Обосновывается точка зрения автора на патриотическое воспитание студентов в вузе с позиций гуманизации образования. Принципиальная схема соотношения составляющих элементов патриотического воспитания в вузе и изменений, происходящих в личности, представлена следующим образом: самопознание – самоотношение – самоопределение – самореализация.
патриотизм; гуманистически ориентированный подход; технологии.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизации образования в целом и гуманизации высшей школы в сфере патриотического воспитания свидетельствует об устойчивой тенденции включения в систему вузовского образования установки на формирование гражданина своего Отечества с высокими интеллектуальными,моральными и духовными качествами.
Ключевым фактором формирования патриотизма студентов вузов в этом случае является формирование патриотического мировоззрения. Данное мировоззрение возможно только при интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, позволяющей объединить дискурсивное знание о мире, стране, Родине с их чувственными образами и выработать патриотически обоснованную жизнедеятельность каждого обучающегося. Таким образом, ценностные ориентации студентов регламентируются совокупностью идей и взглядов, утверждающих ценность своей страны, право личности на свободное развитие своих творческих сил в пределах своего государства. Все это в своих основных чертах соответствует классическому определению гуманизации как человечности, человеколюбия, уважения к людям. Принципы гуманизации образования, в свою очередь, конкретизируются своей конструктивной сущностью:
- усилением внимания к личности каждого обучаемого как высшей ценности общества;
- установкой на формирование гражданина своего государства с высокими интеллектуальными, моральными и духовными качествами.
Технологический компонент патриотического воспитания в вузе отражает алгоритм, выявленный философом И.А. Ильиным, соответствующий особенностям русской ментальности, порожденным православной культурой: созерцал – возлюбил – выбрал – свершил. Добавим, что гуманизации образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь и профессиональную деятельность. При таком гуманистически ориентированном подходе обучающиеся находятся в атмосфере человеколюбия, проецированной на их волю, чувства, эрудицию, культуру, способности, знания, умения и навыки. В результате возможно воздействие на потребностно-мотивационный, мировоззренческий, интеллектуально-эмоциональный и деятельностный компоненты патриотизма посредством
комплекса принципов, форм, методов патриотического воспитания.
Созерцание как часть внутренней культуры помогает человеку постигнуть красоту, которая пленяет сердце и вносится в окружающую жизнь. Созерцанию нельзя приказать, что оно должно видеть и творить. Замена принципа непосредственного созерцания книжными впечатлениями порождает тусклость характеров, недостаток волевой и нравственной энергии особенно у молодежи. Созерцательный характер мировосприятия предполагает размышление личности о смысле своей жизни, способствует появлению веры в свое уникальное предназначение и познанию путей своей творческой самореализации. В данный период происходит самопознание личности, включающее не только информацию о себе, но и о мире, о людях, рядом с которыми живет человек. Важной задачей является формирование сознательного патриотизма личности. Осознание смысла своей жизни, своего предназначения в мире дает возможность личности обрести гармонию с окружающим миром. Существенное значение для непосредственного восприятия и познания окружающей действительности в условиях реальности приобретают экскурсии и наблюдения. Созерцание как элемент технологии патриотического воспитания связано с познанием окружающей действительности и самопознанием.
1. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. – Волгоград: Издатель, 2001.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ. 2001–2005 годы» // Официальные документы в образовании. – 2001. – № 9.
3. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: современные реалии и идеи: Материалы научно-практической конференции / Под ред. А.Д. Канупникова. – Рязань, 2005.
4. Зимовина О.А. Инновационные педагогические технологии патриотического воспитания студентов вузов в гуманистической образовательной системе: – Сочи: ИОТ РАО, 2010.