Свердловская область, Россия
Содержание учебного материала занятия соответствует стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ориентированной на формирование российской идентичности и укрепление нации в условиях поликультурного мира в эпоху глобализации. Интерактивное взаимодействие педагога и студентов достигается свободным обменом мнениями по дискуссионным проблемам современного российского общества. Инструментарием оценивания компетенций и учебных умений являются творческие задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию.
национальная идентичность, национальные ценности, патриотизм, этническое самосознание, национальное самосознание
Дисциплина (вариативный блок ФГОС): «Этика и культура межнациональных отношений».
Раздел: «Человек в поликультурном мире».
Тема: «Российская национальная идентичность в условиях глобализации».
Тип занятия: интерактивный семинар; продолжительность – 90 минут.
Цели занятия
Образовательная: дать знания о национальной идентичности, национальных ценностях россиян, патриотизме, этническом самосознании, национальном самосознании. Развивающая: развитие критического мышления, способности вести дискуссию; расширение кругозора; аналитические способности. Воспитательная: помочь студентам в национальном самоопределении и осознании себя россиянами как представителями единой нации; воспитание патриотизма.
Формируемые компетенции
ОК 3 – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6 – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (вне зависимости от их национальной принадлежности);
ОК 8 – самостоятельно определять задачи личностного развития;
ОК 10 – бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 11 – быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Приемы активизации деятельности студентов: работа в малых группах для представления коллективного решения «своей» проблемы; использование справочного материала [1; 2]; ответы на вопросы.
Межпредметные связи: история, основы философии, основы политологии и социологии.
Технические средства обучения: интерактивный комплекс.
Учебно-наглядные пособия: презентации PowerPoint, подготовленные студентами до занятия как домашнее задание.
План занятия
№ п/п |
Этапы занятия и учебные вопросы |
Время, мин |
Содержание этапа занятия; формы и методы работы |
|
Организационный этап |
2 |
Приветствие; объявление темы и плана работы на занятии. Мотивация. |
|
Подготовительный этап |
10 |
Студенты делятся на малые группы по 3-5 человек; выбирают один вопрос; распределяют между собой функции по коллективному ответу |
|
Работа в малых группах над выбранным вопросом с использованием справочного материала. Вопросы для обсуждения:
|
33 |
Метод коллективной мыслительной деятельности – «Кейс-метод»; метод проблемного обучения; форма работы студентов – «малые группы. Справочный материал дается в учебно-методическом пособии «Российская национальная идентичность в условиях глобализации» |
|
Выступления выбранных студентами «ораторов» пяти малых групп |
4: 6 минут – выступление; 2 минуты – ответы на вопросы |
Дискуссия: студенты актуализируют свои «домашние заготовки» и демонстрируют мобильность мышления и речи, отвечая на вопросы |
|
Подведение итогов дискуссионного обсуждения учебных вопросов; выставление отметок. |
5 |
Преподаватель анализирует работу студентов, расставляя содержательные акценты в соответствии с государственной национальной политикой России. Благодарит студентов за работу на семинаре |
1. Габдрафиков И. Россия – это нация наций, 12 июня это осознаешь еще отчетливей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bashinform.ru/detalno/468792/ (дата обращения 26.10.2017.)
2. Российская национальная идентичность в условиях глобализации [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / сост. Л.В. Перцева. – Екатеринбург: ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», 2015. – 28 с.