Пермский край, Россия
Пермский край, Россия
Представлен опыт разработки самостоятельно установленного образовательного стандарта (СУОС) по направлениям подготовки бакалавров 43.03.02 Туризм и 43.03.01 Сервис, включенным в укрупненную группу направлений и специальностей ПГНИУ. Показаны пути решения проблемы совмещения географической направленности обучения с экономико-управленческой. Разработана структура учебных блоков ООП, определены подходы к формированию вариативных частей программ образования, опорные точки и компетентностно-ориентированные задачи обучения. Обосновано построение вариативной части программы бакалавриата по направлению Туризм с позиций необходимости отражения в ней пространственно-маршрутных и проектных аспектов туризма, историко-культурной ориентированности, сервисной и организационно-экономической направленности, региональной ответственности. Подчеркнута целесообразность воплощения принципа региональной ответственности через включение в стандарт дополнительного вида деятельности – спортивно-оздоровительного для подготовки будущих специалистов к решению таких профессиональных задач, как организация спортивно-оздоровительных туров, программ и других турпродуктов с учетом региональной специфики, обеспечение безопасности и тактико-технического сопровождения туристских групп. На основе анализа современных представлений о сервисе вычленены его актуальные составляющие и выявлены требуемые для сервисных работников качества, определившие задачи обучения. Сформулированы подходы к дисциплинарному наполнению вариативной части программы по подготовке бакалавров направления Сервис: сервисная и организационно-управленческая направленность, сочетание стандартной профессиональной деятельности с творческой составляющей, социально-культурная клиенто-ориентированность, воспитание общечеловеческих качеств и психологической устойчивости. Принципы, задачи и их дисциплинарная реализация в ОПП по направлениям Туризм и Сервис обобщены, сгруппированы и представлены в табличной форме. В заключительной части обозначены проблемы формирования СУОСа.
самостоятельно установленный образовательный стандарт, основная образовательная программа, Туризм, Сервис, дисциплинарное наполнение, профессиональное образование, региональная специфика образования
1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Кобелева О.В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 1. С. 69–76.
2. Донскова Л.И. Сфера сервиса: сущность, уровень развития, проблемы // Известия Томск. политехн. ун-та. 2006. Т. 309. № 6. С. 178–182.
3. Зырянов А.И., Харитонова Н.В., Щепеткова И.О. Принцип региональной ответственности в учебном планировании подготовки бакалавров туризма // Комплексное использование и охрана подземных пространств: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летнему юбилею науч. и тур.-экскурс. деятельности в Кунгурской Ледяной пещере и 100-летию со дня рождения В.С. Лукина (Кунгур, 26–31 мая 2014 г.). Пермь: ГИ УрО РАН, 2014. С. 135–138.
4. Субботина Е.В. Современные подходы к разработке и отбору содержания профессионального туристского образования с учетом требований работодателей // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 2. С. 31–36.
5. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017. С. 347.
6. Что такое сервис: характеристика понятия // Fb.ru. URL: http://fb.ru/article/197614/chto-takoe-servis-harakteristika-ponyatiya#image864682 (дата обращения: 03.03.2017).
7. Шохов А. Что такое качественный сервис // Shokhov.com. URL: http://www.shokhov.com (дата обращения: 07.04.2017).