Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены перспективные направления развития внутришкольной управленческой системы, обусловленные особенностями объекта управления – научно-образовательного социально-культурного многопрофильного комплекса. Модель комплекса была разработана при реализации инновационного проекта «Школа Сколково».
инновационный проект «Школа Сколково», матричная структура управления, управление образовательными проектами.
В 2012 г. была создана федеральная инновационная сеть ассоциации «Школа Сколково». Ассоциация ставила своей основной целью реализацию в регионах России идеи современной школы, передовая система образования которой смогла бы стать одним из прототипов массовой российской школы в наступившем десятилетии.
«Школа Сколково» – это обучение детей без конкурсного отбора и вступительных испытаний возрастом от 0 до 18 лет:
– Семейный Центр (0–3 лет – группы совместного пребывания родителей и детей (0–1,5), группы раннего развития (1,5–3); Современный Дом детей 3–5 лет, Предшкола «ДоШколково» 5–6 лет.
– Начальная школа всестороннего развития (1–4 классы).
– Школа ориентирования (5–8 классы).
– Старшая академическая многопрофильная школа (9–11 классы).
Особенностью создаваемой модели школы являлась ее универсальность в решении важных проблем образовательной действительности. Деятельность сколковских школ основывается на семи ведущих принципах:
1. Школа не отбирает «подходящих» детей, а подбирает для детей условия и педагогические технологии, обеспечивающие успешность каждого ребенка.
2. В школе образовательный процесс максимально возможно индивидуализирован, он поддерживает образовательные траектории каждого воспитанника, в том числе с использованием современных технологий.
3. Являясь «школой ступеней», для каждого возраста школа использует особые образовательные технологии и принципы организации образовательного пространства, специально готовит и организует переходы с одной школьной ступени на другую.
4. Основным вектором развития учеников школы является расширение их самостоятельности и ответственности в образовательном процессе.
5. Школа помогает культурному и социальному развитию местного сообщества. С одной стороны, она привлекает сообщество к решению образовательных задач, а с другой стороны – делает решение задач развития сообщества частью образовательного процесса.
6. Одна из приоритетных образовательных задач школы – формирование современной информационно-технологической грамотности школьников, как на специальных занятиях, так и в большинстве элементов образовательного процесса, в том числе через формирование современной информационно-технологической среды.
7. Школа постоянно обновляется, отвечая на новые вызовы времени и потребности учеников и их семей. Она реализует программу развития, обучаясь на своем опыте и лучшем опыте партнеров. Современное содержание образования не ограничивается перечнем требований к предметным знаниям, умениям, навыкам, оно охватывает все основные компоненты социализации: систему универсальных учебных действий; систему научных представлений о природе, обществе, человеке; систему духовно-нравственных ценностей.
Нами был представлен проект «Инновационный научно-образовательный социально-культурный многопрофильный комплекс», который прошел обсуждение и получил положительные отзывы на кафедре управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета. Нам представляется важным определить основные особенности управления, учитывая специфику школы как объекта управления.
Ю.А. Конаржевский определяет следующие основные характеристики школы как сложной социально-педагогической системы:
– Школа – атрибут любой социальной системы: без школы не может существовать ни одно общество и государство, она – инструмент трансляции новым поколениям достижений человеческой культуры.
– Школа отличается от других социальных систем целями своей деятельности, которые в общем виде зафиксированы в федеральном законе об образовании.
– Образовательный процесс в школе, как системообразующий, имеет специфичные черты.
– Цикличным характером деятельности школы обусловлено ежегодное плановое обновление большей части ее элементов.
– Осуществление цикла жизнедеятельности школы обязательно должно приводить к переходу системы от одного качественного состояния к другому.
– Одной из подсистем школы – педагогическому коллективу – свойственны такие черты, как преобладающая гомогенность, высокий образовательный уровень, специфическая система межличностных отношений, особая совокупность мотивов деятельности и т.д.; у второй, более многочисленной подсистемы – ученического коллектива – мотивы находятся в стадии формирования.
– Результаты деятельности школы можно увидеть через продолжительный промежуток времени, и в подавляющем большинстве случаев они не поддаются количественному измерению, в силу чего требуют обязательного качественного анализа [1, с. 6–48].
Такой перечень основных особенностей школы позволяет говорить о специфике управления школой как вида социального управления. Предложенный нами пять лет назад проект во многом соответствует современной московской школе, которая еще больше обусловила специфику внутришкольного управления своими уникальными чертами как образовательной системы.
Во-первых, современная столичная общеобразовательная организация характеризуется многоуровневостью и масштабностью, т.к. объединяет в единый комплекс несколько рядом расположенных школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей.
Во-вторых, поликультурность педагогических и ученических коллективов, обусловленная национальным, языковым, конфессиональным многообразием.
В-третьих, многопрофильность общеобразовательных организаций, открывающих не только привычные профильные классы физико-математической, естественно-научной, гуманитарной направленности, с углубленным изучением иностранных языков, информационных технологий, но и медицинские, инженерные, кадетские классы.
В-четвертых, современные школы обладают серьезным материально-техническим обеспечением, разнообразными и качественными электронно-коммуникационными ресурсами.
В-пятых, высокий научно-методический потенциал накоплен педагогическими коллективами общеобразовательных организаций, в том числе благодаря длительному сетевому взаимодействию с организациями высшего образования, науки, здравоохранения и культуры [5, с. 96–100].
Очевидно, что такой инновационный объект управления как научно-образовательный социально-культурный многопрофильный комплекс требует эффективных управленческих подходов. С нашей точки зрения, в настоящее время для управления современной московской школой актуальным является матричная структура управления, в наибольшей степени соответствующая развивающейся школе, которая решает инновационные образовательные проблемы посредством создания и освоения нововведений, и управление разработкой, проведением и оценкой результатов различных образовательных проектов. Эти два управленческих направления тесно связаны между собой. Так, необходимость матричной структуры управления во многом обусловлена тем, что современная школа обычно реализуют на разных уровнях общего образования несколько различных образовательных проектов. «Структура матричного типа возникает при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов» [4, с. 85]. С точки зрения теории социального управления, очевидным достоинством матричной структуры является сочетание преимуществ линейно-функциональной и проектной структур управления. Это предполагает взаимную согласованность деятельности традиционных методических объединений учителей, служб школы и временных групп педагогов для выполнения различных проектов, что повышает коллегиальность и компетентность инновационного решения актуальных проблем образовательного процесса. Данная «структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощает перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ» [2, с. 247]. Следует отметить, что основной недостаток матричной структуры заключается в двойном подчинении исполнителей, что может привести и к противоречивым ситуациям. Принято считать, что «матричная структура управления эффективна в школах, перешедших в режим развития, она упорядочивает горизонтальные связи, сокращает многоуровневое линейное подчинение, ускоряет принятие решений и повышает ответственность за их реализацию, хотя и затрудняет координацию работ. Поэтому в школьной организации появились разнообразные группы (объединения), которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи (проблемы): совет по стратегии развития школы; экспертная комиссия; исследовательские и проектные коллективы; команды единомышленников; группы разработки школьного компонента образования и программ развития школьной организации, группы участников рефлексивно-ролевых игр и др.» [3, с. 126]. Можно сделать вывод, что данный вид организационной структуры управления в наибольшей степени соответствует школе, не только выполняющей традиционные функции по образованию детей, но и реализующей образовательные проекты, которые способствуют развитию самой образовательной среды школы.
В качестве иллюстрации назовем самые распространенные городские образовательные проекты, реализуемые в большинстве школ Москвы:
– «Курчатовский проект конвергентного образования» направлен на обеспечение высокого качества образования в целом и, прежде всего, по предметам естественно-научного цикла (по физике, химии, биологии, географии). Благодаря этому проекту, реализуемому с 2012 г., еще больше укрепились связи многих школ с Бауманкой по профессиональному развитию учителей и вовлечению старшеклассников в образовательные акции одного из лучшего вузов страны.
– Проект «Медицинский класс в московской школе» в качестве основного приоритета выдвигает организацию естественно-научного профильного обучения и предпрофильной подготовки медицинского направления, формирование мотивации к врачебной деятельности, подготовку школьников к выбору профессии врача. Школы осуществляют сетевое взаимодействие с Сеченовкой.
– Проект «Инженерный класс в московской школе» в качестве основного приоритета выдвигает организацию технологического профильного обучения и предпрофильной подготовки инженерного направления. Школы осуществляют сетевое взаимодействие не только с МГТУ им. Баумана, но и Московским госуниверситетом геодезии и картографии, колледжами легкой промышленности, связи, автомобильного транспорта, Военно-инженерной академией, Военной академии радиационной, химической и биологической защиты. Это, несомненно, повышает практико-ориентированность и наукоемкость техносферной образовательной среды инженерно-технологического профиля школ.
Эти и многие другие проекты (например, кадетские классы в нашей школе), в которых участвуют наши учителя и учащиеся, – это не дань моде, а современное требование. Проекты направлены на решение инновационных проблем образовательного процесса, они способствуют достижению качества образования. Необходимость эффективной реализации каждого из перечисленных проектов обуславливает направленность новых векторов совершенствования управленческой системы научно-образовательного социально-культурного многопрофильного комплекса.
1. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – 135 с.
2. Словарь-справочник менеджера [Текст] / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с.
3. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] / Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.
4. Управление школой: теоретические основы и методы [Текст] / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
5. Чернобай Е.В. Школа, у которой учатся [Текст] / Е.В. Чернобай, А.Б. Молотков. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.