КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО») В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приводится анализ роли развивающей культурно-образовательной предметной среды в становлении языковой личности дошкольника, инициативной, самостоятельной, обладающей индивидуальными неповторимыми чертами, способной к саморазвитию в условиях неопределенности современного нестабильного общества. Приводится опыт решения этой проблемы в рамках образовательного проекта «Весёлый день дошкольника». Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников».

Ключевые слова:
культурно-образовательная среда, языковая личность, индивидуализация образования, субъект образования, Проект «Веселый день дошкольника», песня как автодидактическое средство, ИКТ.
Текст

Вынесенная на обсуждение Ленского образовательного форума стратегическая инициатива Республики Саха (Якутия) в августе 2016 г. была призвана обеспечить становление компетентной инициативной самостоятельной личности подрастающего человека, способной к саморазвитию, успешной социализации и инкультурации в условиях неопределенности современного нестабильного общества. Решение задачи выстраивания индивидуальной траектории развития учащегося, в том числе дошкольника, как субъекта образовательного процесса (Ф.В. Габышева) [2]. В решении проблемы индивидуализации образования современного дошкольника, его устойчивого развития важное значение придается культурно-образовательной, предметной среде, включая информационно-коммуникативные технологии. Обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе при этом невозможно при сохранении традиционной лидирующей позиции взрослого [5]. Авторами образовательного проекта «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») разработана инновационная технология разностороннего развития дошкольника с приоритетом речевого и художественно-эстетического развития, воспитания компетентной, самостоятельной, инициативной языковой личности, способной к саморазвитию. В апробации технологии принимали участие дошкольные организации ряда регионов РФ, в том числе Республики Саха (Якутия) (5 ДОУ МУУО мэрии г. Якутска и трех Улусов, которые изучают и знакомят детей с якутской, эвенской, эвенкийской, чукотской, русской и юкагирской культурой). В технологии «ВеДеДо» содержание образования задается через специально написанные композитором С.С. Коренблитом веселые песни о разных сторонах жизни детворы (игры, занятия, режим дня, познавательная деятельность и др.) на стихи поэтов классиков и современных детских поэтов. Песни снабжены художественными иллюстрациями и методическими советами о том, как организовать их восприятие и разнообразную творческую деятельность, сотворчество, общение взрослого (педагога, родителя, родственника) и ребенка (детей). Песня, являясь компонентом культурно-образовательной среды, выступает как своеобразное автодидактическое средство. Она «протаскивает» в сознание и подсознание разнообразную вербальную, познавательную, эмоциональную информацию, действует как сгусток энергии на соматику, физиологию, эмоциональный статус через ритм, метр, интонацию. Художественные образы иллюстраций, разнообразные предметы, материалы, игрушки, наряды, задействованные в процессе освоения и присвоения содержания песни, также имеют значение компонентов предметной развивающей среды. Они мотивируют ребенка, пробуждают интерес, эмоции, непроизвольную ориентировочно-исследовательскую активность. Стимулируют творчество в игре, общении, речевой и продуктивной (изобразительной, конструктивной, театрализованной, музыкальной) деятельности, разнообразные пластические этюды, танцевальные и музыкальные импровизации. Песня, звучащая на досуге, вне непосредственно образовательной деятельности, также выступает как автодидактическое средство, вызывая образные и вербальные ассоциации, побуждая к активности, взаимодействию со взрослым и сверстниками, диалогу. Пособия содержат богатейший кладезь произведений высокой русской словесности. Но язык – это тот феномен, который живет только в речевом взаимодействии хотя бы двух партнеров. Восприятие стихов требует наличия чтеца. При использовании ИКТ, звукозаписей, взрослый делегирует свою роль партнера песне, и стих становится компонентом языковой среды, которая также выступает в роли автодидактического средства. Существует порочная практика оставлять ребенка наедине с телевизором, когда ИКТ становится ребенку и другом, и партнером по общению, и даже наделяется статусом любимого существа, его можно погладить и обнять. Использование песен проекта «ВеДеДо» как автодидактических средств имеет совершенно другой смысл. Песня побуждает ребенка к творческой активности, и тот вовлекает в свою деятельность взрослого. Но это взаимодействие происходит по инициативе и свободному выбору дошкольника. Он ведущий, лидер, организатор, находится в субъектной позиции, занят «управленческой деятельностью», как пошутил Даниил Борисович Эльконин, а взрослый – ведомый, выполняет поручения, ту роль, которую ему доверили, определили дети. Отношения дошкольника со взрослым в семье в процессе домашней образовательной деятельности на основе комплектов проекта «ВеДеДо» получают содержательную основу, практическую осмысленность, которые помогают установлению и поддержанию психологического здоровья, положительного эмоционального микроклимата, духа искренности и взаимопонимания между партнерами. И этот вклад в экологию семьи не менее важен, чем выполнение семьей образовательной функции. Личностное развитие и развитие индивидуальности маленького человека – взаимосвязанные линии, не отделимые от социального, коллективистического начала в человеке. Лев Семенович Выготский писал, что высшие психические функции ребенка первоначально были реальными отношениями между людьми [1]. Функции опосредствованы знаками языка. А язык – как подчеркивает Юрий Михайлович Лотман, – это всегда коллектив. Язык – продукт деятельности коллектива людей и существует только в их взаимодействии [4]. Когда ребенок взаимодействует с тем или иным автодидактическим средством (матрешкой, пирамидкой, пазлами, волчком и т.п.), это социальное коллективистическое начало завуалировано: взрослый находит способы воздействия на деятельность и ментальность ребенка через сконструированный по его замыслу предмет, орудие. Как показал Петр Яковлевич Гальперин на примере использования ложки, на самом предмете не написано, как им надо действовать [3]. Функциональному использованию орудия учит маленького человека взрослый. А затем наступает этап, когда ребенок использует предмет самостоятельно, и тот может уже чему-то научить и без Учителя. Таким образом, отвечая на вопрос, вынесенный на обсуждение в нашей дискуссии – «Образовательная среда: условия или "третий учитель"»? – можно ответить: Учит Учитель Словом, опосредствующим деятельность ребенка – совместную со взрослым, со сверстником, индивидуальную, – в том числе через деятельность с автодидактическими средствами как артефактами педагогической и этнической культуры, социокультурной среды. В проекте «ВеДеДо» доказано мощное влияние Песни как автодидактического средства, элемента развивающей среды, синтетического вида искусства (синтеза поэтического слова и музыки) – на развитие языковой личности дошкольника – самостоятельной, инициативной, творческой, с индивидуальными неповторимыми чертами, способной к саморазвитию. Этот результат получен на широком контингенте участников опытной педагогической деятельности, в том числе в ДОО РС (Я). Перспективным представляется начатый нами поиск путей использования в образовательном процессе ДОО ИКТ – музыкальных мультипликационных фильмов, вводящих дошкольника в мир письменной речи, развивающих звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку грамотности при ознакомлении с буквами алфавита. Созданные при поддержке РГНФ первые мультфильмы из этой серии успешно проходят апробацию в ряде детских садов Москвы, Удмуртии, Псковской области, Республики Саха (Якутия).

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 365 с.

2. Габышева Ф.В. К проблеме развития дошкольного образования // Проблемы формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте: Сборник тезисов научно-практической конференции. – Якутск: МО РС (Я), 2002. – С. 7–9.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб: Азбука, 2016. – 544 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

Войти или Создать
* Забыли пароль?