ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам становления экологической культуры в процессе обучения и воспитания в высших учебных заведениях лесного комплекса. Особое внимание уделено вопросам становления экологической этики как междисциплинарного образования и мировоззренческой основы экологического сознания современной личности.

Ключевые слова:
экология, этика, экологическое сознание, экологическая этика, философия экологии
Текст

Экологическая этика, сформировавшаяся в своем современном варианте на базе трех основных теорий (антропоцентристской, патоцентристской, биоцентристской) преподносит в результате различные по своей сути предметы исследования в качестве центрального, ключевого; вследствие этого развиваются параллельные, не связанные друг с другом варианты «микро-этик», вместо одной целостной «макро-этики». Но современная кризисная ситуация требует формирования новой нравственной парадигмы взаимоотношения человека и природы, трансформации нравственного сознания и кардинального пересмотра самой методики экологической этики [1, 2, 5]. Экоэтика должна соединить и научные знания, и личностный опыт, т.е стать целостным, последовательным миропониманием и личностным практическим опытом (с непосредственным включением эмоций, чувств, этико-эстетического начала личности) [8]. Такие возможности имеются у предметов гуманитарного цикла: философии, этики. Так, о мировоззренческой роли философии в  развитии современного целостного активного миропонимания, особенно важного в кризисную эпоху, говорил Н.И.Моисеев (необходимость «универсалий миропонимания», «представления об общей логике развития мира», понимание взаимосвязи «экологии, политики, нравственности») [4, 6]. 

Список литературы

1. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В.И. Вернадский. - М., 1988. – 386 с.

2. Розанов, В.В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания [Текст] / В.В. Розанов. – М. : Танаис, 1995. – 808 с.

3. Калугина, С.А. Современная экологическая этика в контексте отечественной философской традиции [Текст] / С.А. Калугина // Учебный процесс в высшей школе: материалы конференций, посвященных 80-летию Воронежской государственной лесотехнической академии, состоявшихся в 2010-2011 гг. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА". - Воронеж, 2011. - С. 25-34.

4. Калугина, С.А. Формирование западной биоэтики в трудах Гиппократа [Текст] / С.А. Калугина, И.В. Сатина // Учебный процесс в высшей школе: материалы конференций, посвященных 80-летию Воронежской государственной лесотехнической академии, состоявшихся в 2010-2011 гг. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА". - Воронеж, 2011. - С. 36-45.

5. Калугина, С.А. Проблемы становления экологической этики [Текст] / С.А. Калугина // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации. - 2011. - № 2 (27). - С. 148-149.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

7. Парахонский, А.П. Экологическое сознание – основа взаимодействия человека и биосферы [Текст] / А.П. Парахонский // Успехи современного естествознания. – 2008. - №12. - С.51-53.


Войти или Создать
* Забыли пароль?