ОШИБКИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ, ПРИВОДЯЩИЕ К СОЦИАЛЬНЫМ КОНФЛИКТАМ В ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются причины социальных конфликтов, возникающих из-за ошибок в транспортной инфраструктуре Москвы и Подмосковья. Приводится описание сложной дорожной обстановки на территории московской агломерации. Такие факторы, как рост и сосредотачивание промышленности в больших городах; приток в города сельского населения (из близлежащих и дальних регионов нашей страны); маятниковое движение населения из малых городов и населенных пунктов в большие (мегаполисы) и субурбанизация (развитие пригородной зоны крупных городов) осложняют ситуацию в городах, а также провоцируют различные социальные конфликты в обществе. Приводятся основные проблемы сельских поселений и мегаполисов. Рассматриваются основные экологические проблемы, связанные с транспортными, которые приводят к конфликтам проживающих людей с управляющей властью.

Ключевые слова:
мегаполис, транспорт, социальный конфликт, поведение, население, миграция, экология.
Текст

Сегодня любой современный мегаполис, а также его агломерации не могут нормально существовать и развиваться без наличия развитой транспортной сети.

Ни для кого не секрет, что транспортная инфраструктура города Москвы и Московской области развита достаточно слабо. Это объясняется, прежде всего, старыми планировочными решениями улиц городов и населенных пунктов, а также быстрыми темпами автомобилизации населения. Кроме того, такой перспективный вид транспорта как электричка не развивается должным образом, как хотелось бы для решения волнующих транспортных проблем региона. Темпы строительства дорог не успевают за постоянно увеличивающимися объемами автомобилизации населения, что также приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе.

Сегодня основными проблемами в транспортной инфраструктуре городов и градостроительстве, которые ведут к накаливанию социальных конфликтов в обществе, являются:

– рост и сосредотачивание промышленности в больших городах;

– приток в города сельского населения (из близлежащих и дальних регионов нашей страны);

– маятниковое движение населения из малых городов и населенных пунктов в большие (мегаполисы);

– субурбанизация (развитие пригородной зоны крупных городов).

Человек, проживающий в большом городе, и индивид, живущий на селе, в большинстве случаев очень сильно различаются между собой [1-2]. Первый – живет в искусственно созданной среде и получает пищу в магазинах. Второй – живет в естественном окружении и для пропитания использует землю своего подсобного домашнего хозяйства.

Основная причина конфликтов между жителями города и села активно начала формироваться именно в 50-х годах прошлого века, когда в городах стали возводиться заводы, что переманивало туда большое количество людей. Кроме того, в современном городе начала формироваться искусственно созданная среда, способная значительно улучшить качество проживания на территории. Все современные города обеспечены централизованными инженерными системами (вода, канализация, газ, тепло и т.д.), что делает комфортным проживание там городского населения. Кроме того, отпадает необходимость в своем хозяйстве. Это приводит к умиранию села как основной ячейки градостроительства. Сейчас многие сельские поселения заброшены и там никто не живет. Это все приводит к различным социальным конфликтам. Людей делят на сельских и городских. Естественно, что сельские завидуют городским из-за наличия у вторых, прежде всего, постоянной и высокооплачиваемой работы, что приводит к обострению социальных конфликтов в обществе.

Вышеперечисленные конфликты характерны для нашей страны. Это объясняется, прежде всего, формировавшейся неправильной политикой по отношению к селу. Например, в развитых странах качество проживания в селе является хорошим и есть возможность активно вести свое домашнее хозяйство и зарабатывать неплохие деньги. Кроме того, в сельских поселениях таких стран инженерные системы развивались на уровне городских. Все они подключены к магистральному газу, что позволяет комфортно существовать и без проблем получать отопление, горячую воду. В то время как даже в Московской области всего в нескольких десятках километров от московской кольцевой дороги (МКАД) можно встретить населенные пункты, не имеющие магистрального газа, в которых присутствует печное отопление, приводящее к загрязнению воздушного бассейна территории. В качестве примера можно привести поселок в Ногинском районе Московской области под названием 2-Бисеровский участок (19 км от МКАД), обладающий всеми вышеперечисленными неудобствами.

Приток в города сельского населения обусловлен отсутствием работы на селе. Люди переезжают в город на работу и начинают снимать там жилье или работать вахтой (неделю через неделю и др.). Естественно, что население крупных городов за последнее время из-за этого увеличилось в разы. Это порождает определенные социальные конфликты. Прежде всего, увеличивающийся контингент людей никаким образом не учитывается при формировании маршрутов общественного транспорта микрорайонов. Автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси продолжают курсировать с таким же интервалом, что и до увеличения количества проживающих. Новые маршруты не вводятся. Таким образом, это создает давки в часы пик. Не всегда возможно зайти в транспорт с первого раза. Кроме того, в районах Москвы, которые не обеспечены метро, ранее имелись случаи давки, которые приводили к травмам среди людей. Транспорт просто не успевает курсировать и перевозить заданное количество человек [3-4].

Маятниковое движение населения из малых городов и населенных пунктов в большие, например, из городов Московской области (Одинцово, Мытищи, Королев, Люберцы, Долгопрудный и т.д.) на работу в Москву происходит каждое утро. Все вылетные магистрали, ведущие в столицу, сильно перегружены в ранние часы. Люди часто опаздывают на работу, т.к. транспортная инфраструктура Подмосковья и Москвы развита плохо и нерационально.

Неправильно поставлено планирование развития и реконструкция главных вылетных магистралей, которые ведут в столицу. Например, многие шоссе в области имеют всего лишь по одной или две полосы, что приводит к уменьшению средней скорости движения транспорта. В то время, как в Москве это шоссе было реконструировано и количество полос там значительно больше. Когда люди вечером возвращаются домой из столицы, то возникают так называемые «бутылочные горлышки». Например, пять вылетных полос из столицы могут сузиться до одной или двух. Это приводит к заторам и потерям времени, что провоцирует социальные конфликты. Живущие в Подмосковье люди частенько завидуют москвичам, которые не испытывают вышеперечисленные проблемы.

Кроме того, для вновь прибывших людей из Подмосковья на работу не всегда организовывают в столице парковочные места. Это объясняется, во-первых, дефицитом земельных участков. Во-вторых, не всегда цены перехватывающих парковок могут устраивать подмосковных жителей.

Очевидно, что Москва является более богатым регионом, чем Подмосковье, поэтому и реконструкция транспортной инфраструктуры там проходит значительно лучше. Много денег в казну города дают платные парковки, а также установленные камеры слежения, выписывающие автомобилистам штрафы. В Подмосковье таких вариантов заработка пока нет.

Кроме того, строительство и расширение новых дорог в столице становится неперспективным из-за того, что в Подмосковье темпы реконструкции мизерные и Москва становится заложником всех вылетных шоссе, ведущих в Подмосковье после выезда автомобилей на них со МКАД.

Кроме того, возрастает количество выбросов выхлопных газов у дорог, рядом с которыми находятся жилые дома. Это вызывает различные возмущения, как жителей, так и экологов. Проведенные эксперименты говорят о гибели большого количества растительности и живых организмов. Например, первая полоса деревьев вдоль московской кольцевой дороги находится в плохом состоянии. В грунт попадает большое количество отходов от автотранспорта после большого количества дождей, которые смываются с дорог. Много деревьев болеют, а некоторые погибают через некоторое время. То же касается и различных живых организмов, живущих рядом с дорогами.

Субурбанизация, под которой подразумевают развитие пригородной зоны крупных городов, тоже несет в себе различные социальные конфликты. Например, в конце 50-х годов прошлого века жителям столицы активно выдавались земли под сельскохозяйственные участки с разрешением строительства небольших садовых домиков, где можно было выращивать растения и цветы, а также отдыхать на природе вдали от шумных улиц мегаполиса. В начале 90-х годов прошлого века все эти дачные строения стали называться СНТ (Садоводческое некоммерческое товарищество). Стоит сказать, что именно дачные участки сейчас являются характерной чертой субурбанизации.

Наличие большого количества дачных участков вызывает огромное количество заторов на дорогах в последний рабочий день недели (пятница), а также в воскресенье. Дача сейчас популярна среди людей, живущих в крупном мегаполисе. Естественно, что перегрузка шоссе не нравится жителям Подмосковья.

Таким образом, можно в заключение сказать, что основные ошибки в транспортной инфраструктуре приводят к нарастанию возмущений и социальных конфликтов среди жителей Москвы и Подмосковья, которые не могут нормально передвигаться по столичной агломерации. Кроме того, определенные возмущения присутствуют у людей по отношению к управляющей власти из-за неправильной градостроительной политики и ошибок, которые не решаются уже много лет.

Список литературы

1. Свенцицкий А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект. 2004. – 336 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Педаго-гика, 1983. – 272 с.

3. Вучик В.Р. Транспорт в городах удобных для жизни [Текст] / В.Р. Вучик. – М. : Территория будущего, 2011. – 576 с.

4. Глазычев В.Л. Урбанистика [Текст] / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2008. – 200 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?