Томская область, Россия
Томская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается один из ключевых вызовов глобального мира – проблема творческой самореализации личности как способа бытия человека в рамках кросскультурного взаимодействия. Теоретико-методологической базой исследования выступает концепция реконструирования творчества, раскрывающая особенности современной социокультурной ментальности и моделирующая комфортную безбарьерную интернациональную среду. Показана слабая жизнеспособность мультикультурализма в контексте межкультурной коммуникации и необходимость адаптации личности к новой реальности через самоактуализацию и самореализацию ее возможностей и ресурсов посредством творчества. В работе описана культурно-историческая трансформация творчества как способа самоосуществления человека в культуре. Творчество, являясь базовой смысложизненной установкой, рассмотрено в качестве конституирующего звена регулирования этносоциальных процессов. Отмечена актуальность вопроса культурногообъективизма, создания личностью посредством своих духовных сил и способностей социальной программы«распредмеченных» смыслов культуры посредством творчества, рассматриваемого как преодоление культурной замкнутости, выхода в иные культурные пространства, с учетом культурно-исторической трансформации. Предложена модель перехода к высшей стадии эффективности кросскультурного взаимодействия через творчество, которая опирается на методологию реконструирования творческих процессов в социокультурном пространстве. Для реализации адаптационного потенциала данной модели выделены наиболее релевантные показатели потенциала самореализации мигрантов и представителей принимающего сообщества. Сделан вывод о том, что для раскрытия потенциала контекстной среды, как носителя возможных свойств, способствующих проявлению смысла человеческой деятельности, необходимо создание релевантной модели эффективной кросскультурной коммуникации и культурной миграции, фундаментом которой выступает творчество как способ самоосуществления человека в культуре.
творчество, кросскультурная коммуникация, реконструирование творчества, самореализация
1. Altbach P.G., Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons From History // Journal of Studies in International Education. 2015. № 19(1). P. 4–10.
2. Bedenlier S., Zawacki-Richter O.Internationalization of higher education and the impacts on academic faculty members // Research in Comparative & International Education. 2015. № 10 (2). P. 185–201.
3. Bronzino L. Specifics of Migration from Russia to Europe in the Course of Crisis: the Flight of the Creative Class // Medi-terranean Journal of Social Sciences. 2015. V 6. № 1. P. 200–209.
4. Gielen P.Creativity and other Fundamentalisms. Mondriaan: Amsterdam. 2013.
5. Hogan C.F.Facilitating Cultural Transitions and Change, a practical approach, Stillwater,USA: Four Square Books. 2013.
6. Messner W., Schäfer N.Advancing Competencies for Intercultural Collaboration, in: U. Bäumer, P. Kreutter, W. Messner (Eds.) “Globalization of Professional Services”. Heidelberg: Springer. 2012.
7. Metz T.The FAST Facilitative Session Leader. Productivity Press, Boca Raton, FL. 2013.
8. Warwick P.The international business of higher education. A managerial perspective on the internationalisation of UK universities // The International Journal of Management Education. 2014. Vol. 12. Iss. 2.P. 91–103.
9. Илюхина Г.И., Ананьева Т.Н., Кобелева О.В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 1. C. 69–77.
10. Касавин И.Т.Коммуникация и творчество // Философия науки. 2012. №17. C. 14–17.
11. Кортунов В.В.Культура и цивилизация как основной вопрос социологии культуры // Сервис plus. Т. 8. 2014. № 1. C. 6–15.
12. Покровская Е.М., Горских О.В., Раитина М.Ю. и др.Самореализация мигрантов: инструменты сольватации. Томск: ОГБУ «РЦРО». 2015. 142 с.
13. Раитина М.Ю. Методологические основания исследования творчества в социокультурном измерении // Совре-менные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2015. № 2–3. 8 с. http://elibrary.ru/download/22594125.pdf (дата обращения: 07.03.2017).
14. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учеб.-метод. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 224 с.
15. Чмыхало А.Ю., Ардашкин И.Б. Перспективы развития науки и инноваций в современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28). С. 111–122.
16. Шелекета В.О., Ивахнов В.Ю. Философские смыслы как упорядочивающие принципы бытия человека в культуре. Сервис Plus. Т. 9. 2015. № 4. С. 69 –75.