Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Свершившаяся в мире в последнее десятилетие «цифровая революция» вызвала к жизни многие социальные феномены, последствия которых требуют многоаспектного осмысления, и в первую очередь с точки зрения социально-психологических и социокультурных рисков. Российская действительность является особенно рискогенной в силу ментальных и культурных факторов, определяющих её национальное своеобразие. Целью исследования стали огромные массивы информации, по многочисленным коммуникационным каналам воздействующие на окружающий мир и в первую очередь на коммуникацию. Особое место в этом контексте занимают вопросы этики в политике социальной ответственности бизнеса и коммерческой рекламе, использующие манипулятивные технологии, допустимые с позиций права, но нарушающие этические требования. Актуальной остается недостаточная степень внедрения принципов этики в корпоративных и профессиональных коммуникациях России. Авторы, используя методологические подходы — системный, деонтологический и этико-аксиологический, — провели теоретическое и эмпирическое исследование больших массивов информации по социальной ответственности российского бизнеса, коммерческой рекламы, корпоративной и профессиональной этики в России, учета общественных интересов. Изучены результаты исследований корпоративного управления, принципы прозрачности и деловой этики, рейтинги социальной ответственности бизнеса, коррупции и др. Системный подход позволил нам рассмотреть интегрированные коммуникации как систему, целостный комплекс взаимосвязанных компонентов. Деонтологический подход к анализу бизнес-коммуникаций выступает исходным в оценке категорий должного, идеального, универсального, нормативного. Этико-аксиологический подход позволяет оценить действительное и желаемое. Актуальным остается вопрос о соотношении двух основных категорий этики — долга и добра. Авторы пришли к выводу о необходимости оптимизации процесса этического регулирования бизнес-коммуникаций в современной России.
социальная ответственность бизнеса, коммуникация, этика, коммерческая реклама, деонтология, аксиология.
Состояние современного российского общества, претерпевающего сложные преобразования в XXI в., диктует изменения и в сфере бизнес-коммуникаций, успех которых зависит от информационных потоков и их интерпретации.
1. Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования [Текст] / Р.Г. Апресян; отв. ред. А.А. Гусейнов // Этическая мысль. — 2011. — Вып. 11. — С. 5–29.
2. Бизяева М.П. Проблемы становления корпоративной социальной ответственности в России [Текст] / М.П. Бизяева. — URL: http://hr-portal.ru/article/problemy-stanovleniya-korporativnoysocialnoy-otvetstvennosti-v-rossii/
3. Гордова Э.Е. Экономическая этика: прикладной и профессиональный характер [Текст] / Э.Е. Гордова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 1. — URL: www.sisp.nkras.ru/
4. Карлова Е.Ю. Этика бизнес-коммуникаций в современной России [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук / Е.Ю. Карлова. — М., 2015. — 209 с.
5. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность [Текст] / М.В. Киварина // Экономический журнал. — 2011.- № 23. — С. 117.
6. Кривоносов А.Д. Теория и практика международных связей с общественностью [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Кривоносов, М.Е. Кудрявцева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 93 с.
7. Семенова Л.М. Деонтология и аксиология в сфере Public Relations [Текст] / Л.М. Семенова // Тенденции развития связей с общественностью и рекламы: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Челябинск, 2008. — Ч. 2. — С. 100–103.
8. Смагаринский Ю.А. Формы корпоративной социальной ответственности [Текст] / Ю.А. Смагаринский. — URL: http:// www.sovetnik.ru/press/2005/12/19/press_22797.html (дата обращения: 23.02.2017).
9. Социальная ответственность бизнеса: традиции и современная практика [Текст] // Информационный бюллетень Курганской областной думы, № 258. — Курган, 2012.
10. Тополева Е.А. Если все так хорошо, то почему все так плохо? [Текст] / Е.А. Тополева // Коммерсантъ. — 2010. — № 106. — URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx? fromsearch=c65e9bb0-ee11-481f-b709-58e8244ea590&docsid=900276/
11. Федеральный закон «О рекламе» 05.12.2016 № 413-ФЗ ст. 6 п. 4. (Вступил в силу с 1 января 2017 года) [Текст]. Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru/
12. Яровой А.И. Корпоративная социальная ответственность в современной России: опыт и перспективы развития [Текст]: автореф. дис. … канд. полит. наук / А.И. Яровой. — М., 2010. — 166 с.