Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье исследуются интересы Украины в Латиноамериканском регионе. Автор проводит анализ внешней политики украинского государства в отношении ряда латиноамериканских стран: Бразилии, Аргентины, Мексики, Кубы. На основе широкого фактического материала в статье оцениваются проблемы и перспективы развития отношений Украины с государствами Латинской Америки. Исследователь приходит к выводу, что украинское руководство всегда недооценивало латиноамериканский вектор. Позиционируя свою внешнюю политику как многовекторную, на деле власти Украины оказались в геополитическом тупике, замкнувшись на развитии отношений с Россией и Западом. В связи с чем Украине надлежит «заново открыть» для себя Латинскую Америку как один из регионов мира, несущий в себе неисчерпаемые возможности как для двух, так и многосторонних политических, экономических, гуманитарных связей.
Украина, Латинская Америка, национальные интересы, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба.
Национальные интересы любой страны – это связующее звено между жизненно важными потребностями и ценностями нации, ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.
Каковы интересы Украины в Латинской Америке? Есть ли они вообще?
С одной стороны, в Латиноамериканском регионе расположено 33 независимых государства и 13 зависимых территорий общей площадью более 20 млн кв. км и с населением около 500 млн чел. Богатые природные ресурсы и динамичное развитие стран региона делают его весьма привлекательным с точки зрения обеспечения Украиной своих интересов и обусловливают необходимость поддержания на высоком уровне отношений с латиноамериканскими странами.
Иными словами, как отмечает, К. Бондаренко, «когда существует попытка поставить Украину перед выбором – или ЕС, или Россия – возникает некий «политический дальтонизм»: целый ряд факторов и тонов теряются, не просматриваются. Мир становится двухцветным: черное – белое, хорошо – плохо. Геополитика на заре своего существования говорила о необходимости искать компромиссы с соседями и дружить «через соседей» – с государствами, имеющими общие интересы. Времена меняются, и классическая геополитика теряет свой смысл. Глобализация диктует новые формы поведения в мире и поиск новых вариантов для сотрудничества» [2].
С другой стороны, если проследить эволюцию внешнеполитических приоритетов Украины посредством анализа ее концептуальных документов, то окажется, что, например, в принятом в 1993 г. Законе «Об Основных направлениях внешней политики Украины», приоритетность латиноамериканского направления была оценена весьма скромно. В частности, в нем говорилось, что развитие двусторонних отношений со странами Африки, а также Азии, АТР и Латинской Америки отнесено к четвертому по значимости уровню внешнеполитических приоритетов Украины, уступая отношениям с приграничными странами, отношениям с западными государствами – членами ЕС и НАТО, а также отношениям с географически близкими государствами. В Законе отмечалось, что Украина поддерживает исходя из соображений политической и экономической целесообразности двусторонние отношения с теми азиатскими, африканскими, латиноамериканскими государствами, а также странами АТР, которые играют заметную роль в мировой и региональной политике, имеют высокий уровень экономического развития, расположены в стратегически важных для Украинского государства регионах. Постепенная перестройка отношений с государствами Азии, Африки и Латинской Америки помогает диверсифицировать международные связи Украины, способствовать утверждению экономической независимости, укреплению ее позиции в мире [14].
Таким образом, очевидно, что отношения со странами Латинской Америки были отнесены к второстепенным во внешнеполитической программе Украины начала 1990-х гг. Хотя в том же Законе было уточнение, что определенные приоритеты двусторонних отношений Украины не являются абсолютными и не исключают установления и поддержания отношений с другими государствами в случаях, когда этого требуют национальные интересы Украины в соответствии с принципами экономической выгоды и политического прагматизма.
С другой стороны, в последующих внешнеполитических документах Украины, таких как «Концепция национальной безопасности Украины» 1997 г. [13], Закон «Об основах национальной безопасности Украины» 2003 г. [10], «Стратегия национальной безопасности Украины» 2007 г. [17], Закон «Об основах внутренней и внешней политики Украины» 2010 г. [9] латиноамериканский вектор не был обозначен вовсе.
Лишь в Стратегии национальной безопасности Украины 2012 г. в качестве основных задач политики национальной безопасности во внешнеполитической сфере правительство В. Януковича определило необходимость расширения и углубления сотрудничества, партнерства и взаимодействия с государствами - центрами роста в Азии, Африке, Латинской Америке, обеспечения реализации совместных экономических проектов [16].
В Стратегии национальной безопасности Украины 2015 г., принятой политиками, пришедшими к власти на Украине в результате государственного переворота в феврале 2014 г., латиноамериканский вектор опять не упоминается.
Очевидное объяснение этому в том, что по мере своего развития в 1990-е и 2000-е гг. украинское государство, будучи весьма ограниченным в наборе внешнеполитических ресурсов, было вынуждено делать ставку на наиболее приоритетные внешнеполитические направления. Соответственно, те векторы сотрудничества, которые были вне контекста развития отношений с РФ, ЕС, НАТО, США и др., становились второстепенными. Украина действовала на них по остаточному принципу. Что делало в частности ее отношения со странами Латинской Америки фрагментарными, зависимыми от сиюминутной внешнеполитической конъюнктуры.
Таким образом, как видно, Латинская Америка никогда не входила в разряд приоритетных направлений внешней политики Украины. Вот уже долгие годы проведения страной самостоятельной внешней политики этот ее латиноамериканский вектор рассматривается только лишь как перспективный. Украина по-прежнему остается малозаметным партнером латиноамериканских стран. Что совершенно неверно, поскольку значение Латинской Америки в мировой политике и международных отношениях все более возрастает.
Подтверждением сказанному является тот факт, что, хотя на сегодняшний день большинство государств Латинской Америки и Карибского бассейна и признали независимую Украину и установили с ней дипломатические отношения (23 государства), тем не менее, украинские посольства открыты и функционируют лишь в Бразилии, Аргентине и на Кубе. В Бразилии действует еще и консульство Украины (г. Куритиба). Это все. То есть развитие дипломатических учреждений Украины в латиноамериканских странах явно не завершен. Количество украинских посольств и консульств в регионе не соответствует объему взаимных торговых отношений и является серьезной проблемой и даже ошибкой. Подход к данному вопросу должен быт, очевидно, иным: украинским властям надлежало бы обеспечить дипломатическими представительствами весь регион. Посольства Украины должны быть размещены в таких субрегионах, как Центральная Америка, Карибский бассейн, Амазонские страны, Андские страны, страны Южного конуса. В отдельных странах, указанных субрегионов могли бы функционировать консульства Украины.
Когда говорят об отношениях Украины и стран Латинской Америки, часто пытаются выявить и провести некие аналогии в характере их развития. В свое время неоднократно писалось о «латиноамериканизации» Украины – при этом имелись в виду те формы и методы управления государством, а также общественные отношения, которые были характерны для Латинской Америки середины ХХ в. – с засильем коррупционных схем, неравенством и сращиванием власти и криминалитета [2].
Сегодня же Латинская Америка, особенно Бразилия, может служить моделью осуществления реформ и борьбы с коррупцией. Среди многих проблем, которые должна была решать Украина после распада СССР, была проблема эффективного участия в мировой экономике и международных экономических отношениях. Начинать приходилось почти с нуля. Ведь за годы советской власти весь украинский экономический потенциал был направлен исключительно на внутрисоюзный рынок и полностью регламентировался Центром. Поэтому Украина не обладала собственным опытом в данной сфере. Опираться украинским властям приходилось на общемировой опыт и, в первую очередь, на опыт высокоразвитых государств. Конечно, в процессе выхода Украины на уровень мирохозяйственных связей в качестве суверенного государства определились ключевые направления и приоритеты. Среди первоочередных, как в политической, так и в экономической сферах, находятся отношения с Западом, что расценивается как явление вполне закономерное и оправданное в плане исторического опыта и политической целесообразности. Опыт же других стран и, в частности, латиноамериканских в становлении национальных экономик и утверждении их как субъектов международных экономических отношений во многом также мог бы стать небесполезным в определении Украиной собственной модели вхождения в мирохозяйственные связи мира.
Достаточно сказать, что подавляющее большинство стран Латинской Америки на рубеже XX и XXI вв. так и остается периферией для немногих крупных и развитых государств мира. Схожая ситуация и с Украиной, равно как и другими государствами Восточной Европы, которые своими развитыми соседями также воспринимаются как периферия – европейская. В свою очередь, успешным с точки зрения экономической эффективности является подход Китая к развитию сотрудничества с латиноамериканскими странами. Начав почти с нуля в 1990-х гг., КНР к настоящему времени вышел на первые позиции в торговле с регионом и является одним из факторов, определяющих внутреннюю политику ряда латиноамериканских стран.
Рассмотрим отношения Украины с рядом латиноамериканских стран.
Начнем с Бразилии как страны, в которой проживает крупнейшая в Латинской Америке украинская диаспора, насчитывающая от 350 тыс. [3] до 500 тыс. [15] чел. Бразилия признала независимую Украину 26 декабря 1991 г., а дипломатические отношения между ними были установлены 11 февраля 1992 г. Сегодня договорно-правовая база двусторонних отношений насчитывает 52 документа. Ключевые из них: Соглашение между Украиной и Бразилией об установлении дипломатических отношений; Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Украиной и Бразилией; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Бразилии о торгово-экономическом сотрудничестве; Договор между Украиной и Бразилией о долгосрочном сотрудничестве по использованию ракеты-носителя «Циклон-4» на пусковом центре «Алкáнтара»; Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Бразилией о частичном отказе от виз.
Что касается торгово-экономического сотрудничества, то оно имеет следующую структуру и состояние. По данным Государственной службы статистики Украины, за 9 месяцев 2014 г. общий объем взаимной торговли товарами составил 296,0 млн долл. Экспорт украинских товаров в Бразилии составил 90,8 млн долл. Импорт бразильских товаров на Украину составил 205,2 млн долл. Среди приоритетных проектов выделим: совместный космический проект «Циклон-4 – Алкантара»; Проект между украинским государственным предприятием ЗАО «Индар» и бразильской государственной фармакологической компанией «ФИОКРУЗ / Фармангинюс» (м. Рио-де-Жанейро) по производству в Бразилии инсулина по украинской технологии [5].
Основными рисками для сотрудничества Украины с Бразилией является то, что бразильское руководство на современном этапе делает ставку на превращение страны в глобального игрока не путем расширения собственной роли в региональных интеграционных процессах, а, прежде всего, обеспечивая собственное экономическое и военное лидерство. Учитывая это, а также текущее состояние торгово-экономического сотрудничества с Бразилией, возможности Украины по использованию формата стратегического партнерства для продвижения с помощью бразильской стороны украинской продукции на другие рынки региона ограниченными [8].
Признание Украины еще одним крупным латиноамериканским государством – Аргентиной – состоялось: 5 декабря 1991 г., а установление дипломатических отношений – 6 января 1992 г. В Аргентинской Республике имеется многочисленная украинская община (около 250 000 этнических украинцев [1, c. 82-86]). Договорно-правовая база двусторонних отношений насчитывает 51 документ. Ключевые из них: Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Украиной и Аргентины; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Аргентины о торгово-экономическом сотрудничестве; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Аргентины о содействии и взаимной защите инвестиций; Соглашение между Правительством Украины и Правительством Аргентины об отмене виз.
Торгово-экономическое сотрудничество представляет собой следующее. По данным Госстата Украины за 9 мес. 2014 г. общий объем взаимной торговли товарами и услугами составил 69,8 млн долл. Объем взаимной торговли товарами составил 67,9 млн долл. Экспорт украинских товаров составил 9,1 млн долл., а импорт аргентинских товаров 58,8 млн долл. [4].
Куба – еще одно государство, в котором расположено посольство Украины. Признание Кубой Украины состоялось 6 декабря 1991 г. Дипломатические отношения установлены 12 марта 1992 г. Договорно-правовая база двусторонних отношений насчитывает 61 документ, наиболее важными в числе которых являются: Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Кубы о торгово-экономическом сотрудничестве, Соглашение между Министерством здравоохранения Украины и Министерством здравоохранения Кубы о сотрудничестве в области охраны здоровья, Консульская конвенция между Украиной и Кубой.
Торгово-экономическое сотрудничество по данным Государственной службы статистики Украины следующее. За девять месяцев 2014 г. общий объем взаимной торговли составил 82,4 млн долл. Экспорт украинских товаров – 81,77 млн долл., импорт – 0,64 млн долл. Объемы прямых иностранных инвестиций из Кубы в экономику Украины по состоянию на 1 октября 2014 составляли 0,4 млн долл. [6].
Основными рисками для сотрудничества Украины Кубой является то, что постепенное восстановление двусторонних отношений между США и Кубой и ЕС и Кубой, в частности, торгово-экономических, будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации в этой стране и положительным образом отразится на ее финансовом положении. В тоже время углубление кубинско-американских и кубинско-европейских отношений усилит конкурентную борьбу на рынке, что может привести к ослаблению позиций украинских экспортеров [6].
«Несмотря на особенности кубинской экономики, "Остров Свободы" остается точкой, через которую мог бы пройти еще один "мостик" экономической связи между регионами планеты. И Украина имеет здесь свои преимущества, выражающиеся в длительных исторических украинско-кубинских связях, медицинской помощи кубинских врачей пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, правительственной программе реабилитации украинских детей, продолжающуюся несмотря ни на кубинские трудности, ни на украинскую политическую недальновидность» [2].
Также стоит обратить внимание на отношения Украины с Мексикой. Признание Украины произошло 25 декабря 1991 г., дипломатических отношений установились 14 января 1992 г. Договорно-правовая база двусторонних отношений насчитывает 22 документа, ключевые из которых: Декларация о принципах отношений и сотрудничестве между Украиной и Мексикой, Соглашение между Правительством Украины и Правительством Мексики о сотрудничестве в области науки, техники и технологий, Соглашение между Правительством Украины и Правительством Мексики о сотрудничество в области образования и культуры, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Украины и Правительством Мексики и Конвенция между Правительством Украины и Правительством Мексики об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений.
Торгово-экономическое сотрудничество имеет следующее наполнение. По данным Государственной службы статистики Украины, за девять месяцев 2014 г. общий объем взаимной торговли составил 225 млн долларов, при этом объем торговли товарами составил 223,6 млн долл. Экспорт украинских товаров составил 149,4 млн долл., а импорт товаров из Мексики 74,2 млн долл. По состоянию на 1 октября 2014 объем мексиканских инвестиций составил 9 млн долл. [7].
Основными рисками для внешнеэкономического сотрудничества Украины с Мексикой является то, что Мексика, фактически отказавшись от лидерства в региональных интеграционных процессах, ищет эффективный формат взаимодействия в процессе продвижения общих интересов на международной арене с примерно равными игроками. В частности, на сегодняшний день особый интерес официальный Мехико проявляет к проекту «МИНТ» (экономическое образование по аналогии с БРИКС, в которое могут войти, кроме Мексики, Индонезия, Нигерия и Турция), а также стремится, закрепив за собой статус лидера Тихоокеанского альянса, проводить политику укрепления отношений со странами АТР [8].
Таким образом, в контексте усиления экономической составляющей во внешней политике Украины состояние ее двусторонних отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна неудовлетворительно, так как более 80% взаимного товарооборота приходится на три крупнейшие латиноамериканские страны – Бразилию, Аргентину и Мексику.
Уровень украинско-латиноамериканских отношений, особенно торгово-экономических, не соответствует потенциальным возможностям, а также заключенным для их реализации соглашениям букве. Взаимный товарооборот, который составляет около 200 млн. долларов имеет тенденцию к уменьшению, а реализация заключенных контрактов тормозится разного рода несогласованностями бюрократического характера с обеих сторон. Доля украинско-латиноамериканских торговых отношений в общем товарообороте не достигает сегодня и 1%, тогда как внешнеторговый оборот латиноамериканских стран с Россией составляет более 3 млрд долл. Здесь уместно напомнить, что почти 50% бывшего советского экспорта в латиноамериканский регион составили именно украинские товары.
И это притом, что Украина обладала возможностями для развития успешной экономической деятельности в Латинской Америке, за счет: мощности украинских промышленных гигантов, курса на экономизацию внешней политики, тесное взаимодействие частного промышленного капитала с управленческим аппаратом и т.д.
Сложившаяся же сегодня негативная ситуация, обусловлена рядом обстоятельств. В первую очередь, это географическая удаленность Украины от Латинской Америки. Это рождает не только проблему транспортного обеспечения торговли, но и определения цены на товары импорта и экспорта, что затрудняет заключение даже очень выгодных контрактов. К тому же возникает проблема сроков поставок.
Также следует учитывать и то, что даже очень дешевые украинские товары не могут быть проданы в латиноамериканских странах гораздо дешевле, чем латиноамериканские или импортируемые из других стран, поскольку их продавцов обвинят в демпинге. Это заставляет латиноамериканских импортеров отказываться от относительно дешевых украинских товаров за высокие налоги на прибыль. Кроме того, на Украине за двадцать пять лет независимости так и не была проведена масштабная модернизация. По сути, Украина все годы после распада СССР жила за счет его наследства, которое ныне исчерпано [11, c. 35]. Что в значительной степени сокращает ее возможности для взаимодействия со странами Латинской Америки.
Кроме того, страны Латинской Америки все еще слишком мало знают потенциальные и реальные экономические возможности друг друга. Информационное обеспечение экономического взаимодействия, в свою очередь, тоже является проблемой. Недостаточно знают друг друга и деловые круги Украины и Латинской Америки. Украинские товары и услуги очень часто не соответствуют климатическим и техническим особенностям латиноамериканских стран. Нужно ориентировать украинское производство на выпуск экспортной продукции, приспособленной к условиям данного региона. Не оправдались надежды на украинскую диаспору и ее помощь в организации торговли с латиноамериканскими странами: представители диаспоры слабо представлены в эшелонах власти и имеют очень ограниченное влияние в промысловых, банковских, торговых кругах латиноамериканских стран.
Не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент Украина, как и постсоветское пространство в целом – это зона повышенного политического риска, детерминированного высоким конфликтным потенциалом (наличие «своих» конфликтов плюс окружение поясом внешних конфликтных зон, в которых очаги нестабильности [12, c. 5]). Этноконфессиональное разнообразие, исторически сложившееся на Украине, и принявшее форму внутреннего разобщения, отсутствие опыта государственного строительства, засилье олигархических кланов и их борьба между собой, вмешательство внешних сил, - все это помноженное на глубокую экономическую отсталость, - провоцирует и поощряет перманентную внутриполитическую нестабильность в украинском обществе [11, c. 35], что крайне негативно сказывается на отношениях Украины с другими странами, в том числе Латинской Америки. Государственный переворот в феврале 2014 г., последовавшая за ним гражданская война и геополитическая декомпозиция Украины отрицательно повлияли на это.
Таким образом, проблем реализации национальных интересов Украины в Латинской Америке немало. И решать их нужно постепенно, целенаправленно. Если Украина намеревается добиться успехов на Латиноамериканском континенте, ей следовало бы усилить экономическую составляющую своей латиноамериканской политики. Должен быть пересмотрен инструментарий этой политики.
Имеющиеся объективные трудности в развитии отношений Украины со странами Латинской Америки не является причиной для отказа от них. Необходимы правительственные решения по расширению присутствия Украины в Латинской Америке. Следует создать действенный механизм двусторонних отношений, перейти от одноразовых сделок к системе связей [18]. Полезными могут стать различные формы сотрудничества с латиноамериканскими региональными организациями, такими, например, как ОАГ, Группа Рио, Латиноамериканская Ассоциация Интеграции, МЕРКОСУР, Соглашение о свободном североамериканском рынке и т.д.
Как полагает К. Бондаренко, Латиноамериканский регион важен для Украины потому что, «Бразилия, как и Украина, стремится к налаживанию взаимовыгодных связей с ЕС. Но если наша цель – создание зоны свободной торговли, а впоследствии интеграция в ЕС, то Бразилия концентрируется на создании своеобразного «анклава» в Португалии. Общими чертами руководящих кругов Украины и Бразилии есть амбициозность и активность в реализации политического курса. Свидетельством настроенности на углубление связей является взаимная отмена визового режима. Единым видится и понимание руководством обоих государств, что Европа, а затем и США, будут вынуждены открыть двери для новых - молодых и амбициозных – игроков мировой арены. Как ни парадоксально, но в современных обстоятельствах Бразилия является естественным союзником Украины на пути в ЕС, а Куба – на пути к сбалансированным отношениям с США» [2].
Находясь под давлением как с Востока, так и с Запада, Украина объективно вынуждена искать другие способы реализации своих национальных интересов. Развитие отношений с Латинской Америкой открывает для нее широкие перспективы. При всей неблагоприятной ситуации, сложившейся на Украине в последние годы нельзя недооценивать ее важность – наличие уникальных коммуникационных возможностей, значительного научного потенциала, обеспеченность профессиональными кадрами, что дает возможность при умелом использовании имеющихся ресурсов занять достойное место в системе мирового хозяйства [12].
Одним словом, Украина может «заново открыть» для себя Латинскую Америку как один из регионов мира, который несет в себе неисчерпаемые потенциальные возможности как для двух, так и для многосторонних экономических, технологических и научно-технических связей.
Таким образом, представляется очевидным, что современная внешняя политика Украины на Латиноамериканском континенте требует корректировки и большей активности. Интересов у страны в регионе более чем достаточно. Условием реализации потенциальных возможностей политических и торгово-экономических отношений и сотрудничества является разработка концепции отношений Украины со странами Латинской Америки. Партнеров для развития углубленного сотрудничества в регионе достаточно. Однако действия властей Украины на латиноамериканском направлении на настоящий момент можно назвать фрагментарными и экстенсивными. Почему? Ответ прост. Он во внутриполитической плоскости. Перманентная нестабильность на Украине поощряет ее ограниченность о внешнеполитических ресурсах. Играет свою роль и уже традиционная замкнутость украинского внешнеполитического курса в рамках мнимой «многовекторности», которая ограничивается весьма узким набором «классических» ее партнеров. Все это делает внешнюю политику Украины подверженной поиску сиюминутной выгоды. При этом нельзя сказать, что, проигрывая в стратегии, украинская власть выигрывает в тактике. Совсем нет! Мы сейчас наблюдаем, как разворачивается очередной виток борьбы за Латинскую Америку, и очевидно, что Украина в этом соперничестве является наиболее «слабым звеном» среди потенциальных претендентов. Она еще может попытаться «запрыгнуть» в уходящий от нее «латиноамериканский локомотив», но рассчитывать на особое место в нем, скорее всего, уже не приходится.
1. Богданова Т.Є., Погромський В.О. Українська етнiчна спiльнота в Аргентин наприкiнцi ХХ - на початок ХХІ столiття [Текст] /Т.Є. Богданова, В.О. Погромський //Історичний архів. Наукові студії. № 4. - 2010. – C. 82-86.
2. Бондаренко К. Латиноамериканський вектор України. Продовження європейського? [Электронный ресурс] /К. Бондаренко. URL: http://www.unian.ua/common/560721-latinoamerikanskiy-vektor-ukrajini-prodovjennya-evropeyskogo.html (дата обращения: 05.10.2017).
3. Бразилия. Украинцы Бразилии [Текст] // Енциклопедія історії України: Т. 1: А-В / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України.- К.: В-во «Науко-ва думка», 2003. — 688 с.
4. Відносини з країнами Американського регіону. Аргентина. [Элек-тронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/about-ukraine/bilateral-cooperation/america (дата обращения: 05.10.2017).
5. Відносини з країнами Американського регіону. Бразилия. [Электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/about-ukraine/bilateral-cooperation/america (дата обращения: 05.10.2017).
6. Відносини з країнами Американського регіону. Куба. [Электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/about-ukraine/bilateral-cooperation/america (дата обращения: 05.10.2017).
7. Відносини з країнами Американського регіону. Мексика. [Электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/about-ukraine/bilateral-cooperation/america (дата обращения: 05.10.2017).
8. Внешнеэкономическое сотрудничество Украины: состояние, перспективы развития, угрозы и риски). [Электронный ресурс]. URL: http://bintel.com.ua/ru/article/vneshekonom/
9. Закон України Про засади внутрішньої і зовнішньої політики. // Портал ЛІГА: ЗАКОН URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T102411.html (дата обращения: 05.10.2017).
10. Закон України «Про основи національної безпеки України» - 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T030964.html (дата обращения: 05.10.2017).
11. Курылев К.П. Украинский кризис 2013-2014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие [Текст] / К.П. Курылев //Вестник РУДН. Серия «Международные отношения», - 2014. - №4. С. 25-38.
12. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств [Текст] / К.П. Курылев, Е.М. Савичева // Учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История». Издание 3-е, переработанное и дополнен-ное. - М.: Издательство РУДН, 2013. – 168 с.
13. Постанова Верховної Ради України «Про Концепцію (основи державної політики) національної безпеки України» - 1997 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uazakon.com/document/spart85/inx85170.htm (дата обращения: 05.10.2017).
14. Постанова Верховної Ради України «Про Основні напрями зовнішньої політики України». – 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3360-12 (дата обращения: 05.10.2017).
15. Сушинська І. Українська мова у бразилійській діаспорі: стан і статус [Текст] / І. Сушинська // Лінгвістичні студії. – Вип. 20. – 2010. - С. 250–254.
16. Указ Президента України. «Про нову редакцію Стратегії національної безпеки України» - 2012 р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.gov.ua/ru/ (дата обращения: 05.10.2017).
17. Указ Президента України «Про Стратегію національної безпеки України» - 2007 р. [Электронный ресурс]. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U105_07.html (дата обращения: 05.10.2017).
18. Україна - Латинська Америка: проблеми економізації двосторонніх відносин, [Электронный ресурс]. URL: http://pidruchniki.com/10290228/ekonomika/ukrayina_latinska_amerika_problemi_ekonomizatsiyi_dvostoronnih_vidnosin (дата обращения: 05.10.2017).