Хабаровск, Хабаровский край, Россия
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
Целью работы является описание состояния партийного пространства региона на примере Хабаровского края, выявление роли политических партий в проецировании такого пространства. В качестве методологической основы исследования использованы как общенаучные методы – индукция, дедукция, анализ, синтез, так и методы компаративистики, контент-анализа, формально-юридический метод. Проведена дифференциация региональных отделений партий по лигам в зависимости от их значимости в политическом пространстве Хабаровского края. В этой связи предложено распределить все зарегистрированные в крае региональные отделения партий по трём лигам: Высшая, Первая, Вторая. В статье определена роль и значение политических партий на выборах Президента РФ, аргументировано, что выдвижение кандидата от партии имеет ряд политико-правовых преимуществ перед самовыдвижением. Определены текущие тенденции в структурировании партийного пространства Хабаровского края, включая фактический отказ «малых» партий от участия в выборах в представительные органы муниципальных образований Хабаровского края в единый день голосования. Сделан вывод о первостепенной значимости в таком структурировании политических партий, представленных в Законодательной Думе края и наилучших перспективах участия кандидатов от этих партий во всех выборах 2018 г. – Президента РФ, Губернатора Хабаровского края, мэра города Хабаровска.
политическая партия; партийное пространство; Хабаровский край; выборы; структурирование; явка.
Выборы Президента Российской Федерации – это политическое событие номер один для российского государства, к которому приковано внимание не только внутри страны, но и на международной арене. Об оценке данного события со стороны населения и о его электоральной значимости может свидетельствовать явка избирателей на выборах различных уровней в сравнительном аспекте. Так, на выборах Президента РФ в 2008 г. явка составила 69,6%, в 2012 г. – 60,39%. Явка на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2011 г. была на уровне 60,10%, в 2016 г. – 47,88%; Губернатора Хабаровского края в 2008 г. – 29,7%, в 2013 – 31,28%; на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края в 2010 г. – 38,98%, в 2014 г. – 25,53%; на выборах Мэра города Хабаровска в 2008 г. – 29,89%; в 2013 г. – 25,73% [10].
Приведённые цифры свидетельствуют о максимальной степени веры населения в главу государству, а не в иные властные институты. Кроме того, набор властных полномочий Президента РФ, его политический вес зачастую не идут ни в какое сравнение с возможностями глав большинства других государств, даже в США. И это несмотря на то обстоятельство, что конституционно по форме правления Российская Федерация – смешанная республика, а США – президентская. Всё дело в политических элитах и возможностях их влияния на главу государства. В США эти элиты препятствуют осуществлению президентом собственной политики.
Таким образом, выборы Президента РФ, во-первых, становятся ключевым политическим событием внутри страны, не идущим ни в какое сравнение с иными выборами, во-вторых, являются силой притяжения для внимания со стороны международного сообщества, так как влияние России в мире растёт.
Казалось бы, выборы Президента РФ – это избирательная кампания, в ходе которой вся основная борьба проходит между отдельными кандидатами, а политические партии являются второстепенными субъектами в данном процессе. Однако это не так. Участие кандидата именно от политической партии на выборах Президента РФ имеет существенное значение. А роль политических партий применительно к выборам Президента РФ может быть выражена в следующих правовых и политических аспектах.
Во-первых, в случае выдвижения и регистрации кандидата от политической партии на должность Президента РФ, партия юридически признаётся участвующей в выборах. По закону партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации [6, ст. 37]. Участие в выборах Президента РФ кандидата от политической партии с позиции количественных показателей является наиболее простым способом признания соответствующей партии, участвующей в выборах.
Во-вторых, кандидат, выдвигаемый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, а если от политической партии – не менее 100 тысяч подписей [5, п. 1 ст. 36]. В данном случае у кандидата от политической партии имеется неоспоримое количественное преимущество.
В-третьих, без сбора подписей осуществляется регистрация кандидата на выборах Президента РФ от политической партии, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания РФ либо представленной не менее чем в одной трети законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ [5, п. 2 ст. 36].
В-четвёртых, политическим партиям одновременно с зарегистрированными кандидатами на выборах Президента РФ предоставляется бесплатное эфирное время. Самовыдвиженец не имеет подобного преимущества. Законом не запрещается политической партии как самостоятельно вести агитацию за своего кандидата, так и по согласованию с организацией телерадиовещания предоставить эфирное время выдвинутому ей зарегистрированному кандидату. То есть бесплатное эфирное время распределяется отдельно между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями. Соответственно при выдвижении кандидата от политической партии возможностей для бесплатного информационного освещения значительно больше, чем в случае самовыдвижения. Однако при проведении второго тура президентских выборов, бесплатное эфирное время распределяется только между двумя зарегистрированными кандидатами [5, ст. 51, п. 5 ст. 52].
В-пятых, в рамках института информирования избирателей информация о политической партии, выдвинувшей кандидата на выборах Президента РФ, распространяется избирательными комиссиями, тем самым партия имеет возможность дополнительно заявить о своём существовании, своей программе, основных её положениях и т.п.
В-шестых, как правило, ресурсов для участия в крупномасштабной избирательной кампании у политической партии существенно больше, чем у кандидата. Это касается как финансовых, так и информационных возможностей. Более того, сторонники соответствующих политических партий нередко голосуют только за кандидата от соответствующей партии вне зависимости от личности самого кандидата.
В-седьмых, на последних двух предыдущих выборах Президента РФ в 2008 и 2012 гг. победу одерживал кандидат, выдвигаемый политической партией. Кроме того, в 2012 г. из пяти зарегистрированных кандидатов, четыре были выдвинуты политическими партиями; в 2008 г. аналогичная ситуация – три из четырёх, при этом единственный самовыдвиженец – Богданов А.В. набрал тогда всего 1,3% голосов избирателей. А в 2012 г. самовыдвиженец А.В. Прохоров набрал немногим меньше 8%, получив итоговую третью позицию.
Приведённые обстоятельства связаны с эволюционными изменениями в российском политическом пространстве, указывают на неизбежность таких изменений. Политическое (в несколько более узком понимании – партийное) пространство можно охарактеризовать через совокупность краеугольных различий, возникающих между отдельными партиями или их группами, а также через некоторый объём проблемных измерений, придающих определённый вектор развития всему пространству. Данное понимание политического (партийного) пространства способствует определению закономерностей, в результате описания которых мы можем судить о сущности рассматриваемой категории, её характеристиках.
Политическое пространство России включает в себя его региональные части. Судить о значимости подобной градации в преддверии выборов Президента РФ можно хотя бы из того, что политические пространства субъектов РФ имеют самые разнообразные вариации, обусловленные экономическими, национальными, традиционными, социальными и иными факторами. С одной стороны, отдельно взятые региональные политические пространства, не имеют решающего воздействия в электоральном процессе всей страны, но, с другой, в совокупности оказывают такое воздействие. Именно поэтому деятельность политических партий должна строится «снизу-вверх». Потерю части электората даже в одном субъекте РФ на любых федеральных выборах следует рассматривать как существенное упущение, способное в текущей или последующих избирательных кампаниях привести к тотальному поражению.
Подготовка к выборам 2018 года идёт полным ходом. И регионам в этом процессе отведена отнюдь не последняя роль. Об этом свидетельствуют хотя бы процедура ротации губернаторского корпуса в отдельных регионах. В этом году их число уже достигло отметки 17 [1]. И хотя выдвигаются различные версии относительно того, почему происходит указанная ротация, по данным опросов, именно предстоящие выборы Президента РФ указываются в качестве первопричины обозначенных событий [2]. Дальний Восток России в этом плане не стал исключением. Отставка Губернатора Приморского края В. Миклушевского была ожидаемым событием.
Специфика политического пространства в дальневосточных субъектах РФ связана с низкой явкой избирателей на выборах всех уровней по сравнению с другими регионами, особенно в последние годы. Так, явка на выборах Президента РФ 2012 года по России в целом составила 65,34%, а по Хабаровскому краю – 61,95%; на выборах депутатов Государственной Думы 2016 года – 47,88 и 36,7% соответственно [10].
Политическое пространство в Хабаровском крае формируется, в первую очередь, политическими партиями. Ввиду известных реформ их число, начиная с 2012 г., в разы выросло. По справедливому мнению ряда авторов, требования, предъявляемые к созданию политической партии всероссийского уровня, не следовало делать такими, чтобы результатом новаций стали объявления типа «партия под ключ» [4]. Корректировка значимых положений законодательства о политических партиях влечёт за собой видоизменение политической системы всей страны, соответственно меняется и политическое пространство субъектов РФ. Так, по состоянию на октябрь 2017 года в Хабаровском крае зарегистрировано 44 региональных отделения политических партий [9], это на 4 меньше, чем перед стартом избирательной кампании в Государственную Думу 2016 г. До снижения требований к созданию партий это число равнялось и вовсе семи.
В целом по Хабаровскому краю можно спрогнозировать дальнейшее сокращение числа зарегистрированных региональных отделений политических партий попросту из-за их бездействия. Так, начиная с 2015 г., региональные отделения партий привлекаются к административной ответственности за нарушение ими установленного законодательством РФ о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии. Если первое нарушение, как правило, обходится предупреждением, то повторное совершение в течение года указанного правонарушения наказывается штрафом от 50 тыс. руб. По данным Избирательной комиссии Хабаровского края за 2016 г. судом в отношении региональных отделений партий было вынесено 10 постановлений о назначении административного штрафа в размере от 50 до 135 тыс. руб. [8]. В 2017 г. ситуация складывается аналогичная: выявлено 17 нарушений, по большинству из которых либо вынесены штрафные санкции либо будут вынесены с высокой степенью вероятности. Некоторые региональные отделения привлекались к ответственности неоднократно. Например, отделение «Партии Возрождения Села» удосужилось в сумме получить почти полмиллиона штрафов и после этого, в конечном итоге, было ликвидировано. Отсюда следует: если региональные отделения политических партий не в состоянии просто в срок представить в Избирательную комиссию Хабаровского края сведения о поступлении и расходовании собственных средств, за что получают немалые штрафы, то это указывает на реальное отсутствие не только политической, но и какой-либо другой деятельности со стороны таких отделений и на отнюдь не отдалённую перспективу их ликвидации.
Количественные изменения, происходящие в политическом пространстве не только Хабаровского края, но и всей страны, пока не предполагают существенных качественных скачков. Но положительным результатом следует считать наличие конкурентной борьбы, в ходе которой формируется список лидеров и аутсайдеров. Последние, как мы показали, вынуждены полностью или частично изменять либо прекращать свою деятельность не только после неудач на соответствующих выборах, но и в результате неспособности организовать свою деятельность в межвыборный период. Поэтому некоторые положительные стороны в существовании большого числа политических партий всё же очевидны.
Значительный интерес представляет позиция, в соответствии с которой структурирование партийного пространства осуществляется посредством выделения трёх партийных лиг: Вторая, Первая и Высшая. Во Второй лиге представлено абсолютное большинство всех существующих партий, не сумевших к настоящему времени показать каких-либо серьёзных результатов на политической арене. В Первую лигу включены партии, представленные в законодательных органах власти субъектов РФ. А Высшая лига – это партии, получившие мандаты в Государственной Думе [3]. В данном случае структурирование политического пространства имеет общероссийский масштаб. Но при использовании аналогичной схемы в отношении Хабаровского края, градация выглядит иначе, хотя принципы в её основание положены схожие.
Анализ партийного пространства Хабаровского края показывает, что допустимо выделение трёх лиг, одну из которых можно разделить ещё на две категории. В Высшую лигу можно включить только три политические партии: Единая Россия, КПРФ и ЛДПР. Они имеют депутатские мандаты в Законодательной Думе Хабаровского края. Примечательно то обстоятельство, что все мандаты КПРФ и ЛДПР были получены в результате выборов только по пропорциональной избирательной системе. А так формируется лишь половина депутатского корпуса краевого парламента. Соответственно у КПРФ и ЛДПР по три мандата, остальные 30 – у Единой России. Особенностью Высшей лиги Хабаровского края является отсутствие в ней партии Справедливая Россия, которая имеет представительство в Государственной Думе.
В лигу уровнем пониже – Первую –следует отнести партии, которым предоставлены мандаты в представительных органах муниципальных образований Хабаровского края. Так, политические партии Справедливая Россия и Республиканская партия России – Партия народной свободы получили по одному мандату соответственно в Городской Думе Комсомольска-на-Амуре и в Собрании депутатов Хабаровского муниципального района.
В самую низшую лигу – Вторую – целесообразно включить оставшиеся партии. То есть это те их региональные отделения, которые принимали участие в различных выборах на территории Хабаровского края, но не смогли получить хотя бы один мандат даже в органах местного самоуправления. Также во Вторую лигу включены региональные отделения партий, хотя и зарегистрированные в Хабаровском крае, но не принимавшие участия в выборах регионального или местного уровня в пределах территории края. Вторая лига может быть представлена двумя дивизионами. На наш взгляд, в Первый дивизион следует зачислить региональные отделения тех партий, которые на выборах федерального и краевого уровней получили не менее 3% голосов избирателей по пропорциональной избирательной системе. Такая планка обусловлена тем обстоятельством, что по Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ преодоление трёхпроцентного барьера позволяет политической партии быть допущенной к очередным выборам соответствующего уровня без сбора подписей в свою поддержку [7, п. 4 ст. 35.1]. С таким подходом в Первый дивизион Второй лиги может быть отнесена только одна партия– РОДИНА. На последних предыдущих выборах в Законодательную Думу Хабаровского края партия РОДИНА получила 3,68 % голосов избирателей. Все остальные политические партии определены во Второй дивизион Второй лиги.
В итоге, партийное пространство Хабаровского края может позиционироваться как открытая система. Это связано с тем, что в краевых выборах принимают участие не только политические партии, получившие мандаты в Законодательной Думе края и представительных органах муниципальных образований, но и те, которые добились большего успеха в других субъектах РФ. Поэтому структурирование партийного пространства через лиги в отношении Хабаровского края с определённой долей условно. И, в первую очередь, это связано со Второй лигой, которая в ближайшей перспективе будет подвергаться наибольшим изменениям. Например, в 2016 году после выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва политическая партия ЯБЛОКО переместилась из Первого дивизиона Второй лиги – во Второй дивизион в связи с непреодолением трёхпроцентного барьера, хотя это было ей под силу в 2011 году.
Партии, представленные во Втором дивизионе, по большей части, могут перестать существовать в ближайшее время ввиду отсутствия большинства из них в числе участников выборов различного уровня не только на территории Хабаровского края, но и в других субъектах РФ, и даже во всероссийском масштабе.
Важную тенденцию продемонстрировали выборы в представительные органы муниципальных образований Хабаровского края, прошедшие в единый день голосования – 10 сентября 2017 г. Единая Россия приняла участие во всех выборах (довыборах) депутатов в представительные органы муниципальных образований (как поселений, так и районов), проходивших на территории Хабаровского края – 76. ЛДПР – 36; КПРФ – 2; Справедливая Россия – 2; ЯБОЛОКО – 1. Таким образом, из Высшей лиги в выборах депутатов представительных органов активно принимали участие только 2 из 3 партий. Остальные партии принимали участие только в выборах самых крупных по численности населения муниципальных образованиях. Например, в Дополнительных выборах депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы по одномандатному избирательному округу № 10 участвовали все пять представленных партий.
2018 год для политического пространства Хабаровского края является определяющим. Во-первых, ожидается главное политическое событие – выборы Президента РФ. Во-вторых, в сентябре 2018 г. запланированы выборы Губернатора Хабаровского края и мэра города Хабаровска. Не обойдётся без выдвижения кандидатов на всех уровнях от политических партий.
Хабаровский край, с одной стороны, нельзя отнести к субъектам РФ, где оппозиционные партии имеют значительный вес. Данное обстоятельство подтверждается как составом Законодательной Думы края, где 30 из 36 депутатских кресел заняты представителями Единой России, так и активностью оппозиционных партий в единый день голосования, где кроме ЛДПР никто не желал себя проявлять.
Подводя итоги, отметим, что политическая борьба в среде политических партий в преддверии выборов Президента РФ пока незаметна (на момент октября 2017 г.). Активность проявляет до объявления старта официальной избирательной кампании только внесистемная оппозиция и то, скорее, за рамками деятельности политических партий.
Таким образом, первостепенное значение в проецировании политического пространства Хабаровского края имеют те политические партии, которые получили мандаты в Законодательной Думе края, то есть отнесены нами к Высшей лиге. Эти партии на предстоящих выборах Президента РФ, губернатора Хабаровского края, мэра города Хабаровска с высокой степенью вероятности будут активно продвигать своих кандидатов. Другие политические партии, к какой бы лиге мы их не отнесли, шансов на какой-либо значимый успех фактически не имеют. Что касается практикуемого Единой Россией института праймериз, то он вряд ли будет использован на выборах Президента РФ, хотя на последних предыдущих выборах президента не только в США, но и во Франции данный институт был политическим ориентиром для избирателя в этих странах.
1. Год отставок: каких губернаторов и почему сменили в последнее время [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rbc.ru/photoreport/28/09/2017/59cba8f79a794729827ab9de(дата обращения: 09.10.2017).
2. Губернская зачистка. Почему Кремль массово увольняет губернаторов? [Электронный ресурс]. - URL: https://versia.ru/pochemu-kreml-massovo-uvolnyaet-gubernatorov (дата обращения: 09.10.2017).
3. Доклад «РОССИЙСКАЯ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА: текущее состояние и перспективы развития» [Электронный ресурс] / Фонд развития гражданского общества. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/42 (дата обращения: 09.10.2017).
4. Макарцев А.А.Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.) [Текст] / А.А. Макарцев// Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 814-831.
5. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; 2017. № 25. Ст. 3596.
6. О политических партиях: федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. 28.12.2016) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2017. № 1 (ч. 1). Ст. 46.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2017. № 23. Ст. 3227.
8. Сведения о делах об административных правонарушениях, возбуждённых избирательной комиссией, и о результатах их рассмотрения [Электронный ресурс] / Официальный сайт Избирательной комиссии Хабаровского края. - URL: http://www.khabarovsk.izbirkom.ru/politicheskie-partii/index.php(дата обращения: 09.10.2017).
9. Статистикапо явке на выборах различных уровней [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - URL: http://www.izbirkom.ru/region/izbirkom (дата обращения: 09.10.2017).
10. Список региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Хабаровского края [Электронный ресурс] / Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. - URL: http://to27.minjust.ru/ru/node/105562 (дата обращения: 09.10.2017).