Армавир, Краснодарский край, Россия
Кейс-технологии в образовательном пространстве способствуют формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров. Целью использования кейс-метода является прививание интереса к определенной дисциплине в вузе, адекватная оценка студентами предела своих возможностей, уменьшение психологического напряжения, испытываемого на занятиях, повышение качества предоставляемых знаний, установление особых доверительных взаимоотношений преподавателя и студента. В статье представлена технология применения кейс-метода в вузе.
кейс-технологии, кейс-метод, проблемная ситуация, проблемное обучение, модель.
Актуальность проблемы. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни. Необходимо отметить, что применение кейс-метода в высшей школе имеет много специфических моментов, в отличие от применения данного метода в средней школе [1, с. 11]. Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case — случай, ситуация и от понятия «кейс» — чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам, и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.). Если применить кейс-метод в рамках истории, обществознания, то учебную задачу можно поставить так: есть мнение о том, что современная социально-демографическая ситуация в России явилась следствием некоторых исторических периодов развития страны. Давайте определим, какие исторические периоды действительно могли повлиять на существующую социально-демографическую ситуацию, в чем выразилось это влияние и что необходимо учитывать сегодня, опираясь на исторический опыт.
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев. — М.: Сентябрь, 1996. — C. 11–13.
2. Давиденко В.А. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / В.А. Давиденко // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7.
3. Маргвелашвили Е.О. О месте «кейса» в российской бизнес-школе [Текст] / Е.О. Маргвелашвили // Обучение за рубежом. — 2000. — № 10.
4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.С. Полат [и др.]. — М: Академия, 2008. — С. 38–44.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — С. 56–63.
6. Педсовет [Электронный ресурс]. — URL: http://www. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,148148/Itemid,118/
7. Snell D., Hodgetts D. (2012). Psychology of intergroup communication. Social Psychology, 1. Available at: http://www.sociopsy.ac.nz/wfass/tkka/