Россия
Россия
Процесс организация государственного контроля и аудита является одним из необходимых условий построения экономически развитого государства. В рамках государственного аудита на органы государственного аудита возлагается обязанность анализа эффективности и результативности использования бюджетных средств и всей государственной собственности. Поэтому стоит вопрос по нахождению на основе фундаментальных научных исследований эффективных стратегических решений по управлению бюджетными и экономическими процессами путём проведения государственного аудита.
государственный аудит, методология государственного аудита, методы государственного аудита.
Государственный аудит представляет собой целостную и независимую оценку эффективности деятельности объектов аудита, охватывающую не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками [1].
Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования государственных средств, активов государства и квазигосударственного сектора на основе оценки, проверки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей. При этом государственный финансовый контроль будет направлен на устранение совершенных нарушений объектами аудита и принятие мер реагирования.
Система государственного аудита, в том числе финансового контроля, должна обеспечивать объективной и достоверной информацией об использовании выделенных бюджетных средств и активов государства в соответствии с принципами законности, экономичности и результативности, а также эффективности деятельности государственных органов.
Порядок проведения государственного аудита в Республике Казахстан регламентирован Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 г. № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле».
Согласно стандартам аудита ИНТОСАИ государственный аудит включает три основных вида, такие как «финансовый аудит», «аудит эффективности» и «аудит соответствия» [2].
Рис. 1. Виды государственного аудита согласно стандартам аудита ИНТОСАИ
Важным в организации государственного аудита является соблюдение принципов государственного аудита. Таким образом, согласно Закону Республики Казахстан, можно выделить следующие основные принципы государственного аудита и финансового контроля [2]:
1) независимость – недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;
2) объективность – проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;
3) профессиональная компетентность – наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита, и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;
4) конфиденциальность – обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений;
5) достоверность – подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;
6) прозрачность – ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;
7) гласность – публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
8) взаимное признание результатов государственного аудита – признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Методология государственного аудита – представляет собой совокупность специфических методов, разработанных на основе достижений практики, которые направлены на процесс реализации государственного аудита.
Государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных этапов [3]:
1) формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного аудита на основании системы управления рисками;
2) планирования отдельного государственного аудита и его проведения;
3) принятия решения и составления документов по результатам государственного аудита.
Метод государственного аудита – это способ исследования или прием, который применяют субъекты государственного аудита для достижения целей аудиторского исследования.
Методы получения и обработки данных, обобщение результатов, обоснование выводов и осуществления других операций с государственного аудита делят на две группы: общенаучные методы и специальные методы.
Общенаучные методы государственного аудита основаны на принципах и категориях общенаучной теории познания и используются в большинстве отраслей знаний. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, экспертиза [7, с. 53].
К методам проведения государственного аудита относятся: аудиторская проверка; мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля; экспертно-аналитическая деятельность; анализ методов организации деятельности объектов проверки; анализ результатов работы объектов проверки; анализ конкретных проблем или ситуаций использования государственных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки; рассмотрение проблем «сверху вниз» и «снизу вверх»; проведение обследований и т.д. [4].
Таблица 1
Методы государственного аудита [5, с. 89]
Методы |
Содержание приемов и процедур |
проверка |
проверка количественного и качественного состояния объектов аудита путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния активов, а также проверка документов и записей |
анализ |
это комплексное изучение финансового положения и эффективности управления активами для оценки достигнутых результатов, которое проводится с помощью методов финансового анализа по данным бухгалтерского учета, финансовой, налоговой и статистической отчетности, отчетности о выполнении финансового плана и т.п. |
письменное объяснение |
заключается в получении письменного ответа от должностных лиц субъекта хозяйствования на поставленные государственным аудитором вопросы |
анкетирование |
получение необходимой для проведения аудита информации от должностных лиц субъекта хозяйствования или лиц, которые являются пользователями товаров, работ и услуг предприятия, путем применения анкет |
сверка |
заключается в письменном подтверждении третьими лицами точности информации, которое может быть осуществлено путем встречной сверки или путем письменного запроса |
обследования |
дает возможность получить общую характеристику возможностей предприятия на основании визуального осмотра |
тестирования |
состоит в формулировании перечня вопросов для оценки объекта исследования по ответам, на которые устанавливаются факторы риска и дается оценка соответствия |
экспертиза |
осуществляется с привлечением специалистов узкой специализации |
В рамках государственного аудита проводятся следующие проверки [3]:
1) встречная проверка – проверка третьих лиц (физических и юридических лиц, которые учувствуют в формировании поступлений в бюджет и / или используют бюджетные средства, а также осуществляют управление и использование государственного имущества), которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного аудита в рамках проверяемого вопроса;
2) совместная проверка – проверка, проводимая совместно с органами государственного аудита и финансового контроля и / или государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, в согласованные сроки, в рамках единой программы и группы государственного аудита, по результатам которой принимается единый итоговый документ;
3) параллельная проверка – проверка, проводимая с другими государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.
Необходимым условием осуществления процесса государственного аудита является организация руководителями органов государственного аудита контроля качества. Контроль качества осуществляется посредством регулярной проверки документов, которые составляются государственными аудиторами в ходе своей деятельности.
Органы государственного аудита и финансового контроля на системной основе осуществляют мониторинг данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний.
Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы страны, формирования и исполнения бюджета, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий [6, с. 15].
Таким образом, методология государственного аудита – это неотъемлемая часть организации государственного аудита. Что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности работы государственных органов, прозрачности использования бюджетных средств и управления государственными активами, а также противодействию теневой экономике.
1. Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан, Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 634.
2. ISSAI 100 «Основополагающие принципы аудита государственного сектора».
3. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле».
4. Султанова Б.Б. Развитие государственного аудита в Республике Казахстан // "Қазақ университеті" 2014 г. ISBN 978-601-04-0501-01 0,6стр. КАЗАХСТАН.
5. Немченко В.В. Аудит. (Основы государственного, независимого профессионального и внутреннего аудита): учебник рассчитан на экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов, студентов. / под. общ. ред. проф. Немченко В. В., Редько О. Ю. – К.: Центр учебной литературы, 2012. – 540 с.
6. Государственный и муниципальный аудит: учебное пособие для магистров / В.А. Андреев, А.Л. Чернышова, Э.В. Королева - Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 79 с.
7. Дикань Л.В. Государственный аудит: учеб-метод пособие для вузов изучат дисциплины / Л.В. Дикань, О.О. Воронина, Ю.О. Голуб, Ч.П. Синхогина; под общ ред канд экон наук, проф Л.В. Дикань – X: ХНЭУ, 2008 – 164 с.