

Практико-ориентированная направленность содержания «Технологии» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика [21]. Его можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках, активного использования МПС, межпредметной интеграции (изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение, математика с целью создания у школьников единой картины рассмат­риваемого явления), что, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Занятия продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности при условии, что они отвечают возрастным особенностям психического развития младших школьников, особенно детей 6–7 лет. Это и неумение ясно и полно представить себе результат труда (прогнозирование результатов), и неустойчивость замысла, и неустойчивости интереса к отсроченному результату работы, и слабость произвольного внимания и т.п.

Основное внимание в пособии уделено описанию организационно-методического обеспечения учебного процесса. Именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воз­действие на личность ребенка. От того, насколько грамот­но будет продуман и организован урок, зависит реализа­ция поставленных в учебной дисциплине образовательно-воспитательных задач [16].

Главным направлением педагогических инноваций стал переход от репродуктивных методов обучения, когда знания и умения передаются детям в готовом виде, к активным и творческим методам, направленным на то, чтобы побуждать детей к поиску новых знаний и помогать им искать ответы на их собственные вопросы. Но здесь уместно отметить и достоинства традиционного обучения, от которых не следует отказываться (систематический характер обучения, логически спланированная передача знаний от учителя к учащимся, организационная четкость и пр.) и недостатки, которые следует учитывать и исправлять (однообразие форм, методов обучения и общения, субъектно-объектные отношения «учитель – ученик», ориентация на большой объем домашнего задания, интеллектуальное иждивенчество учащихся из-за привычки получать готовое, отсутствие ориентации на индивидуальность ученика, чаще всего усредненный подход учителя, пассивность учащихся и пр.).

В рамках строго отведенного учеб­ного времени учителю приходится находить оптимальные для каждого этапа урока пути и средства организации работы учащихся, обеспечивающие наибольшую интенсивность образовательного воздействия. На основе анализа литературы и обобщения прак­тического опыта учителей подробно представлена примерная структура урока, которую можно изменять в зависимости от его типа, выбранных методов работы, содержания урока, уровня развития детей, их количества в классе, учебно-материальной базы школы. Моделируя урок, следует учитывать ряд положений (они представлены в пособии), определяющих урок как современный [10; 16; 17; 20].

В пособии достаточно подробно и вариативно описано содержание структурных элементов урока «Технология». Сформулированы учебные задачи и показатели их выполнения на каждом этапе. Практико-ориентированная направленность пособия поддерживается включением достаточно большого количества конкретных примеров.

Условием развития познавательной активности, инициативности, любознательности учащихся является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания (исследовательские и логические): наблюдения, опыты, сравнения, анализ, классификация, обобщение, учебный диалог, логические и творческие задачи, и другие активные формы и методы познавательных универсальных учебных действий. Поэтому в пособии уделено внимание методике проведения опытов и наблюдений за свойствами изучаемых материалов и инструментов, и сформулированы рекомендации к постановке опытов, рассмотрены конкретные примеры [17].

Практика реализации ФГОС НОО показывает, что учителя довольно часто не различают такие понятия, как «КТД», «проектная задача», «проектная деятельность». Раскрыть сущность обозначенных понятий, раскрыть их дидактическую ценность на уроках «Технологии» в начальных классах – одна из задач пособия.  На практических примерах показана методика постепенного освоения таких видов деятельности на уроках «Технология».  

Организация коллективных творческих дел является одним из условий развития познавательной активности младших школьников. Структура КТД определена шестью этапами коллективного творчества. Представлены основные виды коллективной деятельности, методы и приемы организации. Рассмотрены конкретные примеры.

Одна из основных задач «Технологии» – создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия [11; 12; 13]. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать личностные качества (аккуратность, внимательность и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией, осваивать элементарные приемы работы на компьютере, знакомит с деятельностью человека в разных сферах деятельности: естественнонаучной и художественно-эстетической. Учитывая, что исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе, в начальной школе метод проектов используется зачастую в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Выявляется сущность метода проектов, дается краткая характеристика современных моделей проектной деятельности и анализируются педагогические условия ее организации в начальной школе.

Для организации полноценной проектной деятельности с младшими школьниками следует ввести пропедевтические занятия, которые позволят им постепенно освоить новый для них вид деятельности. Для этого определены начальные этапы освоения и осмысления школьниками проектной деятельности.

Предложена система учебно-творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на занятиях художественно-творческой деятельностью (включая уроки Технологии, ИЗО, внеурочную деятельность) [1; 4; 9].

Материалы пособия позволят изучить возможность организации и введения современных педагогических технологий (приемы кластер, ключевые слова, верные и неверные утверждения и др.) на урок «Технология» в начальной школе.

В пособии представлены примеры заданий, тестов для текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов на уроках «Технология». Это поможет учителю в разработке контрольно-измерительных материалов по разным УМК и разделам программы [5; 7; 8].

Представлены примерные варианты конспектов уроков «Технология».

Схема анализа урока «Технология» поможет и студентам, и учителям осуществлять оценку и самооценку, что является неотъемлемой частью деятельности педагога, работающего по ФГОС НОО.

Список литературы

1. Алексеенко Е.В. Повышение эффективности ху¬дожественно-технологического образования младших школьников в процессе освоения народного искусства \ Преемственные инновационные технологии в системе «Дет. сад-школа-вуз». Мат. Всерос. научно-практ. конф. под ред. док. пед. наук. проф. Д.М. Маллаева. – 2009. – С.311–115.

2. Алексеенко Е.В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. На основе учебно-методического комплекта «Школа России». \\Начальная школа, №9. М. – 2009. – С. 22.

3. Алексеенко Е.В., Антонова Ю.Н. Мой дом – моя крепость \\Начальная школа, М. – 2008. – №6. – с. 58–65.

4. Алексеенко Е.В. Искусство деревянного зодчества на уроках технологии в начальной школе \\ Начальная школа, М. – 2009. – № 10. – С. 58–64.

5. Алексеенко Е.В. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 2. М. Просвещение, 2009. 207 с. (в соавторстве).

6. Алексеенко Е.В. Практическая работа учащихся по изготовлению изделия на уроках технологии в начальных классах. \Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: материалы II Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. Часть1. Белгород, 2009. – С. 9–14.

7. Алексеенко Е.В. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В2 ч. Ч. 2.М. Просвещение, 2010. – С. 56–129. (в соавторстве).

8. Алексеенко Е.В. К вопросу выбора УМК по изобразительному искусству и технологии в контексте новых образовательных стандартов. Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: материалы Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – С 24–27.

9. Алексеенко Е.В. Изобразительное искусство и худ. труд: программа и тематическое планирование. М. Просвещение. 2010. – 94 с. (в соавторстве).

10. Алексеенко Е.В. Подготовка и проведение урока технологии в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов и молодых специалистов. Орел, 2010. – 75 с.

11. Алексеенко Е.В. Функции и задачи примерной программы по технологии в контексте новых образовательных стандартов. Всероссийская научно-практическая конференция: Психолого-педагогическое и методическое сопровождение образовательного процесса. Махачкала, 2012. – С. 78–84.

12. Алексеенко Е.В. Современные требования к урокам технологии в начальной школе: методические рекомендации \изд. 4-е-Орел: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей». Орел, 2013. 104 с.

13. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе: современные требования к организации и проведению: учебно-методическое пособие учебно-методическое пособие/ Е. В. Алексеенко. -6-е изд., доп.- Орел: БОУ Орловской обл. доп. проф. образования (повышение квалификации) специалистов «ОИУУ»,2014. – 144 с.

14. Алексеенко Е.В. К вопросу об индивидуальной стратегии художественно-технологического образования в контексте ФГОС НОО. Новые возможности развития младших школьников на пути реализации ФГОС НОО нового поколения. Материалы областной научно-практической конференции. БОУООДПО(ПК)С «ОИУУ». Орел, 2014.

15. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки природных материалов: композиции на плоскости и в объёме: учебно-методическое пособие [Текст]\ Орел, 2013. 230с.: илл.

16. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: особенности организации начала урока. \\М., Начальная школа. – №12. – 2013. – С. 72–76.

17. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: подготовка учащихся к предстоящей практической работе. \\Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 41–47.

18. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки бумаги: композиции на плоскости и в объёме: учебно-методическое пособие [Текст]\Е.В. Алексеенко. -6-е изд., доп.- Орел БОУООДПО(ПК)С «ОИУУ»,2014. – 308с.: илл.

19. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки пластических материалов: композиции на плоскости и в объёме [Текст]: БОУ Орловской области ДПО (ПК)С» ОИУУ», 2015. – 356с: илл.

20. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему. \\ М., Начальная школа, №12-2015. – С. 61–67.

21. Алексеенко Е.В. Интегративный характер «Технологии» как основа достижения планируемых результатов в интеллектуально-практической деятельности младших школьников (урочной и внеурочной) Россия и Крым: векторы взаимодействия и сотрудничества в отечественном образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Белгород. 2015: в 2 т. Т. 1 / - Белгород, ООО "ГиК", 2015. – С. 42–47.

22. Алексеенко Е.В. Теория и технология художественной обработки текстильных материалов: композиции на плоскости и в объёме: учебно-методическое пособие [Текст] / Орел, ИРО, 2016. 260 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?