Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье излагаются методы реализации продуктивного личностно ориентированного обучения младших школьников шахматной игре в процессе дополнительного образования. Раскрываются особенности пилотного проекта «Креативное шахматное образование младших школьников с применением ЭОР», который может послужить образцом для создания аналогичных методик преподавания общеобразовательных предметов в начальной школе. Приводятся описания компьютерных тренажеров для развития внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, а также соответствующих компьютерных тестеров.
методика личностно ориентированного обучения; школьное дополнительное образование; обучение младших школьников игре в шахматы; электронные образовательные ресурсы; компьютерные тренажеры; педагогическая психология.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенность современного подхода к обучению определяется тем, что жизнь требует от выпускников школ умения принимать решения в условиях неопределенности.
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
2. Ботвинник М.М. К достижению цели. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 271 с.
3. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. –№ 9. – С. 10–17.
4. Дьяков И.Н., Петровский Н.В., Рудик П.А. Психология шахматной игры / под ред. В.А. Полоудина. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А. Алаторцева. – 2015. – 207 с.
5. Зак В.Г. О методике преподавания шахматной игры начинающим шахматистам – детям до 12-летнего возраста. – М.: Центральный шахматный клуб СССР, 1959. – 12 с.
6. Зак В.Г. Шахматы: программа для детских спортивных школ по подготовке шахматистов 4–3 разрядов. – М.: Центральный шахматный клуб СССР, 1959. – 40 с.
7. Костьев А.Н. Уроки шахмат: методический материал для работы с детьми. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 208 с.
8. Нейштадт Я.И. Некоронованные чемпионы. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 303 с.
9. Никитин А.С. Первые шаги: с Каспаровым ход за ходом, год за годом // 64 – Шахматное обозрение. – 1997. – № 9. – С. 26–29.
10. Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3 (20) [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/files/27572/ vestnik_psyobr_2009_3_Pavlov.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
11. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: БРЭ, 2003. – 528 с.
12. Полоудин В.А. Креативное шахматное образование: примерная программа // Информатика в школе. – 2014. – № 10. – С. 22–34.
13. Полоудин В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2007. – 192 с.
14. Полоудин В.А., Суслов Ф.П. Каким шахматам быть в начальной школе: гуманитарным или спортивным? // Детский тренер. – 2006. – № 2. – С. 14–21.
15. Полоудин В.А. Шахматы в начальной школе: образовательный аспект // Начальное образование. – 2006. – № 3. – С. 18–21.
16. Шахматы – школе / сост. Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
17. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
18. Capablanka Jose Raul. How I Learned to Play Chess // Munsey’s Magazine. – 1916. – October. – Pp. 94–96.