РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И.Я. ЛЕРНЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Институт стратегии развития образования Российской академии образования при участии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых и Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского провел Международную научно-теоретическую конференцию «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера» (поддержанную грантом РФФИ – проект № 17-06-14117). На конференции состоялось заинтересованное обсуждение разнообразных проблем дидактики, выступающие обратились к творческому наследию выдающегося педагога И.Я. Лернера, рассмотрев развитие его идей учениками и последователями, которое не только не завершено, но в настоящее время становится более активным, отвечающим вызовам времени.

Ключевые слова:
И.Я. Лернер, дидактика, культурологическая теория содержания образования, методы обучения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру.
Текст

3 апреля 2017 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого-дидакта, педагога, теоретика образования Исаака Яковлевича Лернера. Этому событию была посвящена Международная научно-теоретическая конференция «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера» (поддержанная грантом РФФИ – проект № 17-06-14117). Организатором конференции выступил Институт стратегии развития образования Российской академии образования при участии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых и Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

 Конференция проходила в несколько этапов.

10 октября 2017 г. обсуждались острые проблемы дидактики в ходе дискуссионной площадки «Дидактическое наследие И.Я. Лернера в новых контекстах образования XXI века», которая была организована во  Владимирском государственном университете им. А.Г.и Н.Г. Столетовых.

11 октября 2017 г. в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского прошел круглый стол «Формирование творческой личности: развитие идей И.Я. Лернера о проблемном обучении и задачном подходе в современных инновационных практиках», на котором выступил главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, д-р пед. наук, профессор Ю.Б. Алиев, автор дидактической концепции художественного образования, много лет работавший вместе с И.Я. Лернером, а также коллеги из Калужского университета Р.К. Сережникова, Н.А. Исаева, М.А. Заборина, Ю.В. Свободина.

12 октября 2017 г. в Институте стратегии развития образования РАО прошло пленарное заседание и заседание секций Международной конференции. Открыла пленарное заседание и вела его директор института, член-корреспондент РАО, д-р филос. наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, которая отметила важность данной конференции, ее направленность не только на сохранение творческого наследия Исаака Яковлевича, но и его развитие, разработку новых научных положений, основанных на специфике современности и современного образовательного пространства. Светлана Вениаминовна обратила внимание на инициативу проведения конференции со стороны Института стратегии развития образования РАО: «Исаак Яковлевич принадлежит истории сразу двух институтов Академии педагогических наук СССР, правопреемниками которых мы являемся: Института общего и политехнического образования, где он работал с 1959 по 1970 гг., и Института общей педагогики, где Исаак Яковлевич проработал с 1970 года до последних дней своей жизни в 1996 году… В плодотворные 80-е годы им был обобщен его практический опыт, глубоко осмыслены проблемы дидактики и предложены новые, «прорывные» теоретические положения, которые были им – преподавателем-практиком, посвятившим всю жизнь образованию, – представлены в теоретическом аспекте, но в ракурсе, дающем возможность для введения в практику» [1, с. 7].

 На пленарном заседании выступили дети И.Я. Лернера – канд. пед. наук, профессор Московского института открытого образования Георгий Исаакович Лернер и канд. пед. наук, учитель Европейской гимназии Елена Исааковна Лернер, замечательные педагоги и ученые. В своих выступлениях они показали, как идеи их отца работают сегодня. Георгий Исаакович сказал: «Имя Исаака Яковлевича Лернера широко известно в педагогических научных кругах, в учительской среде. Нет практически ни одной диссертации по педагогике, в которой не было бы ссылок на его работы. Он вместе с М.Н. Скаткиным и В.В. Краевским создал дидактическую теорию, которая до сих пор остается никем не опровергнутой. … Каждый учитель, внимательно изучивший работы этих дидактов, … может сконструировать урок, может организовать познавательную деятельность учащихся по своему учебному предмету в разных формах. Работы отца по дидактической системе методов обучения и содержанию образования, по развитию мышления учащихся на уроках … значительно опередили и свое время, и появление череды стандартов образования» [2, с.11].

Выступление главного научного сотрудника Института стратегии развития образования, д-ра пед. наук, профессора Я.С. Турбовского называлось «И.Я. Лернер – гражданин и выдающийся исследователь». Слушая Якова Семеновича Турбовского, участники конференции еще раз убедились, насколько значимо творческое наследие И.Я. Лернера, насколько нравственно велик ученый.

Заведующая лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, д-р пед. наук И.М. Осмоловская выступила как руководитель научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева, показав, как развиваются идеи основоположников научной школы.

Научным коллективом под руководством В.В. Краевского и И.Я. Лернера  в 70-е годы ХХ в. была разработана теория содержания общего среднего образования, которая позже была названа культурологической. В этой теории два основных звена: а) уровневый принцип отбора содержания образования, которое сначала отбирается на уровне общего теоретического представления, затем на уровне учебных предметов, и, наконец, на уровне учебного материала; б) представление о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте, имеющем 4-х компонентную структуру: «1) совокупность знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности; 3) опыт творческой деятельности, воплощенный в особых интеллектуальных процедурах, не поддающихся представлению в виде предварительной,  т.е. до осуществления творческого акта, до решения проблем, регулируемой системы действий; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности, т.е. вошедшей в сферу объектов, с которыми человек в той или иной форме вступает во взаимодействие» [3, с. 146–147].

Развивая идеи основоположников научной школы «Дидактика общего образования», ученики и последователи И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина исследовали процесс отбора содержания образования на уровне общего теоретического представления. Было установлено, что в разных дидактических подходах (традиционном «знаниевом», деятельностном, компетентностном, личностно ориентированном) этот процесс протекает по-разному. Для того чтобы характеризовать его емко и лаконично, подчеркивая различие дидактических подходов, был введен термин «предметность». На уровне общего теоретического представления содержания образования,  как указывается в культурологической концепции его отбора, происходит педагогическая интерпретация социального заказа, для выявления механизма которой категория «предметность» имеет инструментальное значение.

Предметность акцентирует актуальные в настоящее время аспекты культуры, а также ведущие идеи дидактического подхода, на которые необходимо опираться при конструировании содержания образования. На уровне общего теоретического представления формируется проект, замысел содержания образования, и центральным его звеном является предметность. В каждом дидактическом подходе, определяя процесс отбора содержания образования на уровне общего теоретического представления, на остальных уровнях  предметность не исчезает, она конкретизируется, определенным образом реализуется [4].

Представители научной школы продолжили развитие идей И.Я. Лернера об учебных предметах, уточнив определение, расширив типологию; учебниках, рассмотрев дидактические характеристики электронных учебников; методах обучения и технологиях, выделив признаки перспективных методов и технологий; творческом развитии личности.

В своем выступлении И.М. Осмоловская подчеркнула, что, готовясь к проведению конференции, она еще раз обратилась к трудам И.Я. Лернера и утвердилась в мысли, что они необычайно современны. В них есть ответы на вопросы, стоящие перед дидактикой сегодня. Главное – уметь их увидеть.

Сейчас много спорят, есть ли кризис в дидактике. А вот как на этот вопрос отвечал И.Я. Лернер:  «Следует отметить главное, что может идти речь о "кризисе" школы, социальных условий, сопряженных со школой, но нет кризиса дидактики, нет кризиса теории воспитывающего и развивающего обучения. Мы подчеркиваем – теории, ибо она за последние полстолетия развивается в нужном направлении. И если часть вопросов не разработана дидактикой, то это говорит не о ее кризисе, а об уровне развивающихся научных знаний» [5, с.10].

Продолжая линию развития культурологической теории формирования содержания образования в трудах последователей И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, профессор Московского государственного областного университета, д-р пед. наук, профессор Л.М. Перминова осветила идеи бинарно-интегративной концепции содержания образования, разработанной ею, и позволяющей осуществить интеграцию идей культурологической теории и инвариантно-деятельностной, разработанной В.С. Ледневым. Отметив, что до сих пор культурологическая теория не стала полноценным инструментом в массовой практике, Л.М. Перминова привела примеры ее целостного применения в некоторых гимназиях и школах для решения стоящих перед образованием задач.

Различные аспекты развития идей И.Я. Лернера осветили в своих выступлениях коллеги из регионов. Заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Н.А. Асташова проанализировала свой опыт подготовки студентов педагогического института к реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования, рассказав о творческих заданиях педагогической олимпиады, ежегодно проводимой в университете, работе студенческого музыкального клуба «Музыка в мире – мир музыки», круглых столов о творчестве выдающихся педагогов.  Профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, д-р пед. наук, доцент Н.С. Макарова выступила с докладом «Проектирование учебных дисциплин в высшей школе на основе культурологической концепции содержания образования», тем самым показав развитие культурологической теории применительно к сфере высшего образования. Связь теории и практики ярко прослеживалась в выступлении доцента Калужского государственного университета, д-ра пед. наук Н.А. Исаевой на тему «Компетентностная задача по русскому языку как средство формирования творческой личности в новых условиях обучения».

О том, как проходили этапы международной конференции в г. Владимире и г. Калуге, рассказали заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Е.Н. Селиверстова и профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета, д-р пед. наук, профессор Р.К. Сережникова.

Секционные заседания «Теоретическое наследие И.Я. Лернера в развитии дидактики», «И.Я. Лернер о формировании творческой личности. Эмоционально-ценностный компонент содержания образования», «Процесс обучения в условиях информационно-образовательной среды. Требования к современному учителю» позволили развернуть дискуссии по актуальным проблемам дидактики, поставить вопросы, есть ли кризис в дидактике, почему творческое наследие И.Я. Лернера не реализуется в полной мере в практике, что должна исследовать дидактика, какие необходимо выделить приоритеты. Дискуссия продолжилась и при подведении итогов конференции.

Так, модератор одной из секций, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики, д-р пед. наук М.В. Кларин, подводя итоги работы секции, привел вызовы, на которые дидактика не откликается: недоверие к школьному обучению со стороны родителей, потеря учителем монополии на информацию, падение мотивации учащихся, формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к миру, но не к себе. Именно это, по его мнению, и есть проявление кризиса дидактики.

Все участники отметили важность таких встреч, содержательность конференции, дискуссионный накал.

На конференции было принято решение осуществить подготовку и публикацию наиболее значимых трудов И.Я. Лернера.

Был выпущен сборник научных трудов конференции в 2-х томах, в котором опубликованы научные труды ученых из Белгорода, Брянска, Владивостока, Владимира, Калуги, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Орла, Петрозаводска, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, Хабаровска, Ярославля, а  также из Белоруссии (Витебска, Минска), Молдовы (Тирасполя). Все материалы, присланные на конференцию, очень содержательны, актуальны, что еще раз подчеркивает современность и своевременность идей И.Я. Лернера, которые дают стимул педагогам работать над совершенствованием образовательного процесса, профессионально самореализоваться и успешно готовить новое поколение учителей.

Список литературы

1. Иванова С.В. Наследие И.Я. Лернера в проблемном поле современной дидактики [Текст] / С. В. Иванова // Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера (10-12 октября 2017г.). В 2-х томах. Т.1. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 312 с.

2. Лернер Г.И., Лернер Е.И. Воспоминания об отце [Текст] / Г. И. Лернер // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т.1. – № 3(39). – С.8–18.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.

4. Предметность обучения в школьном образовательном процессе: монография [Текст] / Под ред. Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 382 с.

5. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия [Текст] / И. Я. Лернер. – М., 1995.

Войти или Создать
* Забыли пароль?